|
АРХИТАРХИТ (???????) (4 в. до н.э.) – древнегреч. философ, пифагореец; родом из Тарента, глава его правительства; друг Платона. А. – автор многих соч., от к-рых дошло лишь неск. фрагментов. Ставя вопрос: "Если бы я находился на самом крае вселенной, смог ли бы я протянуть свою руку или палку дальше за пределы его?" и утверждая законность повторения этого вопроса для каждой вновь получаемой границы, А. пытался этим доказать бесконечность пространства и материи. А. был крупным математиком, механиком, развил теорию музыки, положив в ее основу математич. акустику. Лит.: Маковельский А. О., Досократики, т. 3, Казань, 1919, с. 43–59; В1аss Fr., De Archytae Tarentini fragmentis mathematicis, в кн.: Melanges Graux. Recueil..., Р., 1884. А. Маковельский. Баку. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. АРХИТ АРХИТ ('???????) из Тареита (ок. 435—после 360 до н. э.)—древнегреческий ученый, философ и политик, последний значительный представитель древнего пифагореизма. Сохранились фрагменты его трудов “О математических науках” (???? ?????????) и “Беседы” (?????????). Архит—редкий пример выдающегося математика и оригинального мыслителя, который добился успеха в управлении государством. Аристоксен, автор первой биографии Архита, сообщает, что он семь раз избирался стратегом Тарента и как полководец не знал поражений. Архит плодотворно занимался всеми науками пифагорейского квадривиума (арифметика, геометрия, гармоника и астрономия), которые считал родственными (В 1), возможно, потому, чтоих объединяет теория пропорций. Он первым решил знаменитую проблему удвоения куба (А 14), найдя две средние пропорциональные между двумя заданными величинами (a'.x^-.y^y.la, отсюда х^а3). Введя в геометрию принцип движения, способствовал становлению кинематической теории движения небесных тел, выдвинутой его учеником Евдоксом Книдским. Полагают, что ему принадлежит восьмая (арифметическая) книга “Начал” Евклида. Арифметика Архита была тесно связана с гармоникой: доказав, чтомежду числами, находящимися в отношении (п+1): п, невозможно найти среднее пропорциональное (А 19), он продемонстрировал, чтоосновные гармонические интервалы, напр., октава (2:1), кварта (4:3), квинта (3:2), а также целый тон (9:8), не могут быть разделены пополам. Эти и другие исследования Архита (А 16—17, В 2) завершили пифагорейскую гармонику, развитую впоследствии Евклидом и Птолемеем. Его изыскания в акустике сочетали математику с эмпирическими наблюдениями и опытами, хотя и не всегда вели к верным результатам: вслед за Гиппасом он считал, чтовысокие звуки движутся быстрее, чем низкие (В 1). В астрономии, вопреки канонической впоследствии схеме, Архит выступал против ограничения космоса звездной сферой: “Окажись я на краю Вселенной, т. е. на сфере неподвижных звезд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку или нет?” (А 24). Будучи основателем механики и, вероятно, оптики, он поставил их на прочную математическую основу. “Механические проблемы” Аристотеля опираются на “Механику” Архита, к его школе принадлежал изобретатель первой катапульты Зопир из Тарента. Интересно, что Архит находил время и на изобретение детских игрушек (А 10). Хотя сведения о философии Архита скудны, видно, что он оставил след во многих ее разделах. В этике он выступал против гедонизма и за подчинение чувств разуму (традиционно пифагорейские мотивы), сам являясь образцом самообладания и гуманного отношения к слугам (А 7—9). В его физических взглядах проявился математический подход: всякое движение происходит согласно пропорции (????????). В “природном”, круговом движении—это “пропорция равенства”, ибо “оно единственное возвращается к самому себе” (А 23а); пример—круговращение небесных тел. Причиной механического движения является “неравное” (А 23), напр., неравные плечи рычага. Вслед за Филолаем Архит был зачинателем философского рассмотрения математики, особенно ее познавательных возможностей (В 1, 3, 4). Он учил, что математика способствует социальному равенству и согласию и даже улучшает нравственность (В 3). Первая поездка Платона в Южную Италию (388) положила начало его долгой дружбе с Архитом. В 361 благодаря помощи Архита Платону удалось вернуться в Академию из небезопасной поездки к тирану Сиракуз Дионисию Младшему. Будучи важным источником знаний Платона о пифагореизме, Архит стимулировал и многие общие его идеи: о правителе-философе, о благотворном влиянии математики на душу, о четырех точных науках как преддверии диалектики и др. Математика, в которой Архит был главным экспертом в своем поколении, служила образцом для теории идей Платона и логики Аристотеля. Последний посвятил философии Архита два специальных труда (А 13). В эпоху эллинизма Архиту, как и многим другим пифагорейцам, было приписано множество поддельных философских трактатов. Фрагм.: DK I, 421—439; Лебедев. Фрагменты, с. 447—459. Псевдоэпиграфы: Thesleff Я. (ed.). The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Abo, 1965; Sileiak T. (hrsg.). Archytas Tarentinus. Uber die Kategorien. В., 1972. Лит.: Жмудь Д. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; KraffiF. Dynamische und statische Betrachtungsweise in der antiken Mechanik. Wiesbaden, 1970, S. 149ff.; Wierden B. i. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979; Mathieu B. Archytas de Tarente: pythagoricienne et ami de Platon.—“Bulletin d'Association G. Bude”, 1987, p. 239—255; Lloyd G. E. R. Plato and Archytas in the Seventh Letter.-“Phronesis”, 1990, 35, p. 159—173; Huffman С. A. Archytas of Tarentum, Cambr. (Mass.), 2000. См. также лит. к ст. Пифагореизм. Л. Я. Жмудь Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|