|
Упражнения интеллектуального тренинга для учащихся средних и старших классовКак отмечает Н.В. Самоукина, слабые ученики, особенно подростки, на первых занятиях быстро устают от интеллектуальных игр. Уже после 2-3 игровых упражнений они становятся безразличными, пассивными. Желательно разнообразить интеллектуальный тренинг и вести его вперемежку с групповыми психокоррекционными играми. Н.В. Самоукина предлагает несколько схем проведения интеллектуальных тренингов для старшеклассников. Схема 1. Группа школьников разбивается на три команды: первая и вторая – это команды-конкуренты, третья – «арбитры». В командах-конкурентах – по 5-7 человек, в команде «арбитров» — 3-5 человек. Получив от учителя игровое задание, первые две команды начинают его выполнять. В то время когда первые команды заняты подготовкой решения, «арбитры» обсуждают критерии, выбирают систему оценивания. Команды-конкуренты и «арбитры» работают в разных помещениях, например, в соседних классах. Важно, чтобы они не знали, о чем говорят в другой команде. После того как обе команды-конкуренты готовы, выслушивается сначала решение первой команды, затем – второй. «Арбитры» оценивают решение каждой команды. Если команды не согласны с оценкой «арбитров», они имеют право опротестовывать ее, обосновав свое несогласие. В конце игрового занятия подсчитывается количество баллов, устанавливается команда-победитель. В итоговой оценке отражаются протесты участников. Такие «интеллектуальные турниры» могут продолжаться в течение учебного года в одном классе или между классами. Их можно организовать между десятиклассниками и выпускниками, «двоечниками» и «отличниками», юношами и девушками. Схема 2. Составляется группа из слабых учеников, 5-7 человек. Игровое занятие длится 45 минут и разбивается на два этапа. На первом этапе, 20 минут, проводится 2-3 игры или одна игра в разных вариантах. Затем начинается второй этап – «общее обсуждение» (25 минут). Учитель вместе с ребятами анализируют свои действия и решения, оценивают успешность игры, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Второй этап игры позволяет осмыслить опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности. На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. Важны осмысление и «обмен» разными стилями мышления, различными способами умственных действий, подходами к решению игровой задачи, за счет чего расширяется интеллектуальный диапазон каждого участника, укрепляются сильные стороны его мышления и выравниваются слабые. При сопоставлении с другими участниками игры ученик начинает лучше понимать самого себя, адекватно оценивать свои интеллектуальные ресурсы. Н.В. Самоукина подчеркивает, что при проведении подобных занятий психолог или педагог должны руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, все ответы учащихся, даже самые неожиданные и непривычные, должны учитываться и приниматься. Во-вторых, важно постоянно поддерживать стремление подростков и старшекласников к поиску новых и интересных ответов, поддерживать активность детей. В-третьих, важно давать учащимся эмоциональное подкрепление, подбадривать их, создавать положительный эмоциональный фон (Самоукина Н.В. Игры в которые играют... – Дубна «Феникс», 1996.) Упражнение «Три слова»Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова. Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами. I вариант: «озеро», «медведь», «карандаш». Игру можно усложнить, если предложения с тремя словами будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ. По очереди ребята называют свои фразы, учитывая требование «держать» в уме общий замысел группового рассказа. При этом в каждом из предложений разрешается использовать не все три заданных слова, а два из них. Например, по варианту II может быть придуман рассказ: «Девочка шла по улице и несла книгу, завернутую в фартук. Вдруг книга упала, фартук испачкался, а девочка заплакала. На улице было много народа, девочка вытерла слезы, подняла книгу и снова завернула ее в фартук. Она пришла с улицы домой, выстирала фартук, почистила книгу». Упражнение «Поиск общего»Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы – результат анализа существенных признаков. Вариант I: «тарелка», «лодка». Примеры стандартных ответов по варианту I: «Лодка и тарелка имеют углубление»; «В лодку и тарелку можно налить жидкость». Пример оригинальных ответов: «Лодка и тарелка – изделия человеческих рук»; «Лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды». Упражнение «Исключение лишнего слова»Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее» слово надо исключить. Нужно найти как можно больше вариантов исключения «лишнего» слова. Вариант I: «собака», «помидор», «солнце». Пример традиционного ответа по варианту II: «Вода и стекло – прозрачные, поэтому следует исключить ветер». Пример оригинального ответа: «Вода и ветер – предметы, обладающие внутренней способностью к движению, поэтому следует исключить стекло, поскольку оно статично». Относительно каждого варианта необходимо получить 4-5 и более ответов. Для старшеклассников игру можно усложнить. Ответы участников или команд могут представлять собой «логическую оппозицию». Например, если по варианту II в первом ответе объединены слова «вода» и «стекло» (по признаку прозрачности), то второй ответ должен быть построен так, чтобы обязательно разъединить эти два слова. Такая модификация игры активизирует соревнование, оживляет игру, создает условия для интенсивного развития взаимоотношений. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|