ЛАВДЖОЙ


ЛАВДЖОЙ
(Lovejoy)
Артур Онкен (род. 10 окт. 1873, Берлин – ум. 30 дек. 1962, Балтимор) – амер. философ; с 1908 профессор в ун-те Джонса Хопкинса в Балтиморе; представитель критического реализма, отрицательно относившийся также и к прагматизму. Развивал идеалистическую теорию символов. Осн. произв.: «The revolt against dualism», 1930; «The great chain of being», 1936.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЛАВДЖОЙ
(Lovejoy), Артур Онкен (10 окт. 1873 – 30 дек. 1962) – амер. философ, представитель критического реализма. Проф. философии Вашингтонского (1901–1908), Миссурийского (1908–10) ун-тов и ун-та Джона Хопкинса в Балтиморе (1910–38). Президент Американской философской ассоциации (1916–1917), Американской ассоциации университетских профессоров (1919). С 1940 – основатель и ред. журн. "Journal of the History of Ideas" ("Журнал истории идей").
Важнейшие работы – по истории философии, понимавшейся им как "историография идей": методом ее Л. считал выделение "идей-единиц" (unit-ideas), т.е. филос. категорий, специфич. филос. теорий, свящ. формул и т.д., и исследование их проникновения в различные области идейной жизни (см. "Essays in the history of ideas", Balt., 1948, p. 10). Филос. взгляды Л. – т.н. "темпоралистический реализм", к-рый является попыткой защитить реальность качеств. разнообразия в мире. С этих позиций он критикует аргументацию субъективного идеализма, к-рый, изгоняя из мира реальное изменение, смешивает "восприятие последовательности с последовательностью восприятий", и рационализма, выдающего за очевидный закон тезис о том, что "в следствии не может быть ничего такого, чего бы не было в причине" (Коэн М. Р., Американская мысль, М., 1958, с. 346). Л. – сторонник теории эмерджентной эволюции (см. "The meaning of„emergence and its modes“" в журн. "J. Philos. Stud.", 1927, v. 2, No 6, p. 176, 177). Он критикует прагматизм (гл. обр. – прагматизм Дьюи) за отождествление реальности и опыта и неореализм за признание имманентности объекта субъекту в акте познания. Свои взгляды он считает дуалистическими в том смысле, что данные опыта не тождественны объективной реальности и не совпадают с нею. Л. признает независимые от субъекта "физические существования", находящиеся в процессе постоянного изменения. Однако, признавая, что познанию доступны только "данные познания", т.е. психич. образования, но не "физические существования", Л. утверждает, что во всей познавательной деятельности человек имеет дело только с понятиями, реальное содержание к-рых лежит по ту сторону опыта. Тем самым, отрывая образ от его объекта, Л. остается на позиции агностицизма и идеализма (см. Pragmatism versus the pragmatist, в сб:. Essays in critical realism, 1920, new ed., 1941). Сам Л. утверждает, что он занимает позицию между идеализмом и неореализмом.
Соч.: A temporalistic realism, в кн.: Contemporary American philosophy, v. 2, ?. ?., 1930, The revolt against dualism, L., 1930, The great chain of being, Camb. (Mass.), 1936.
Лит. Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.–Л., 1936, с. 174–80, Коэн М. Р., Амер. мысль, пер. с англ., М., 1958, с. 303, 337–38, Боднар Ян, О совр. философии США, М., 1959, с. 145–47.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛАВДЖОЙ
    ЛАВДЖОЙ (Lovejoy)Артур Онкен (10 октября 1873, Берлин —12 декабря 1962) — американский философ и историк идей. Получил степень бакалавра в Калифорнийском университете (1895), учился в Гарвардском и Пенсильванском университетах. Преподавал в различных университетах — Стенфордском (1899—1901), Вашингтонском, Миссури, Джона Гопкинса (1910—38). Президент Американской ассоциации университетских профессоров (1919). С 1920 примыкал к группе критических реалистов. Предложил собственную версию “темпоралистического реализма”, согласно которой познавательное отношение субъекта и объекта опосредовано ментальными образами; каузально обусловленные внешним миром, они являются эмердженциями. В акте познания физические вещи и их образы имеют разную пространственную локализацию и разорваны во времени. Поэтому всякое знание внешнего мира является репрезентативным. В книге “Восстание против дуализма” (The Revolt Against Dualism, 1930) Лавджой доказывал неустранимость психофизического и субъект-объектного дуализма. Лавджой занимался проблематикой философской историографии как истории идей, был основателем “The Journal of the History of Ideas”. В книге “Великая цепь бытия: исследование истории идеи” (The Great Chain of Being: The Study of the History of an Idea, 1936) развивал мысль о том, что идея, однажды родившись, порождает новые смыслы, а развертывание идей образует “великую цепь бытия”, связывающую движение культуры. Поэтому историю философии следует изображать как историю не систем, а трансформации смысла идей.
    Соч.: Bergson and Romantic Evolutionism. Berk., 1914; Essays in the History of Ideas. Bait., 1948; Reflections on Human Nature. Bait., 1961; The Reason, the Understanding and Time. Bait., 1961; The Thirteen Pragmatisms and Other Essays. Bait., 1963. Лит.: ReckA. J. The Philosophy of A. 0. Lovejoy (1873—1962). - “The Review of metaphysics”, 1963, v. XVII, ? 2, Dec., p. 257-285.
    H. С. Юлина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1026
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИДЕЙ АССОЦИАЦИЯ
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Идей
  • Идей
  • КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • Контрапунктирность бредовых идей
  • ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
  • Полёт идей
  • РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • Скачка идей
  • Социальное внедрение (мыслей, идей и т. д.)
  • ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • Чхунсанге (Ассоциация По Исследованию Идей Чхунсана)
  • ЭСТОНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь