Упражнение «Сказка в шесть кадров»

Цели:
  • отработать с группой сразу несколько умений:
    • взаимодействие с партнером
    • структурирование текста
    • использование мимики и жестов
  • рассмотреть на практике и проанализировать стиль межличностных отношений в группе и ответственность лидера за их эффективность
  • дать возможность участникам проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера
  • попрактиковаться в работе над групповой задачей, эффективно используя вклад каждого члена команды

Размер группы: достаточно большой, разделяется на малые группы (по 5-7 человек).

Ресурсы: желательно, чтобы каждая подгруппа могла поработать в уединении, а потому нужны либо смежные с учебным классом помещения, либо большое пространство, позволяющее подгруппам работать автономно, не мешая друг другу. Могут понадобиться бумага и ручки для каждой подгруппы. Хорошо также, если тренер подготовит для показа итогов работы элементы сценической одежды (шапки, шляпки, куски ткани, жакеты, юбки), парики – хотя бы минимальный реквизит. Это сделает показ гораздо более эффектным и интересным.

Время: 45-60 минут.

Ход упражнения

Суть задания такова: берется известная сказка и определяются ее сюжетные узлы, т.е. места действия, которые наиболее важны и являются сюжетообразующими.

Возьмем, к примеру, «Красную шапочку». В ней мы обнаружим шесть таких узлов (именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные истории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!)

Но вернемся к «Красной шапочке». Каковы сюжетные узлы сказки?

  • Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке.
  • Красная Шапочка встречается в лесу с Волком.
  • Волк попадает в дом Бабушки.
  • Волк съедает бедную Бабушку.
  • Волк пожирает Красную Шапочку.
  • Охотники убивают Волка и освобождают персонажей (торжество справедливости!).

Художники, иллюстрирующие сказки, изображают, как правило, на страницах книг именно сюжетные узлы того или иного произведения. Потому что здесь – напряженное действие, конфликт, а не простое описание.

Теперь вы должны будете сыграть сказку. Но играть ее нужно особенным способом: без движений и слов. Представим сказку как серию рисунков к ней или фотографий, т. е. каждая иллюстрация -это застывшая сцена, остановленный фрагмент действия. Тогда, увидев картинки одну за другой по порядку, мы как будто прочтем всю сказку от начала до конца.

– Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играться в движении? – обращаемся к участникам тренинга.

– Нет!

– Вы сможете общаться между собой, разговаривать, спорить? – продолжаем проверку понимания упражнения.

– Нет!

– Как же зритель сможет разобраться в том, что происходит на сцене, каковы взаимоотношения героев?

Тут-то и начинается совместное размышление.

  1. Даже в стоп-кадре, который мы будем называть английским словом «фриз» (заморозка), мы можем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамичными – как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия! Все позы, жесты должны быть максимально выразительными.
  2. Мимика – вот второй ваш помощник. Нейтральное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю информации. Эмоции героя, его отношение к происходящему мы обязаны выразить лицом-маской.
  3. Мизансцена, т.е. картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда нужно помнить о зрителе.

СТАРАЙТЕСЬ «РАБОТАТЬ НА ЗАЛ» ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство площадки тренинга, не скучиваясь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.

Прежде чем начать работу над постановкой картин, предлагаем участникам следующий порядок работы.

  1. Обсуждаем количество сюжетных узлов-картинок в сказке.
  2. Определяем количество действующих лиц. (Выясняем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из участников тренинга будет играть несколько ролей в разных сценах.)
  3. Все те, кому не досталось ролей, все равно участвуют в картинке-фризе. Они исполняет роли зверей, предметов, деревьев и т.д.
  4. Выстраиваем кадры-фризы по очереди, один за другим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мимику, жесты. Отрабатываем четкость и быстроту перехода от сцены к сцене.

...После 20-30 минут репетиций приглашаем группу (или группы) на сцену. По команде «фриз!» участники застывают в первом кадре-сцене. Вместе со зрителями (это группы, ожидающие своей очереди) обсуждаем картинку. Пытаемся определить, какую роль исполняет каждый из актеров. Обращаем внимание на выразительность и точность мизансцен. По хлопку ведущего группа перестраивается на следующую картинку. Вновь команда «фриз!» и разбор.

Когда показ закончен, аплодисментами благодарим группу за спектакль и приглашаем "на площадку следующую группу с ее вариантом сказки без слов.

Завершение

На самом деле это упражнение универсально. Работая с тренинговой группой, в рамках этого задания вы можете рассматривать эффективность невербального общения, можно использовать «Сказку в шесть кадров» для развития и тренировки спонтанности и творческого воображения. В рамках лидерского тренинга нас, естественно, будет больше всего интересовать то, как участники решали проблемы коммуникации, как (подспудно, без всякого нажима с нашей стороны!) группа работала как КОМАНДА, насколько эффективным было именно групповое взаимодействие.

Просмотров: 4358
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения коммуникативные и деловые




Другие новости по теме:

  • Байка «Сказка про Красную Шапочку»
  • Игра «Групповой портрет»
  • Игра «Две группы»
  • Игра «Дорогой длинною...»
  • Игра «Замри с касанием»
  • Игра «Круиз»
  • Игра «Мне необходима помощь!..»
  • Игра «Поиграем в театр»
  • Игра «Путаница»
  • Игра «Скульптура конфликта»
  • Игра «Со-творчество»
  • Игра «Стили лидерства»
  • Игра «Харизматическая личность»
  • Психодрама «Воображаемая социограмма»
  • Тренинг на сплочение
  • Упражнение «Телефакс»
  • Упражнение «Границы»
  • Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь»
  • Упражнение «Имя как оракул»
  • Упражнение «Круг и Я»
  • Упражнение «Мои ожидания»
  • Упражнение «Профессиональные роли»
  • Упражнение «Рассказ о группе»
  • Упражнение «Реклама»
  • Упражнение «С чужого голоса»
  • Упражнение «Сказка втроем»
  • Упражнение «Телеграмма»
  • Упражнение «Экспериментирование с движением» (по системе Р. Лабана)
  • Упражнение «Экспериментирование с движениями»
  • Упражнения по репетиции поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь