|
Особенности работы психолога с родителями детей, имеющих психофизические нарушенияПроблемы семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, носят комплексный характер, проявляющийся в:
Проблемы родителей настолько глубоки и обширны, что разовой консультацией их не разрешить. Необходимым условием работы психолога с данной категорией является организованная многократная система встреч. Родитель склонен воспринимать психолога как панацею от всех своих бед, по мановению руки которого все проблемы исчезнут. В связи с этим у родителей может появиться стремление к пассивному участию в коррекционном процессе. В этом случае психолог должен объяснить, что только активная двусторонняя деятельность способна принести результаты. Условиями для начала работы с родителем являются следующие положения:
Предлагаемая нами программа коррекции родительских установок прежде всего ориентирована на формирование родительского оптимизма. Работая с семьями детей с особенностями психофизического развития, психолог отдает себе отчет в том, что состояние ребенка является константным, неустранимым психологическим фрустратором. Адаптация членов семьи к этому факту протекает медленно, болезненно и приводит к возникновению многочисленных комплексных семейных дисгармоний. Соответственно целью психокоррекционного вмешательства является изменение в семьях деструктивного отношения к сложившейся ситуации и развитие фрустрационной толерантности к проблемам ребенка с особенностями психофизического развития. Психокоррекционную помощь семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии, по нашему мнению, целесообразно разбить на отдельные блоки, каждый из которых выполняет самостоятельную коррекционную нагрузку, но в то же время синтезирован в общую систему помощи. Содержание каждого блока может изменяться в зависимости от проблем конкретной семьи и существующей в ней ситуации развития, от успешности выполнения того или иного блока. Успешное выполнение одного блока способствует успеху в другом. Итак, коррекционная работа с родителями ребенка с особенностями психофизического развития осуществляется в рамках следующих блоков:
Родители детей с особенностями психофизического развития подсознательно «цепляются» за систему ожиданий, которые существовали у них до появления такого ребенка, несмотря на то что эта ригидная система наносит им значительный психологический ущерб. Задача психолога при работе с этим блоком проблем состоит в том, чтобы прояснить родительские ожидания и найти им разумную альтернативу. Коррекционная работа в этом направлении может состоять из нескольких этапов: 1-й этап. Родителям предлагается письменно или устно ответить на вопрос: «Почему люди стремятся иметь детей?» Родитель, записывая ответы на этот вопрос, возвращается в ситуацию, когда ребенка еще не было. Его записи представляют собой идеализированный конгломерат ожиданий. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|