|
ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич [15(27) янв. 1863 – 7 февр. 1919 ] – рус. бурж. историк и социолог. Окончил историко-филологич. фак-т Петерб. ун-та (1886); с 1890 – проф. этого ун-та; академик (с 1899). С 1887 до конца жизни вел семинар и читал лекции в Петерб. ун-те по методологии истории ("Методология истории", вып. 1–2, 1910–13; вып. 1, 1923). Вначале примыкал к юридич. школе в историографии ("Организация прямого обложения в Моск. гос-ве...", 1890), затем перешел на позиции неокантианства. В ст. "Осн. принципы социологич. доктрины О. Конта" (в сб. "Проблемы идеализма", 1902) подверг критике историко-социологич. идеи позитивизма контовского типа. Коренной недостаток концепции Конта Л.-Д. видел в отсутствии разработанной гносеологич. основы теории историч. знания. Такую основу Л.-Д. нашел в по-своему толкуемой теории познания баденской школы. Цель историч. знания, по Л.-Д., – в построении историч. действительности как "эволюционного целого", т.е. как совокупности явлений, покоящихся на психич. факторах. Сделать это с номотетической (т.е. "законополагающей", стремящейся к установлению закономерностей) т. зр. нельзя, ибо она не может учесть специфики историч. факта, под к-рым Л.-Д. понимал "...воздействие сознания данной индивидуальности (включая в нее и коллектив. – Ред.) на среду, в особенности на общественную среду" ("Методология истории", вып. 2, СПБ, 1913, с. 322). Ближе к истине, по Л.-Д., идиографический метод, к-рый стремится воспроизвести своеобразие фактов истории. Установление историч. роли события достигается отнесением его к ценности, т.е. к значению данного переживания, обладающему императивностью и абсолютностью. Отнесение к ценности (этической, эстетической и т.д.) характеризует событие как добро или зло, истину или ложь, красоту или безобразие. Недостаток идиографич. знания, по Л.-Д., состоит в недооценке категорий "целого" и "эволюции", без к-рых нельзя построить процесс историч. действительности, а также отказ от использования нек-рых др. общих понятий. Л.-Д. полагал, что историк, сознательно различая номотетич. и идиографич. точки зрения, "...может соединять их в своей исторической работе" (там же, вып. 1, СПБ, 1910, с. 291). Спец. историч. работы Л.-Д. представляют определенную науч. ценность. Подробная библиография трудов Л.-Д. имеется в "Рус. историч. журнале" No 6 за 1920, посвященном Л.-Д. Лит.: Райнов Т., О филос. взглядах и пед. приемах А. С. Л.-Д., "Ж. М-ва народного просвещения", 1915, Нов. серия, ч. 61, март; Пресняков А. Е., А. С. Лаппо-Данилевский, П., 1922; Покровский M. H., О книге акад. Л.-Д., "Под знаменем марксизма", 1923, No 4–5; Материалы для биографии А. С. Л.-Д., Л., 1929; Черепнин Л., А. С. Л.-Д. – бурж. историк и источниковед, "Вопр. истории", 1949, No 8 (имеется библиогр. трудов Л.-Д. и лит-ры о нем). А. Поляков. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич [15 (27) января 1863, с. Удачное Екатеринославской губ.— 7 февраля 1919, Петроград] — русский историк, философ. С сер. 1890-х ГЕ преподавал в Петербургском университете. С 1899 — действительный член императорской Академии наук. В 1916 в Кембридже получил почетное звание доктора права. Один из членов-учредителей Социологического общества им. М. М. Ковалевского (1916). Разработал оригинальную концепцию методологии истории, в основе которой — своеобразно истолкованные идеи неокантианства. Важнейший труд — “Методология истории” (в. 1—2. СПб., 1910—13). Цель гуманитарной науки считал двоякой: выяснение психического содержания социальных и культурных фактов, затем построение типологической конструкции. Подобно М. Веберу, полагал, что эта задача не может быть решена средствами одного из двух методов научного исследования — идеографического или номотетического. Недостатком первого является противопоставление субъективно-смысловой интерпретации объективному объяснению, основывающемуся на общенаучных понятиях. Второй игнорирует специфику общественных явлений, представляющих собой объективацию психического взаимодействия индивидов. Необходим синтез позитивных сторон путем методологического осмысления различия и границ их плодотворного использования, что позволит сформулировать основы теоретической социологии. Подверг критике позитивистскую социологию за недооценку ею роли личности. ПеруЛаппо-Данилевского принадлежат крупные научные труды по истории государства, права, общественной и научной мысли в России. Важнейшее из них — монография “История русской общественной мысли и культуры 17—18 вв.” (М., 1990; второй том до сих пор не опубликован), в которой предпринята оригинальная попытка рассмотреть взаимовлияние различных идейных и культурных систем в России 17—18 вв. Соч.: Основные принципы социологической доктрины О. Конта. М., 1902. Лит.: Материалы для биографии Лаппо-Данилевского. М., 1929; /o.юсенко И. А. Социологические воззрения русского неокантианства. — В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978. С. И. Бажов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|