Особенности работы психолога с родителями детей, имеющих психофизические нарушения

При депрессивном состоянии присутствует комплекс внутренних (человек видит себя, будущее, окружающий мир в черном свете) и внешних проблем (денежные неурядицы, сложности во взаимоотношениях с партнером). Особенность мышления при депрессиях заключается в том, что люди берутся за устранение тех проблем, которые как раз и не спровоцировали депрессивное состояние.

В основе чувства вины и депрессии лежит «искаженное мышление» (П.Гилберт):

  • «Всё или ничего». Если человек не идеален (а никто не идеален), он считает себя полным ничтожеством. Любая ошибка, сколь угодно мелкая и случайная, кажется фатальной и закономерной.
  • Навешивание ярлыков. Продолжение предыдущего нарушения – совершив ошибку, человек называет себя неудачником, никому не нужным, недостойным любви.
  • Чрезмерное обобщение. Заключается в необоснованно частом использовании слов «всегда» и «никогда».
  • Фильтрация. В сложных ситуациях, обычно включающих в себя позитивные и негативные стороны, человек видит только негатив.
  • Пренебрежение позитивными сторонами. Более мягкая форма предыдущего нарушения: индивид осознает хорошие стороны своих действий и обстоятельств, но не придает им значения («Это мелочь», «Это каждый может»).
  • Прыжок к заключениям. Вместо полного логического вывода человек делает «очевидное» заключение, основываясь на внешнем сходстве ситуации с тем, что случалось с ним раньше, или, хуже того, на где-то услышанном или прочитанном. Причем, как правило, предполагает наихудшее из возможного и считает его наиболее вероятным.
  • Преувеличение. Обычно преувеличиваются трудности, недостатки и неприятные ситуации.
  • Эмоциональное обоснование. Человек путает свои эмоции с реальностью (Это пугает меня, поэтому оно вредно и опасно).
  • Персонализация вины. Принятие на себя ответственности за события, которые не могли контролироваться.

Таким образом, чувство вины и депрессия — сложные кризисные состояния. Работа по их преодолению является сложной и многоплановой. В рамках данной статьи мы лишь схематично коснемся отдельных ее аспектов.

Примерная схема работы с проблемами вины и депрессии

  1. Поиски доказательств. Не делать поспешных выводов: «Достаточно ли у меня оснований для такого заключения?» Обычно человек много внимания уделяет мелочам, на основе которых и формирует свое негативное заключение, пренебрегая информацией, несущей положительный заряд.
  2. Выработка альтернатив негативным мыслям.
  3. Попытка предвидения ситуации.
  4. Выработка стратегий поведения на основе полученных гипотез развития событий.
  5. «Что бы вы сказали другу?» Люди обычно гораздо строже судят себя, чем своих близких. Человеку предлагается мысленно поставить своего друга в нынешнее положение, а затем постараться его утешить и приободрить. Затем родитель должен повторить эти аргументы себе и не думать, что то, что хорошо для его друга, не может быть хорошо и для него.
  6. Исследование фактов. Не полагаться слепо на чужие (и свои) слова и суждения они могут быть ложными или ошибочными.
  7. Внимание к частичным успехам.
  8. Опрос. Вы считаете, что поступили правильно, но не чувствуете эмоциональной уверенности в этом? Спросите своих друзей и близких, как бы они поступили в такой ситуации. Вполне возможно, они укрепят вашу самооценку.
  9. Групповые формы работы. Выказывание поддержки и понимания группой купирует чувства одиночества.
Расширение жизненного пространства родителя, помощь в организации его личной жизни, реструктуризация жизненных ролей (IV блок)

Данный блок является завершающим, за время которого родители актуализируют полученные знания. Психолог помогает им составить перспективные планы на неделю, на месяц. Планы эти необходимы для «воскрешения» супругов к полноценной социальной жизни, особенно досуговых ее форм и личных интересов.

Проблема родителей детей с тяжелыми психофизическими нарушениями заключается в том, что они ограничивают себя и своих родных в формах проведения досуга. Формы эти стереотипны, однообразны и ограничены пространством вокруг ребенка. Родители зачастую отказываются от личных интересов: культурных мероприятий (походов в кино, театры), от встреч с друзьями, мотивируя это тем, что не могут оставить ребенка без присмотра, или тем, что окружающим неинтересны их проблемы. Это своеобразная психологическая защита, которая направлена на стимулирование жизни в «скорлупе». Однако очень редко бывает и так, что семья с появлением ребенка с отклонениями в развитии сразу же оказывается в изоляции по вине окружающих. Скорее всего, она сама стимулирует эту изоляцию. Близкие семье люди вряд ли откажут, если их попросят посидеть с ребенком какое-то время, и даже будут рады помочь. Родителям следует отринуть роли мучеников, которые ведут аскетическую жизнь и сами себя вознаграждают за это похвалами. Значительно важнее для себя и для близких людей будет реальное вознаграждение – полноценный отдых.

Мир не должен ограничиваться только ребенком с отклонением в развитии. Для того чтобы полноценно ухаживать за ним и уделять ему внимание, вовсе не обязательно отрекаться от своих интересов. Вне зависимости от обстоятельств можно собраться с силами и удивить самого себя и окружающих тем, что есть внутренние ресурсы, и, находясь в подобной ситуации, оставаться интересным, привлекательным человеком.

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
  2. Франк В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб., 2000.
  3. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. – СПб., 1997.
  4. Гилберт П. Преодолей депрессию. – Мн., 1998.
  5. Сатир В. Вы и Ваша семья. Руководство по личностному росту. – М., 2002.
  6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М., 1998.
  7. Эллис А. Гуманистическая психотерапия. – М., 2002.
  8. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб.,2001.
  9. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб., 2002.
  10. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмотивной поведенческой терапии. – СПб., 2002.

Источник: Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 2003 – №6

Просмотров: 10942
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Байка «Аисты, дети, щенки»
  • Байка «Беспроблемный ребенок»
  • Байка «Быль о соске и памперсах»
  • Байка «Вот пороли же меня – и вырастили человеком»
  • Байка «Гони природу в дверь, она влетит в окно»
  • Байка «Детские сказки-страшилки»
  • Байка «Если вы хотите, чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами»
  • Байка «И вольтерьянцы напрасно против этого говорят»
  • Байка «Леворукий ребенок»
  • Байка «Но ребенок может что-то не уметь?»
  • Байка «Папа на полу»
  • Байка «Перед кабинетом врача»
  • Байка «Ребенок и телевизор»
  • Байка «Ребенок как свидетель»
  • Байка «Русская народная сказка Три медведя»
  • Байка «Сказка о Курочке Рябе»
  • Байка «Сколько ни ищи, ничего, кроме себя, не найдешь»
  • Байка «Стремление к совершенству»
  • Байка «Трудно сказать, стала ли скрипка моим инструментом по воле родителей или же в силу дара свыше»
  • Байка «Чему учат родители детей, когда наказывают их?»
  • Байка «Чувство вины и наказание»
  • Байка «Я никогда не наказываю своего ребенка»
  • Детско-родительская игра «Знаете ли вы своего ребенка»
  • Игра для педагогов «Разные мнения»
  • Информационный блок «Что такое аддикция?»
  • Комплекс игр для работы с детьми СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Трансактное упражнение «Сознавание состояний Я»
  • Упражнение «Мои ожидания»
  • Упражнение «Отождествление – разотождествление»
  • Упражнение «Отслеживание своей реакции на значимое поведение другого»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь