|
ЭНЦИКЛОПЕДИЯЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios — круг, ‘завершенный цикл’ дисциплин; paedia — воспитание, образование, культура) — понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Словосочетание ‘enkyklios paedia’ появляется в 1 в. до н.э. у Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея традиционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в. до н.э.), преподававшего, согласно Платону, ‘энциклопедические знания’. Во французском языке (как идея) Э. впервые упоминается Ф.Рабле, упоминавшем о ‘кладезях и безднах Э.’. Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза — количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В.Бовэ). Первая (печатная) философская Э. — ‘Философская жемчужина’ Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (ок. 1496) — включала 12 частей: натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских. (При этом предполагалась обращенность энциклопедических знании к широкой публике, а не только к специалистам.) Сугубо философская первая Э. — Джованни Баттиста Бернардо ‘Семинарий или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков’ (Венеция, 1582—1585). В 17 в.: ‘Философский реперторий’ Н.Бурхарди, ‘Философский лексикон’ Р. Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотребительными в профессиональной среде. Сам термин ‘Э.’, введенный в оборот во второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразовательного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны: 1) Э. Д'Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др. (1751—1780). По Д'Аламберу, Э. излагает ‘порядок и последовательность человеческих знаний’; 2) ‘Энциклопедия философских наук’ Гегеля (1817). (По замечанию Аверинцева, ‘будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы ‘Опытов’ Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор ‘Великого зерцала’, или Фома Аквинский с обеими своими ‘Суммами’.) В современной трактовке Э. являет собой компендиум устоявшихся и апробированных, легитимированных научным сообществом знаний в определенной области. Быстрый рост популярности в последней трети 20 в. научных дисциплин ‘маргинального’, ‘пограничного’ характера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значимость самой идеи Э. для ученых-профессионалов, сохраняя при этом ее статус как ‘моментальной’, ‘сиюминутной’ характеристики меры и степени конвенциализма, присущего той или иной области знания. В постмодернизме выступает символическим обозначением текста, организованного как лабиринт или ризома — в отличие от структурно-одномерного ‘словаря’ (Эко). История философии. 2008. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|