ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
        совокупное обозначение различных направлений в совр. психологии, для которых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов психики как целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р. Вудвортсом для обозначения нового направления в психологии, возникшего под влиянием волюнтаристич. концепции Джемса. Сторонники этого направления (Вудвортс, Т. Мур, Дж. Мак-Карди) стали рассматривать реакции организма на внеш. стимул не как изолированный акт типа механич. толчка, а как сложный процесс, проистекающий в конечном счёте из внутр. активности организма и определяющийся прежде всего его потребностью, которая делает организм чувствительным к одним раздражителям и безразличным к другим.
        В дальнейшем термин «Д. п.» стал употребляться в широком смысле для обозначения разнообразных психо-логич. концепций, которые, в противоположность статическому подходу к психике (напр., в ассоцианизме и др. теориях, изучавших психику в аспекте ощущений, восприятий, представлений), уделяют преимущест. внимание динамич. аспектам психики — побудительным мотивам, влечениям, интересам, конфликтам личности и т. д. Поведение человека трактуется при этом как результат действия внутрипсихич. сил, стремлений и т. д., которые понимаются как бессознат. влечения (психоанализ идр. направления глубинной психологии), инстинкты (К. Лоренц), целевые действия (У. Мак-Дугалл), силы поля (К.Левин) и др. К Д. п. относят также направления в психологии личности, которые трактуют личность как динамич. саморазвивающуюся систему (Г. Олпорт, Г. Мёрфи и др.), отрицая при этом определяющую роль социально-историч. обстоятельств в её формировании.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
термин, предложенный амер. психологом Р. Вудвортсом в качестве объединяющего понятия для ряда западных направлений в психологии 20 в., занимающихся преим. анализом с идеалистич. позиций движущих сил поведения животных и человека (потребностей, влечений, мотивов и т.д.); различные и даже враждующие между собой школы в психологии объединяются термином "Д. п." на основе общей им всем динамич. концепции личности. Д. п. вырастает из понятия динамизма психики, противопоставляющего отдельным состояниям сознания последовательность смены этих состояний. Отчетливо выступая уже в трудах Лейбница и Гербарта, динамич. концепции в психологии получают особое развитие в конце 19 – нач. 20 вв. у Пьера Жане и особенно Фрейда. Собственно к Д. п. Вудвортс причисляет различные психоаналитич. школы, напр. индивидуальную психологию А. Адлера, функциональную психологию, гормическую психологию Мак-Дугалла, гештальтпсихологию в направлениях, представленных Кёлером и Левином, необихевиоризм Толмена, Холта, Халла и нек-рые др.
Общим для всех этих школ и направлений является стремление объяснить личность, исходя из нее самой, найти источники ее деятельности в толкуемой по-разному, но в конечном счете идеалистически, динамике психич. процессов, абстрагируемых как от нейрофизиологич. механизмов, так и от обусловливающих влияний на психику человека обществ. среды. Мотивы, потребности, цели, влечения объявляются изначальными элементами психич. деятельности. Человек, личность биологизируется.
Методологически Д. п. как в трактовке Вудвортса, так и у представителей относимых к ней направлений исходит из субъективно-идеалистич. концепций махизма. Так, центральную для психологии психофизиологич. проблему Д. п. решает путем типичного для махизма сведeния ее к субъективным данным наблюдения: отношение "душа – тело" "не есть параллелизм между физиологической и духовной деятельностью, но только параллелизм между двумя различными описаниями одной и той же деятельности" (Woodworth R. S., Dynamic psychology, в кн.: Psychologies of 1930, ed. by С. Murchison, L., 1930, p. 335). Такой же субъективизм и биологизаторство отличают и отношение Д. п. к проблеме социальной детерминированности личности и психики человека. Согласно представлениям школ, относящихся к Д. п., не человек – исторически обусловленное существо, но социальная среда есть проекция внутр. психич. мира субъекта на отношения между людьми. Вследствие такой позиции теоретич. построения Д. п. по существу антиисторичны, и Д. п. на деле отказывается от причинного изучения психики, т.е. фактически противопоставляет себя научной, материалистич., марксистской психологии.
Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, пер. с англ., М., 1950; его же, Dynamic psychology, ?. ?., 1925; его же, Dynamics of behavior, ?. ?., 1958; MсСurdy J. T., Problems in dynamic psychology, N.Y., 1923; Moore ?h. V., Dynamic psychology, Phil., [a. o.], 1926; Talman ?. С., Purposive behavior in animals and men, N. Y.–L., 1932; Lewin К., A dynamic theory of personality, N. Y., 1935; Kohler W., Dynamic in psychology, N. Y., 1940; Landis C., A modern dynamic psychology, "J. compar. and Physiol. Psychol.", 1947, v. 40, No 3, p. 135–41; Krech D., Dynamic systems, psychological fields and hypothetical constructs, "Psychol. rev.", 1950, v. 57, No 5, p. 283–90; Le dynamisme psychique (psychodynamics), "Dialectica", Nchat., 1951, v. 5, No 3–4, p. 231–469; Webster H., Dynamic hypotheses in psychology, "Psychol. rev.", 1952, v. 59, No 2; Glоver ?., The future of "dynamic" psychology, "Brit. J. Med. Psychol.", 1957, v. 30, pt 4, p. 219–29; O'Dоherty E. F., Toward a dynamic psychology. Freud and St. Thomas, "Studies", 1960, v. 49, No 196.
M. Роговин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1097
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Динамическая психология (dynamic psychology)
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
  • Описательная психология (descriptive psychology)
  • Педагогическая психология (educational psychology)
  • Педиатрическая психология (pediatric psychology)
  • Полицейская психология (police psychology)
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • Психология здоровья (health psychology)
  • Психология и закон (psychology and the law)
  • Психология мира (peace psychology)
  • Религия и психология (religion and psychology)
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Социальная психология (social psychology)
  • Спортивная психология (sports psychology)
  • Сравнительная психология (comparative psychology)
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Топологическая психология (topological psychology)
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Экспериментальная психология (experimental psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь