Особенности работы психолога с родителями детей, имеющих психофизические нарушения

Проблемы семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, носят комплексный характер, проявляющийся в:

  • восприятии отклонений в развитии ребенка как трагедии всей жизни;
  • наличии стойкого конфликта между имевшимися ожиданиями родителей по отношению к ребенку и реальной ситуацией;
  • комплексе психоэмоциональных проблем:
    1. экзистенциальном вакууме;
    2. экзистенциальной тревоге и вине;
    3. депрессивном фоне настроения и восприятия жизненных перспектив;
    4. актуализированном страхе смерти;
  • развитии патологизированных ролей при взаимодействии с окружающими;
  • отказе от собственных жизненных планов и смыслов;
  • появлении комплексов неполноценности;
  • развитии общей семейной неудовлетворенности;
  • специфических защитных реакциях родителей и компенсаторном поведении;
  • снижении самооценки и оценки своего партнера по браку.

Проблемы родителей настолько глубоки и обширны, что разовой консультацией их не разрешить. Необходимым условием работы психолога с данной категорией является организованная многократная система встреч.

Родитель склонен воспринимать психолога как панацею от всех своих бед, по мановению руки которого все проблемы исчезнут. В связи с этим у родителей может появиться стремление к пассивному участию в коррекционном процессе. В этом случае психолог должен объяснить, что только активная двусторонняя деятельность способна принести результаты.

Условиями для начала работы с родителем являются следующие положения:

  • многократность встреч психолога с родителем. Одноразовая встреча ничего не решает. Проблемы родителя накапливались длительное время и разрешить их за один раз невозможно;
  • активность родителя в коррекционном процессе. Родитель не должен выступать в роли пассивного и благодарного слушателя. Для достижения результата необходима мотивация, заряженность на успех и глубинная внутренняя работа, направленная на изменение собственных представлений, убеждений, чувств и стереотипов;
  • участие в коррекционной работе других членов семьи. Проблема, с которой обратился один из родителей, не является только его личной. Эта проблема общесемейная, а значит, решать ее необходимо всей семьей. В противном случае возможен обратимый процесс и эффективность работы будет очень низка.

Предлагаемая нами программа коррекции родительских установок прежде всего ориентирована на формирование родительского оптимизма. Работая с семьями детей с особенностями психофизического развития, психолог отдает себе отчет в том, что состояние ребенка является константным, неустранимым психологическим фрустратором. Адаптация членов семьи к этому факту протекает медленно, болезненно и приводит к возникновению многочисленных комплексных семейных дисгармоний. Соответственно целью психокоррекционного вмешательства является изменение в семьях деструктивного отношения к сложившейся ситуации и развитие фрустрационной толерантности к проблемам ребенка с особенностями психофизического развития.

Психокоррекционную помощь семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии, по нашему мнению, целесообразно разбить на отдельные блоки, каждый из которых выполняет самостоятельную коррекционную нагрузку, но в то же время синтезирован в общую систему помощи. Содержание каждого блока может изменяться в зависимости от проблем конкретной семьи и существующей в ней ситуации развития, от успешности выполнения того или иного блока. Успешное выполнение одного блока способствует успеху в другом.

Итак, коррекционная работа с родителями ребенка с особенностями психофизического развития осуществляется в рамках следующих блоков:

  • Трансформация родительских ожиданий и представлений о ребенке.
  • Преобразование иррациональных суждений в рациональные.
  • Устранение чувства вины, депрессивного фона на строения, страхов и комплексов.
  • Расширение жизненного пространства родителя, помощь в организации его личной жизни, реструктуризация негативных ролевых стереотипов.
Коррекция родительских ожиданий (I блок)

Родители детей с особенностями психофизического развития подсознательно «цепляются» за систему ожиданий, которые существовали у них до появления такого ребенка, несмотря на то что эта ригидная система наносит им значительный психологический ущерб. Задача психолога при работе с этим блоком проблем состоит в том, чтобы прояснить родительские ожидания и найти им разумную альтернативу. Коррекционная работа в этом направлении может состоять из нескольких этапов:

1-й этап. Родителям предлагается письменно или устно ответить на вопрос: «Почему люди стремятся иметь детей?»

Родитель, записывая ответы на этот вопрос, возвращается в ситуацию, когда ребенка еще не было. Его записи представляют собой идеализированный конгломерат ожиданий.

Просмотров: 10941
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Байка «Аисты, дети, щенки»
  • Байка «Беспроблемный ребенок»
  • Байка «Быль о соске и памперсах»
  • Байка «Вот пороли же меня – и вырастили человеком»
  • Байка «Гони природу в дверь, она влетит в окно»
  • Байка «Детские сказки-страшилки»
  • Байка «Если вы хотите, чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами»
  • Байка «И вольтерьянцы напрасно против этого говорят»
  • Байка «Леворукий ребенок»
  • Байка «Но ребенок может что-то не уметь?»
  • Байка «Папа на полу»
  • Байка «Перед кабинетом врача»
  • Байка «Ребенок и телевизор»
  • Байка «Ребенок как свидетель»
  • Байка «Русская народная сказка Три медведя»
  • Байка «Сказка о Курочке Рябе»
  • Байка «Сколько ни ищи, ничего, кроме себя, не найдешь»
  • Байка «Стремление к совершенству»
  • Байка «Трудно сказать, стала ли скрипка моим инструментом по воле родителей или же в силу дара свыше»
  • Байка «Чему учат родители детей, когда наказывают их?»
  • Байка «Чувство вины и наказание»
  • Байка «Я никогда не наказываю своего ребенка»
  • Детско-родительская игра «Знаете ли вы своего ребенка»
  • Игра для педагогов «Разные мнения»
  • Информационный блок «Что такое аддикция?»
  • Комплекс игр для работы с детьми СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Трансактное упражнение «Сознавание состояний Я»
  • Упражнение «Мои ожидания»
  • Упражнение «Отождествление – разотождествление»
  • Упражнение «Отслеживание своей реакции на значимое поведение другого»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь