Психокоррекция жизненных сценариев методом сказкотерапии

Автор: Колобовникова А. С.   

О цели статьи

Наверняка многие из нас задумывались над тем, как изменить свою жизнь и достичь желаемых целей. Некоторые , действительно, подумали, рискнули, изменили. Таких людей очень мало. Другие же, напротив, подумали – и отложили свои действия (до понедельника, 1-го числа, отпуска, лучших времён и далее можете дополнить сами) – так бывает примерно в половине случаев, в остальных – это чередование попыток что-то менять, успехов и возвращений к былому, и снова попытки… Для тех, кто хотел бы выявить свои жизненные сценарии и «изменить судьбу» предлагается один из удивительных методов психокоррекции - «сказкотерапия». В первую очередь этот метод важен для практикующих психологов как инструмент работы и метод самопомощи. 

О каких же случаях идёт речь? В предлагаемой сказкотерапевтической теории все случаи условно можно подразделить на несколько типов:

  • Сказки о жизненном пути: о жизненных целях, «призвании», «миссии в мире», «деле жизни», реализации способностей и таланта, саморазвитии и духовном росте, выявляющие истинные потребности личности. И названия таких сказок зачастую характерные «Как Иван свой Путь нашёл», «До тех пор пока, а тогда…», «В теле женщины».
  • Сказки о суженых: как встретить свою половинку, каким он (она) должна быть, причины, по которым не происходит долгожданная встреча, как выйти замуж, о любви и невротической созависимости. Например, «Как Василисе Прекрасной встретить своего принца», «Как Алисе поверить во встречу с Любовью».
  • Сказки о семейной жизни: о совместимости супругов, о разрешении конфликтов в семейной жизни, о взаимопонимании родителей и детей. «Как Елене Премудрой найти общий язык с королевичем Иваном», «Как Сокол птенцов растил, уму-разуму учил».
  • Сказки о внешности и здоровье: сказки о теле, избавлении от зависимостей, лишнего веса, о психологических причинах различных заболеваний и ресурсах здоровья. «Куда идёт Вакула, когда нога болит?», «Волшебное зелье для принцессы», «Сказка об умножении здоровья», «Молодильные вкусности».
  • Сказки о карьере и деньгах: определение «дела жизни», профессии, путей карьерного роста, способов увеличения числа клиентов, об увеличении дохода, известности. «Как Соломон мудростью делился», «Как Нерадивая Принцесса скатерть самобранку сыскала и добрую славу снискала», «Чудесные паруса вдохновения для написания произведения».
  • Сказки о личностных качествах и развитии: «Сказка о Лени», «О добре и зле в жизни Марьяны», «Ангелы и демоны», «Волшебная дудочка, чтоб всегда находить то, что нужно».
  • Сказки о взрослении: о женской и мужской инициации.

Суть метода

Предлагаемый метод сказкотерапии заключается в написании авторской (клиентской) сказки и дальнейшей психокоррекционной работы с ней в контексте гештальт-подхода с использованием элементов юнгианского анализа, трансактного анализа, психодрамы.

Подробности :
Этап 1. Написание авторской (клиентской) сказки согласно запросу. В зависимости от того, какой сценарий необходимо выявить, даётся соответствующая инструкция. Например, нам необходимо выявить базовый сценарий личности, тогда мы просим клиента для начала нарисовать сказочный персонаж, с которым он себя максимально ассоциирует в данный момент. Затем, написать сказку об этом сказочном персонаже. Понятно, что рисование персонажа настраивает клиента на определённый лад, включает в работу правополушарные механизмы, а также при гештальт-аналитическом разборе сказки помагает соотнести главного героя и сказочные события с личностью и жизненными событиями нашего клиента. В работе с клиентами «не-психологами» зачастую возникает трудность, известная многим практикующим специалистам, на этапе присвоения и ассимиляции полученного проективного материала. Возвращение внимания клиента к первоначальной инструкции способствует рефлексии. Если же нам необходимо выявить специфический сценарий личности, то пишется сказка согласно выдвигаемому запросу клиента. Запрос в этом случае называется темой сказки.

Так, например, сказка о преодолении страха перехода на новую работу облекается в соответствующее сказочное название «О будущем королевича Алексея в Замке Чародея». Название сказки может родиться как до, так и после написания сказки.

Этап 2. Осознавание сценария, закодированного символами сказки. После написания сказки, мы просим клиента подчеркнуть всех персонажей сказки (ними могут быть и неодушевлённые предметы), а также выделить наиболее значимые события. Следующий шаг – это, выражаясь гештальтистским языком, - прояснение феноменологии клиента. То есть, мы просим клиента указать, с кем и с чем в реальной жизни или в самом себе он мог бы соотнести персонажей сказки, и что означают те или иные сказочные события в жизненной реальности, и таким образом, понять, о чём эта сказка. Здесь есть один важный нюанс. Для того, чтобы клиент «одел сказку на себя», необходимо отыскать так называемую «точку настоящего».

Точка настоящего – место в сказке, где клиент (главный герой сказки) находится сейчас. Удивителен тот факт, что около 90% участников сказкотерапевтических мастерских находят самостоятельно эту точку без предшествующего опыта и дополнительных объяснений, оставшиеся – справляются с этой задачей при минимальном участии ведущего группы в течении нескольких минут. Точка настоящего делит сказку (сценарий) на прошлое, настоящее и будущее.

Этап 3. Прояснение желательного будущего. После того, когда выделено сценарное будущее и прояснены символы сказки, важно определить являются ли описанные события желательными или клиент хотел бы что-либо изменить в своей сказке. Иногда сказки переписываются полностью. Что делать, если точка настоящего находится в конце сказки? В этом случае мы просим клиента написать продолжение. Если прогноз будущего, разумеется, после этапа осознавания, человека не устраивает, то необходимо написать новую сказку о желательном будущем.

Этап 4. Собственно терапевтический. Если нашего клиента устраивает обозначенное в сказке будущее, например, « Елена прекрасная встречает своего суженого, выходит за него замуж, рожает ему детей», то задача сказкотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту определить, что же мешает достичь желаемых изменений в судьбе. Тогда новой терапевтической сказкой может стать следующая: «Что же предпринять Прекрасной Елене, чтобы найти свою судьбу». Зачастую одного написания терапевтической сказки бывает достаточно для того, чтобы привлечь необходимые события в свою жизнь. Ведь сказка, как и сновидение, обнажает срез бессознательного, только в сказке мы оперируем символами согласно нашему запросу, это как будто видеть сны по заказу. Более того, сказкотерапия очень экологичный метод в этом плане. Давно известно, что герои произведений живут по своим законам, не возможно привнести в сказку что-то, чего нет внутри, и, если что-то не согласуется с нашим внутренним миром, сказка сразу сигнализирует об этом. Написание терапевтической сказки запускает определённые механизмы саморегуляции. Дополнительное осмысление с помощью гештальт–приёмов позволяет осознанно привнести изменения в жизнь. Если этап осознавания терапевтической сказки отсутствует, то необходимые перемены начинаются, по наблюдению участников мастерских, приблизительно через 0,5 года с момента написания терапевтической сказки. Выводы сделанные во время гештальт-сессии клиент может внедрять в жизнь незамедлительно, тем самым приближая желанную цель. Таким образом, если будущее неизвестно, нежелательно или клиент интуитивно чувствует, что ему хотелось бы что-то изменить, то в этом случае пишется новая сказка о желательном будущем героя и о путях достижения этого будущего, как было описано выше. Есть определённая тонкость: терапевтическая сказка чаще всего пишется к самому неясному месту сказки. Самое неясное место сказки это то, что следует за «точкой настоящего». Действительно, точка силы заключена всегда в настоящем моменте.

Последующие этапы. Сказки как матрёшка в матрёшке. Написание сказок напоминает матрёшку. В работе со сценариями из диагностической сказки выростает терапевтическая, затем следующая и так важно дойти до самой маленькой последней матрёшки–сказки. В среднем для написания с последующей гешатальт-аналитической работой требуется 5-7 сессий, иногда и намного больше.

Итоги

В представленном методе реализуются три функции сказок: диагностическая, психотерапевтическая и прогностическая. Соответственно выделим диагностическую, терапевтическую и прогностическую сказки. Диагностическая сказка позволяет выявить базовые сценарии и стратегии поведения человека, Например, главный герой занимает в сказках пассивную роль, ожидая решения проблем от окружающего мира: «И сидела она у окошка 33 года и 3 дня…»Терапевтическая сказка повествует о том, как клиенту достичь желаемого будущего, в последнем примере – занять активную роль, взяв больше ответственности на себя: «И пошла она по белу свету, суженого своего искать…» Прогностическая функция реализуется в той части сказок, где речь идёт о будущем героя: «И нашла она своего суженого, полюбила, и жили они долго в красивом доме, что сами построили». Волнующим является вопрос «Сбываются ли сказки, и в какой мере?» Ответ на этот вопрос целесообразно оставить открытым, пусть каждый, познавший сказку, найдёт ответ для себя. Можно лишь с уверенностью отметить, что сказкотерапия – один из немногих методов в психоконсультативной практике, позволяющий с высокой эффективностью решать вопросы выявления и изменения жизненных сценариев, понимания и признания своих истинных желаний, постановки и достижения желаемых целей.


Источник:
Московский Институт Гештальта и Психодрамы

Просмотров: 1374
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • Сказки для девочек, девушек, женщин. Сценарий любви и создания семьи в любимых сказках
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Karpman Stephen B. Сказки и анализ сценарной драмы
  • Нарицын Н. Н. СКАЗКА - ЛОЖЬ?.. Жизненные герои и сказочные сценарии
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Вербова Изабелла. Сценарий жизни - жизнь течет по запрограммированному пути?
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Панюкова Ксения. Терапия нового решения: вся сила у клиента!
  • Дорошенко Анна. Сказка про нас
  • Штайнер Клод. Сказка про Пушистиков
  • Креспель Изабель, Фрезер Том. Способы описания клиента в трансактном анализе
  • Волохов Михаил Григорьевич. Сказка о рыбаке и рыбке. Стоит ли помогать семье которая ссорится?
  • Жаркова Л.Г. Формирование через сказку жизненного сценария и психотерапия
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Джеймс Мюриел. Культурные сценарии: исторические события и интерпретация истории
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Мелия М. Пишем сценарий жизни
  • Назаренко Анна. Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь