|
Классификация упражнений социально-психологического тренингаВ арсенале психологов, занимающихся проведением социально-психологических тренингов (СПТ), имеется богатый выбор различных упражнений, и сориентироваться в их многообразии бывает довольно сложно. Кроме того, многие психологи, имеющие большой опыт работы в соответствующей области, разрабатывают и авторские техники. Однако для того, чтобы эффективно вести тренинг, из этой массы различных техник нужно выбрать для каждого занятия лишь несколько наиболее подходящих, т.е. позволяющих наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед конкретной группой в конкретных условиях работы. Классификация упражнений может помочь ведущему обоснованно совершать такой выбор. Трудно обойтись без опора на классификацию при решении дидактических задач, связанных с обучением будущих психологов методике проведения СПТ. Наконец, стройная и логичная классификация тренинговых упражнений необходима при написании учебных и методических пособий по соответствующей тематике. Однако общепризнанного подхода к такой классификации не выработано. В разных учебных и методических пособиях упражнения классифицированы по сильно различающимся схемам, а иногда вообще предлагаются «россыпью». Приведем в качестве примера две классификации тренинговых упражнений:
Существует и ряд других классификаций (напр. см. А.Г. Лидерс, 2001, И.В. Вачков, 2000, Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомова, 1988). По нашему мнению, эти и многие другие классификации не взаимоисключающи и не противоречивы. Просто существует довольно много оснований, по которым можно систематизировать упражнения. В то же время, эти основания авторами классификаций обычно не оговариваются, что приводит к снижению системности изложения материала. В каждой из приведенных выше классификаций используется сразу несколько оснований. Рассмотрим наиболее важные основания, по которым можно классифицировать упражнения СПТ. По количеству участников упражнения можно разделить на:
Впрочем, многие упражнения могут выполняться как в нескольких подгруппах, так и в общей группе. Целесообразность этого часто определяется не сущностью упражнения, а количеством участников и формой организации их работы. Следует отметить, что упражнения, относящиеся к любой из перечисленных групп, могут налагать, а могут и не налагать ограничения на максимальное количество участников. Зависит это не столько от того, выполняется ли упражнение индивидуально, в парах или в более крупных группах, сколько от содержания упражнения. Это необходимо учитывать при проведении СПТ в многочисленных группах (см. также Петрушин С.В., 2000). Некоторые упражнения накладывают ограничения и на минимальное количество участников. Если в группе занимается менее 5-6 человек, набор техник, имеющихся в распоряжении ведущего, существенно сокращается. Как правило, после упражнений, выполняемых индивидуально или в парах, все равно следует их коллективное обсуждение в общем кругу. Если упражнения выполняются в микрогруппах, обсуждение может происходить также в микрогруппах (что целесообразно при большом количестве участников), а может выноситься в общий круг. По характеру деятельности участников Как правило, в каждом упражнении можно выделить какую-то преобладающую разновидность деятельности участников. В частности, они могут преимущественно:
Возможны и другие виды активности (например, манипуляции с определенными предметами). Наконец, некоторые упражнения вообще не требуют проявлять внешнюю активность, работа происходит во внутреннем плане (например, техники визуализации). По возрасту, на который рассчитано упражнение Ограничения, связанные с возрастом, объясняются тем, что многие упражнения требуют для своего проведения определенного уровня развития познавательных процессов, произвольной регуляции поведения или социального опыта. При работе с подростками возрастные ограничения незначительны (например, они касаются некоторых наиболее «откровенных» телесно-ориентированных техник). Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|