|
ФИКЦИОНАЛИЗМФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio — вымысел, выдумка) — филос. концепция, возникшая на рубеже 19— 20 вв., согласно которой любой вид деятельности, и прежде всего познавательной, предполагает такие представления, которым в реальности ничего не соответствует, но которые тем не менее являются «полезными» с т.зр. их практической применимости. Создателем и наиболее последовательным выразителем Ф. стал нем. философ X. Файхингер, опиравшийся в своих выводах на взгляды И. Канта и Ф. Ницше. Развивая положение Канта о том, что идеи разума (Бог, мир, душа и т.д.) следует рассматривать, «как если бы» (als ob) их предметы существовали, Файхингер в своей работе «Philosophie des Als ob» (1911) проводит мысль, что рациональное познание должно стремиться не к адекватному отражению реальности, а к практической применимости выводов, оправданных в свете определенных целей жизни. Эти взгляды нашли отклик в философии науки, где разнообразные сущности, постулируемые научными теориями (атом, бесконечно малое, электрон и т.д.), а по мнению ряда философов, — и сами материальные объекты были объявлены «полезными фикциями». Близкие идеи получили развитие в конвенционализме и прагматизме. Наиболее резкой критике Ф. подвергся в современном научном реализме. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio — выдумка, вымысел), субъективно-идеалистич. филос. концепция, считающая человеч. познание системой фикций, практически оправданных, но не имеющих объективного теоретич. значения. Законченное выражение получил у Файхингера; к Ф. близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма. Ф. абсолютизирует используемые в познании понятия и приёмы мышления, не имеющие непосредств. аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы, некоторые формы моделирования и т. д.), и на этом основании отвергает теорию отражения. Ф.— логич. завершение позитивизма 19 в. см. к ст. Файхингер. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ФИКЦИОНАЛИЗМ (иллюзионизм) – филос. позиция, согласно к-рой наше представление о мире есть совокупность иллюзий, фикций. Свое происхождение Ф. ведет от Ницше, наиболее характерное выражение он получил у Файхингера. Этот вариант Ф. продолжает агностич. и позитивистские традиции, однако от крайнего феноменализма (для к-рого человеч, представления оказываются последней реальностью) его отличает обращение к понятию "фикция" ("как бы" знания, Als Ob), предполагающему принципиальную возможность истины (к-рую эта фикция замещает) и, след., существование "нефиктивной" действительности ("на самом деле"). В основе этой концепции лежит характерное для бихевиоризма и развиваемое прагматизмом понимание мышления как органич., целесообразной функции, служащей лишь приспособлению организма к среде – практич. ориентированию в мире. Но в отличие от прагматизма в целом, для к-рого вопрос об "истине" разрешается в связи с полезностью, Ф. сохраняет понимание теоретич. ценности идеи, подчеркивает разницу между эффективностью и истинностью: то, что прагматизм называет истиной, в Ф. оказывается, пусть необходимым, но все же заблуждением, только иллюзией знания. Ф., с одной стороны, сближается с неокантианскими идеями, напр., Кассирера с его трактовкой "знания" как удовлетворения духовной потребности, как способа устроения человеч. мира, с другой стороны – с развивающимся в русле неопозитивизма конвенционализмом. Концепция Файхингера неизбежно приводит к самоликвидации философии как одной из фикций. Однако фикционалистская позиция имеет свое выражение и за пределами гносеологич. сферы, где уже не формы познават. деятельности, но пласты самой реальности оказываются в сомнит. положении с т. зр. своего существования. Так, в субъективном идеализме внешний мир, – назван ли он майей или комплексом ощущений, – существует только "как бы", а "на самом деле" является иллюзией. Так, позитивистски- натуралистич. позиция оказывается фикционалистской по отношению к этической, эстетической и вообще аксиологической сфере. В утилитаризме, напр., нравственность, представленная пользой, так же лишена самост. реальности, как в прагматизме представленная пользой истина. В фрейдизме факт культуры, духовный факт реален лишь в качестве суррогата сексуального влечения, а в вульгарной социологии – в качестве завуалированного интереса. Эстетич. Ф. в форме совр. структурализма-редукционизма в литературо-ведении, к-рый, рассматривая поэзию как "особым образом организованный язык", а целостный образ (являющийся носителем худож. бытия) как систему сочленяющихся частей, как сумму "текстовых" проявлений, упраздняет эстетическое. Ибо свести художественный образ к материи, в к-рой он выражается, значит отрицать за эстетич. бытием собств. характер его устроения. Т.о., та или иная реальность является в Ф. видимостью, – ее собств. качеством оказывается роль маски, вуали, прикрывающей др. бытие и стремящейся создать иллюзию самостоятельности, к-рую в глазах Ф. эта реальность не имеет. Но лишая целые слои бытия их собств. смысла, превращая их в пустые эпифеномены бытия, Ф., при последоват. развитии, должен вести к аморализму и нигилизму (ср. "классическое": "Совесть – это химера") и к безнравств. жизненно-практич. отношению. Однако на самом деле фикционалистское сознание не всегда так последовательно, как этого требуют принципы, и на каждом шагу изменяет своему "здравому смыслу". Обесценив ценности и обессмыслив смыслы, оно тем не менее время от времени вынуждено обращаться к им же дезавуированному бытию как к последней авторитетной инстанции: так, напр., вульгарный социологизм, "обнаружив" за всяким человеч. устремлением определ. утилитарный интерес, продолжает апеллировать к моральному сознанию, к совести, к духовным "завоеваниям". Фрейдизм, "вскрыв" культуру как замещение либидо, утверждает в то же время, что культура есть факт сублимации, т.е. восхождения от низшего к высшему (ориентация, в принципе невозможная при натуралистич. позиции). Ф. выражает ту духовную установку, при к-рой различные сферы бытия оказываются невоспринятыми; нерасслышанное в своей сущности ("чтойности") бытие предстоит перед фикционалистским взором как заподозренное в небытии и требующее разоблачения. Ф., пользуясь образом Г. Честертона, направляет свои усилия на "соскабливание позолоты" с "золотых слитков" (см. "G. В. Show", L., 1910, р. 70–71). Фикционалистская (редукционистская) позиция несостоятельна в качестве философской, ибо, если философия призвана осмыслить бытие, то Ф. не может сделать это иначе, чем игнорируя собств. качественность вещи, обращаясь к качественно иным основаниям и, т.о., искажая данность, наличное сущее. Ф. уничтожает бытие, вместо того чтобы его объяснить. Р. Гальцева. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ФИКЦИОНАЛИЗМ ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio — выдумка, вымысел) — философская ориентация, считающая человеческое познание системой фикций, практически оправданных, но не имеющих объективного теоретического значения. Законченное выражение получил у Файхингера; к фикционализму близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма. Фикционализм абсолютизирует используемые в познании понятия и приемы мышления, не имеющие непосредственных аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы, моделирование). Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|