ВЕРНАДСКИЙ


ВЕРНАДСКИЙ
        Владимир Иванович [28.2 (12.3).1863, Петербург,— 0.1.1945, Москва], сов. естествоиспытатель и мыслитель, акад. АН СССР (1912), акад. АН УССР (1919). Основоположник генетич. минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, гидрогеологии. Идеи В. оказали существ. влияние на возникновение биогеологии, геохимич. экологии, геохимии ландшафта, нау-коведения и др. науч. дисциплин. Организатор мн. науч. учреждений. Гос. пр. СССР (1943).
        В дореволюц. период принимал активное участие в освободит. движении. Боролся за академич. свободы, отстаивал демократич. принципы решения агр. и нац. вопросов.
        Труды В. обогатили науч. мировоззрение рядом диа-лектич. выводов и положений, сыграли значит. роль в становлении совр. науч. картины мира. По своим филос. основаниям мировоззрение В. носило материа-листич. и диалектич. характер. В центре его исследований — разнообразные филос. и методологич. проблемы: многообразие пространственно-временных состояний материи, структура и свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение эмпирического и теоретического в науч. познании, строение пауки и общие закономерности её развития, природа науч. мировоззрения, взаимодействие естествознания и философии, социальные функции науки, этика науч. творчества, закономерности перехода биосферы в ноосферу (сферу разума) и др.
        В. был одним из создателей антропокосмизма — системы, в которой естеств.-историч., природная (в широком смысле — космическая) и социально-гуманитарная, человеч., тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое.
        Избр. соч., т. 1—5, M., J954—60; Очерки и речи, [в.] 1—2, П., 1922; Биогеохимич. очерки. 1922—1932, М.—Л., 1940; Химии, строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; Размышления натуралиста, кн. 1—2, М., 1975—77; Живое вещество, М., 1978; Переписка с Б. Л. Личковым, [кн. 1—2], М., 1979—80; Избр. труды по истории науки, М., 1981; Страницы автобиографии В. И. В., М., 1981.
        Л и ч к о в Б. Л., В. И, В., М., 1948; Жизнь и творчество В. И. В. по воспоминаниям современников (К 100-летию со дня рождения), ?., 19?3; Мочалов И. И., В. И. В. о логике и методологии науч. творчества, «ВФ», 1963, № 5; его же, Проблемы филос, знания в творчестве В. И. В., там же, 1971, № 9; его же, В. И. В.— человек и мыслитель, М., 1970; Баландин Р. К., В.: жизнь, мысль, бессмертие, М., 1979; М и к у л и н с к и й С. Р., В. И. В. как историк науки, «Вопросы истории естествознании и техники», 1980, № 1, 3,

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ВЕРНАДСКИЙ
ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (род. 28 фев. 1863, Петербург – ум. 6 янв. 1945, Москва) – рус. естествоиспытатель и мыслитель, основоположник учения о живом веществе, работавший на стыке наук: геологии, биологии, химии. Огромное значение придавал роли философии, логики и методологии для исследований в области естественных наук. Совершенно поновому подошел и развил понятия «биосфера» (греч. bios – жизнь и sphaira – область, сфера; сфера жизни), введенное в науку Э. Зюсом, и «ноосфера» (греч. nous – разум и sphaira – сфера; сфера разума), введенное П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа. Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая налагает на нее своеобразную геологическую и физико-химическую организованность. Возникновение жизни на Земле и связанное с ним образование биосферы рассматривал не как изолированное появление очагов жизни в отдельных ареалах, а как единый монолитный процесс образования жизни на всей планете с зарождением соответствующих для этого условий. С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, человечество, овладевая законами, природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое. Осн. произв.: «Биогеохимические очерки», 1922-1932, 1940; «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», 1965; «Живое вещество»,, 1978; Избр. соч., тт. 1-5, 195Ф-1960.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ВЕРНАДСКИЙ
Владимир Иванович [28 февр. (12 марта) 1863 – 6 янв. 1945] – рус. мыслитель и ученый-естествоиспытатель, создатель ряда науч. отраслей (геохимии, биогеохимии и др.). Проф. Московского ун-та, академик (1908). Организатор и глава мн. науч. учреждений в стране, 1-й президент Укр. АН СССР (1919–22), член мн. зарубежных академий.
В. развивает натурфилос. идеи т.н. рус. космизма (Циолковский, Чижевский, отчасти Фёдоров и Флоренский), рассматривающего Вселенную и человека как единую систему со своей регуляцией (гомеостазисом) и предполагающего разумное преобразование космоса. Мысль В., сосредоточенная на космосе как целом, развивается в противопоставлении косного и живого вещества и усматривает критерий космич. прогресса в постепенном нарастании сил разума во Вселенной. Опираясь на сформулированные им законы развития биосферы – необратимости эволюции живого вещества и его усложнения, В. предсказывает приближение ноосферы – нового этапа в жизни планеты, когда науч. мысль объединенного человечества становится "геологич. силой". С ноосферой (термин введен Ле Руа и Тейяром де Шарденом после их знакомства с идеями В.) В. оптимистически связывает триумф жизни и наступление "прекрасного будущего" для человечества. Эта перспектива гарантируется у В. тем, что человеч. и социальное бытие включено в качестве звена в эволюц. процесс, предопределенный природными законами. Рукописное наследие В. хранится в архиве АН СССР.
Соч.: Избр. соч., т. 1–5, М., 1953–60; Очерки и речи, П., 1922; Химич. строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; Науч. мысль как планетное явление, "Наука и религия", 1968, No 11.
Лит.: Козиков И. ?., Филос. воззрения В. И. В., М., 1963; Мочалов И. И., В. – человек и мыслитель, М., 1970; Забелин И., Человек и человечество, М., 1970.
Р. Гальцева. Москва.
О. П. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ВЕРНАДСКИЙ
    ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович [28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург—6 января 1945, Москва]—русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. В 1885 окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1898—1911 профессор Московского университета. Академик Российской АН (1912); В 1918—19 член-основатель и первый президент Украинской АН. В 1922—39—директор Государственного радиевого института. В 1928—45 организатор и руководитель Биогеохимической лаборатории АН СССР. Член ряда зарубежных академий.
    Исследования Вернадского посвящены минералогии, кристаллографии, основанным им новым разделам науки—геохимии, биогеохимии, космохимии, радиогеологии разработке концепции биосферы и ее перехода в ноосферу, а также истории науки, социальным проблемам, философии. Мировоззренческой канвой его творчества был космизм: природные и социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами.
    Неоднократно высказывал мысль, что “наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствии” (Научная мысль как планетное явление. М., 1991, с. 181). Отмечал влияние на науку различных философских течений. По его мнению, позитивную роль для современной науки сыграли концепции А. Бергсона, Я. Смэтса (холизм), А. Н. Уайтхеда, С. Александера. Напротив, философия Гегеля, считал он, уже в 20 в. не отвечала научному методу. В то же время Вернадский подчеркивал, что в конкретной научной работе “никакой философ не может указывать путь ученому, особенно в наше время” (там же, с. 249). Свою собственную позицию называл критическим реализмом, а иногда — философским скептицизмом, который “принимает реалистическое миропредставление, как оно научно выявляется, как единственную возможность, и не признает ни религиозных, ни философских представлений, как ему равноценных” (там же, с. 249). Научные понятия представляют собой “максимально точные” в данный момент образы реальности, уточняющиеся в ходе научного прогресса. Наука в социальной жизни “резко отличается от философии и религии тем, что она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований” (там же, с. 76). Научную мысль считал новой, ранее отсутствовавшей геологической силой.
    Термином “научное мировоззрение” Вернадский обозначал “представления о явлениях”, доступных рациональному исследованию, а также “определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания” (Труды по всеобщей истории науки. М-, 1988, с. 51). Важнейшим компонентом такого мировоззрения является научная картина мира. Он отмечал разрыв между физической картиной мира и натурализмом, в который входит изучение элементов живого. В истории научной мысли обе картины мира развивались достаточно независимо, но после создания теории относительности, отмечал Вернадский в начале 20-х гг., мы находимся на пороге нового великого синтеза знаний о природе. Он существенно обогатил концепцию пространства-времени, разрабатывая представления о неоднородности и анизотропии пространства (в кристаллографии, биологии), о разных типах времени (не только физического, но и биологического, геологического). Жизнь нашей планеты — явление космическое. Поэтому он защищал концепцию “вечности жизни”, а не ее самозарождения на Земле (жизнь — “вечное проявление реальности”). Крупным вкладом мыслителя в научную картину мира явилась концепция биосферы, т. е. сферы существования живого на Земле. Динамическое равновесие, организованность биосферы поддерживается космическими факторами. Ее эволюция рассматривалась им в качестве целостного процесса взаимодействия живого и неживого (“косного”), в котором видообразование и эволюция биосферы тесно взаимообусловлены. Неотделимая часть строения биосферы — человек как проявление природного процесса эволюции. В человеке Вернадский видит деятельное существо, активно преобразующее природные условия с помощью своего разума. Это не homo sapiens, a homo sapiens faber, т. е. существо, создающее орудия труда для дальнейшей деятельности. По своей мощности антропогенные воздействия на природу сравнимы с геологическими сила
    ми. Человек способен воздействовать и на “проявления космических соотношений”. Эволюция человека не завершена. Он является лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ, и наши потомки будут иметь более совершенный мыслительный аппарат, чем мы. Вернадский обосновывал мысль, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации идеала автотрофности человечества, т. е. к достижению его независимости от других форм жизни путем искусственного синтеза пищи. Это будет иметь и огромные моральные последствия. Анализируя антропогенную деятельность, он пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу (от греч. ????—?азум). Ноосфера — “царство разума человеческого”. Она представляет собой “последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории—состояние наших дней” (Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 510). Ноосферогенез определяется прежде всего ростом науки и основанного на ней труда человечества. К его предпосылкам помимо охвата научной мыслью всей планеты и свободы научного творчества относится достижение единства всего человечества, открытие новых источников энергии, отказ от войн и все, что должно обеспечить, согласно концепции мыслителя, развитие личности. Дальнейшее расширение ноосферы будет связано с выходом человечества в космос.
    Соч.: Избр. соч. в 5т. М., 1954—1960; Очерки и речи, вып. 1—2. М., 1922; Очерки геохимии. М.-Л., 1927 (4-е изд. М., 1983); Проблемы биогеохимии, ч. 1. Л., 1934 (2-е изд. М.—Л., 1935); Живое вещество. М., 1987; Философские мысли натуралиста. М., 1988; Труды по всеобщей истории науки (2-е изд.). М., 1988; Труды по истории науки в России. М., 1988; Биосфера и ноосфера. М., 1989; Научная мысль как планетное явление. М., 1991; Живое вещество и биосфера. М., 1994; Труды по геохимии. М., 1994; Публицистические статьи. М., 1995; О науке, т. 1: Научное знание; научное творчество; научная мысль. М„ 1997.
    Лит.: Мочалов И. И. Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). M., 1982; “Прометей”. Историко-биографический альманах. М., 1988, т. 15; Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского. Л., 1989; Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избр. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993; Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.
    В. В. Казютинскии

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1649
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • АЛБАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ВЕРНАДСКИЙ
  • ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
  • РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • Риторика в истории науки
  • Страницы Жизни И Творчества
  • ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ЭСТОНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • вера в теории познания и философии науки
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • логика научного познания (логика науки)
  • науки о природе и науки о культуре
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь