Комплекс заданий на развитие мышления «Общее и частное понятие»

Задание 1.

Учитель: Я буду давать тебе по две карточки с понятиями (общими и частными). Ты должен положить карточки перед собой так, чтобы слева располагалось общее понятие, а справа – частное. Если ты выполнил задание правильно, то линии, которые идут на обороте карточек, будут постепенно сужаться слева направо. Так ты сможешь проверить правильность своих ответов – перевернуть карточки обратной стороной и посмотреть, как идут линии на обороте.

  • Время года – осень.
  • Насекомое – пчела.
  • Сторона горизонта – север.
  • Полезное ископаемое – песок.
  • Топливо – уголь.
  • Осадки – дождь.
  • Водоем – озеро.
  • Кустарник – малина.
  • Океан – Тихий океан.
  • Орган чувств – глаз.
  • Планета – Земля.
  • Звезда – Солнце.
  • Ребенок – мальчик.
  • Растение – дерево.
  • Зерновая культура – пшеница.
  • Число – дробь.
  • Многоугольник – треугольник.
  • Единица длины – метр.
  • Единица времени – час.
  • Математическое действие – сложение.
  • Животное – волк.
  • Прибор – компас.
  • Пространство – равнина.
  • Явление природы – таяние льда.
Задание 2.

Учитель: Теперь надо будет сделать тоже самое, но уже с тремя карточками. Ты должен расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа – самым частным, а расположенное посередине – промежуточным по общности (т.е. частным по отношению к левому понятию и общим по отношению к правому понятию). Проверить себя ты сможешь так же, как и при выполнении задания 1.

  • Полезное ископаемое – топливо – нефть.
  • Осадки – дождь – ливень.
  • Водоем – озеро – Байкал.
  • Лесное растение – дерево – дуб.
  • Водоем – река – Волга.
  • Гриб – съедобный гриб – масленок.
  • Животное – домашнее животное – корова.
  • Птица – лесная птица – дятел.
  • Трава – луговая трава – клевер.
  • Водное пространство – океан – Атлантический океан.
  • Небесное тело – планета – Земля.
  • Природа – живая природа – растения.
  • Человек – писатель – Чехов.
  • Природа – неживая природа – камни.
  • Книга – учебник – «Родная речь».
  • Многоугольник – прямоугольник – квадрат.
  • Число – многозначное число – трехзначное число.
  • Гриб – несъедобный гриб – мухомор.
  • Дерево – хвойное дерево – ель
  • Одежда – зимняя одежда – шуба.
  • Изменить – уменьшить – уменьшить в два раза.
  • Действие – математическое действие – сложение.
  • Природные богатства – лес – лиственный лес.
  • Часть суши – материк – Африка.
Задание 3.

Сейчас тебе предстоит выполнить работу потруднее. Я буду давать тебе карточку с понятием и еще 5 карточек, из которых тебе нужно выбрать одну – такую, на которой написано более общее понятие по сравнению с понятием на первой карточке (правильность ответа можно проверить, посмотрев на обратную сторону карточек – на правильно выбранной будет то же число, что и на основной карточке).

  • КОМПАС – прибор, стрелка, сторона горизонта, направление, барометр.
  • РАВНИНА – большое пространство, холм, поле, трава, река.
  • ЛУНА – небесное тело, звезда, Земля, месяц, ночь.
  • ЯЗЫК – орган чувств, расположен во рту, часть тела, вкус, разговор.
  • ПОВЕСТЬ – литературное произведение, роман, история, писатель, придуманное.
  • МАТЕМАТИКА – наука, урок, число, экзамен, арифметика.
  • РОЖЬ – зерновая культура, растет в поле, еда, колос, крупа.
  • БЕРЕЗА – дерево, почка, белый ствол, лист, дрова.
  • ВЕСНА – время года, солнечная погода, зима, оттепель, тает снег.
  • НОЧЬ – время суток, темнота, день, сутки, когда спят.
  • ОКУНЬ – рыба, мелкий карась, еда, река.
  • ЛОПАТА – инструмент, копает, садовая лопата, черенок, грабли.
  • ПОМИДОР – овощ, вкусный, красный, растет в огороде, сочный.
  • КУРИЦА – домашняя птица, несет яйца, петух, цыпленок, животное.
  • СЛОЖЕНИЕ – математическое действие, арифметика, сумма, число, плюс.
  • КИЛОГРАММ – единица массы, грамм, центнер, вес, гиря.
  • РАЗНОСТЬ – результат математического действия, уменьшаемое, число, сумма, вычитание.
  • ДЕЛИТЕЛЬ – число, действие, делимое, счет, математика.
  • КВАДРАТ – геометрическая фигура, действие, метр, математика, игрушка.
  • УВЕЛИЧИТЬ – действие, уменьшить, большой, умножить, работа.

После выполнения задания работу необходимо проверить и пояснить ребенку следующее: «Смотри, что получается. Ты к частному понятию подбирал более общее. Это, как мы уже говорили, называется обобщением понятия. Обобщить понятие – значит, найти к нему более общее. А с обобщения понятия начинается его определение. Когда тебя просят дать определение понятия, то ты, прежде всего, должен найти к нему более общее понятие, которое включало бы в себя и твое понятие. Например, тебя просят определить, что такое стул. Стул относится к мебели, является предметом мебели. Значит, первое, что ты должен сказать: стул – предмет мебели. Но это не все. Ведь предметов мебели много – стол, кровать, шкаф, диван. Чем отличается стул от других предметов мебели? Прежде всего, своей функцией, тем, для чего он предназначен – на нем сидят. Этот признак является существенным. Итак, стул можно определить как предмет мебели, предназначенный для того, чтобы на нем сидеть.

Попробуй теперь дать определение понятиям, написанным на основных карточках задания 3».

Ответы могут быть даны как в письменной, так и в устной формах.

Задание 4.

В предыдущих заданиях ты находил общие понятия к одному слову (более частному). А теперь попробуй придумать общие понятия не к одному, а к двум словам сразу. Это значит, что общее понятие будет обозначать и то, что называется первым словом. Например, если даны понятия рубашка и платье, то общим для них будет понятие одежда.

Как выполнить это задание? Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем искать нужно сходные существенные признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. Так в предыдущем примере как рубашка, так и платье – это те предметы, которые люди надевают на себя и тем самым защищаются от холода. А этими качествами обладает одежда.

А теперь попробуй обобщить следующие пары понятий:

  • Окунь – карась (рыбы).
  • Метла – лопата (инструменты).
  • Лето – зима (времена года).
  • Июнь – июль (летние месяцы).
  • Нефть – торф (топливо, полезные ископаемые).
  • Собака – пчела (живые существа).
  • Трава – гриб (растения).
  • Нож – ложка (столовые приборы, предметы, с помощью которых едят).
  • Дом – дача (здания, жилище).
  • Автомобиль – поезд (средства передвижения, транспорт).
  • Нога – рука ( конечности).
  • Сапоги – туфли (обувь).
  • Пушкин – Лермонтов (русские поэты).
  • Конфета – торт (сладости, десерт).
  • Глаза – уши (органы чувств).
  • Природоведение – математика (учебные предметы).
  • Плюс – минус (математические знаки).
  • Уменьшаемое – вычитаемое (числа, с которыми выполняют вычитание).
  • Точка – запятая (знаки препинания).
  • Дождь – снег (осадки).
  • Метр – сантиметр (меры длины, единица длины).
  • Сумма – разность (результаты математических действий).
  • Скорость – время (характеристики движения).
  • Торф – уголь (топливо, полезные ископаемые).
  • Солнце – луна (небесные тела).
  • Повесть – рассказ (литературные произведения).
  • Делимое – делитель (числа, с которыми выполняется деление).
  • Треугольник – пятиугольник (геометрические фигуры).
  • Сложение – вычитание (математические действия).
  • Пчела – жук (насекомые).
Задание 5.

Теперь ты знаешь, что между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, родовым, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, видовым. Этот тип отношений между понятиями называется род – вид.

Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то предмет или вещь, или явление, а другое понятие обозначает часть этого предмета, вещи, явления. Например, понятие дерево обозначает нечто целое, а понятие корень – часть этого целого. Такие отношения называют отношениями целое – часть.

В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как целое – часть (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов):

  • Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.
  • Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.
  • Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.
  • Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.
  • Растение, сад, лепесток, мак, цветок.
  • Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат.
  • Книга, страница, буква, учебник, писатель.
  • Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.
  • Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.
  • Животное, рыба, карась, плавник, озеро.
  • Ветка, орешник, кустарник, растение, колючий кустарник.
  • Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло.
  • Кукуруза, пшеница, хлеб, растение, початок.
  • Нос, человек, дыхание, запах, мальчик.
  • Писатель, глава, роман, рассказ, интересный роман.
  • Понятие, слово, рассказ, суффикс, произносить.
  • Крепость, дача, дом, стена, строить.
  • Кошка, хвост, собака, домашнее животное, мяукать.
  • Число, дробь, цифра, математика, числитель.
  • Растение, корень, трава, дерево, животное.
Задание 6.

Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывают на предметы, вещи, явления в чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, ромашка и гвоздика, стол и стул, весна и зима. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия – это понятия одного порядка, они находятся между собой в отношении рядоположности.

В следующих заданиях найди понятия, которые находятся в отношениях рядоположности:

  • Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача.
  • Математика, число, сторона, квадрат, треугольник.
  • Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра.
  • Вес, время, грамм, минута, тонна.
  • Делимое, деление, множитель, делитель, сумма.
  • Ночь, сутки, темнота, солнце, день.
  • Пеликан, пингвин, животное, волк, человек.
  • Сумма, действие, математика, сложение, вычитание.
  • Вода, река, рыба, водоем, озеро.
  • Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет.
  • Гора, земля, равнина, участок, география.
  • Прибор, температура, градус, термометр, барометр.
  • Ухо, лицо, человек, ученик, глаз.
  • Точка, кавычки, предложение, слово, язык.
  • Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, новелла.
  • Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель.
  • Растение, рис, хлеб, просо, поле.
  • Песня, птица, клест, клетка, иволга.
  • Песок, глина, керосин, строительство, полезные ископаемые.
  • Север, горизонт, восток, география, Индия.
Задание 7.

Бывает так, что понятия отражают какие-то явления одного порядка, но противоположные по смыслу. Например, свет – тьма. Это отношения противоположности.

В следующих заданиях подбери к данному понятию противоположное ему по смыслу:

  • Начало –
  • День –
  • Замерзание –
  • Твердый –
  • Легкий –
  • Жизнь –
  • Высокий –
  • Толстый –
  • Красивый –
  • Большой –
  • Отрицательный ё
  • Увеличить –
  • Разделить –
  • Прибавить –
  • Горький –
  • Смех –
  • Любовь –
  • Храбрый –
  • Сильный –
  • Молодость –

Пояснение для учителя. Понятия, отпечатанные на карточках, выдаются ребенку, который должен написать на листе ответов требуемые понятия. Возможно также, чтобы учитель зачитывал понятия, а ребенок отвечал вслух или записывал ответ.

Задание 8.

Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют следствием, потому что событие происходит вслед за причиной (следует за причиной). Например, «шалость с огнем» может стать причиной пожара (пожар в этом случае – следствие шалости с огнем). Значит, два понятия «шалость с огнем» и «пожар» находятся между собой в причинно-следственных отношениях.

В следующих заданиях найди пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях:

  • Образование льда, север, мороз, погода, снег.
  • Осень, холод, дерево, листопад, время года.
  • Время года, весна, деревья, лето, таяние льда.
  • Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.
  • Радость, игра, плач, таблетка, боль.
  • Радость, подарок, кукла, игра, дети.
  • Вода, юг, море, волны, ветер.
  • Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом.
  • Дождь, вода, снег, солнце, лужа.
  • Смех, слезы, горе, книга, телевизор.

А теперь попробуй сам найти причину следующих событий:

  • Наводнение (разлив реки, таяние снега и т. д.)
  • Травма (перелом) (падение...)
  • Гололед (мороз после дождя...)
  • Двойка (не выученный урок...)
  • Загар (солнце)

Теперь найди следствие:

  • Болезнь (лечение)
  • Укол (боль)
  • Праздник (радость)
  • Авария (травма, смерть...)
  • Оскорбление (обида, ссора)

Пояснение для учителя. Ответы учеников могут быть другими; главное, чтобы они удовлетворяли требованиям заданий, т.е. были причиной или следствием.

Задание 9.

Иногда бывает так, что события следуют одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Например, вторник – среда. В таких случаях говорят, что понятия находятся в отношениях последовательности (т.к. события идут последовательно одно за другим).

Подбери к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях последовательности:

  • Январь –
  • Первый –
  • Зима –
  • Завтрак –
  • 1993 –
Задание 10.

Напоследок познакомимся с типом отношений между понятиями, который встречается чаще всего. Этот тип отношений называется функциональным. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет).

Например, кошка – мяуканье, осень – листопад, гора – высота, нож – еда, дом – тепло.

В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в функциональных отношениях:

  • Чертеж (масштаб)
  • Озеро (глубина, рыба)
  • Пчела (мед, укус, полет)
  • Небо (луна, голубизна)
  • Число (цифра, математика)
  • Задача (решение, математика)
  • Прямоугольник (длина, ширина, площадь)
  • Движение (скорость, езда, автомобиль)
  • Умножение (множитель, произведение)
  • Деление (остаток, делимое, делитель)
  • Расстояние (измерение, длина)
  • Сказка (герой, рассказчик)
  • Зима (мороз, снег, каток)
  • Лето (каникулы, жара, купание)
  • Школа (урок, учитель, ученик, класс)
  • Поэт (стихи, книга)
  • Ученик (ранец, тетрадь, школа)
  • Картина (художник, краски)
  • Библиотека (читатель, каталог)
  • Стол (скатерть, настольная лампа, обед)

Примечание: кроме понятий, приведенных в скобках, существует и много других правильных ответов.

Просмотров: 32683
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • «Упражнения для развития мышления»
  • Байка «Осознание смысла смерти»
  • Викторина «Большой вигвам»
  • Игра «Поиск общих свойств»
  • Игра «Покажи понятие»
  • Игра «Рисунок по понятиям»
  • Игра «Слова»
  • Игра «Считаем вместе»
  • Игра «Съедобно – несъедобно»
  • Игра «Топ – хлоп»
  • Игра «Ты луна, а я звезда»
  • Игра «Фанты»
  • Упражнение «Вид к роду»
  • Упражнение «Лестница понятий»
  • Упражнение «Назови отношения между понятиями каждой пары»
  • Упражнение «Обобшение и ограничение»
  • Упражнение «От частного к общему»
  • Упражнение «Понятие о двух и паре»
  • Упражнение «Понятия в разных отношениях с другими понятиями»
  • Упражнение «Проверь обобщения»
  • Упражнение «Противоположности»
  • Упражнение «Развитие навыков обобщения»
  • Упражнение «Родовые и видовые признаки»
  • Упражнение «Сравнение понятий»
  • Упражнение «Существенные и случайные признаки понятий»
  • Упражнение «Угадай, что написано»
  • Упражнение «Цепочка ассоциаций»
  • Упражнение на исследование и развитие логической (смысловой) памяти
  • Упражнение на развитие мышления у школьников
  • Упражнения интеллектуального тренинга для учащихся средних и старших классов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь