когнитивного соответствия теории


когнитивного соответствия теории
— класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления западной социальной психологии в 50-е гг. ХХ в. (см. когнитивная психология) и имеющих целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Основная идея всех К. с. т. состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Эта идея по-разному представлена в различных К. с. т. В теории структурного баланса Ф. Хайдера, базирующейся на идее соответствия и идее атрибуции (см. атрибуция каузальная) рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека (см. восприятие межличностное) и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома проводится мысль о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают. Так, если субъект позитивно относится к другому, но негативно — к оцениваемому ими объекту, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая «негативность» своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и «позитивность» своего отношения ко второму субъекту. Здесь соответствие (конгруэнтность) восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений и в определенных случаях — за счет изменения знака отношения. Особое место среди К. с. т. занимает теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, поскольку в ней рассматривается не ситуация возникновения несоответствия при восприятии другого человека, а наличие несоответствия в структуре одного человека между двумя противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями, убеждениями — «когнициями») о каком-либо объекте. Такое состояние называется диссонансом и субъективно переживается также как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться либо изменением одного из противоречащих когнитивных элементов, либо избирательным отношением к поступающей информации (воспринимая лишь ту, которая уменьшает диссонанс, отвергая увеличивающую его). В теории рассматривается и такой особый случай, как несоответствие между знанием и поведением, и тогда средством выхода из ситуации диссонанса может быть также изменение поведения. В отличие от конфликта диссонанс возникает у человека не до, а после принятия решения. Именно в этом случае возникает особый способ оправдания выбора: наделение позитивными чертами принятой стороны альтернативы и негативными чертами — отвергнутого варианта. В ряде исследований показана ограниченность теории когнитивного диссонанса, обусловленная как различием индивидуальных психологических характеристик разных людей, так и спецификой различных культур. К. с. т. страдают рядом общих методологических просчетов: неточность в определении исходных понятий («соответствие», «несоответствие»), абсолютизация потребности в соответствии, что исключает мотивацию к поиску нового, отказ от учета реальных противоречий общественной среды как источника «когнитивных несоответствий». Однако накопленный в К. с. т. богатый эмпирический материал широко используется в современных концепциях психологии социального познания, раскрывающих реальные характеристики познания социального мира человеком, руководствующимся не требованиями логики, а нормами так называемой «психологики», включающей в процесс познания не только эмоции и пристрастность, но и весьма специфические «эвристики», свойственные именно обыденному познанию.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


Просмотров: 1564
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • Восприятие Человека Человеком
  • восприятие человека человеком
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Когнитивного диссонанса теория
  • когнитивного диссонанса теория
  • Конструктивные теории восприятия
  • КОНФЛИКТА ТЕОРИИ
  • НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИИ ТЕЗИС
  • отказ человека-оператора
  • Отказ Человека-Оператора
  • привязанность к объекту
  • принятия решений теории
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Развитие человека (human development)
  • Системы и теории (systems and theories)
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ТЕОРИИ КОНФЛИКТА
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • теория диссонанса когнитивного
  • Теория Когнитивного Диссонанса
  • теория когнитивного диссонанса
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь