Классификация упражнений социально-психологического тренинга

В арсенале психологов, занимающихся проведением социально-психологических тренингов (СПТ), имеется богатый выбор различных упражнений, и сориентироваться в их многообразии бывает довольно сложно. Кроме того, многие психологи, имеющие большой опыт работы в соответствующей области, разрабатывают и авторские техники. Однако для того, чтобы эффективно вести тренинг, из этой массы различных техник нужно выбрать для каждого занятия лишь несколько наиболее подходящих, т.е. позволяющих наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед конкретной группой в конкретных условиях работы.

Классификация упражнений может помочь ведущему обоснованно совершать такой выбор. Трудно обойтись без опора на классификацию при решении дидактических задач, связанных с обучением будущих психологов методике проведения СПТ. Наконец, стройная и логичная классификация тренинговых упражнений необходима при написании учебных и методических пособий по соответствующей тематике.

Однако общепризнанного подхода к такой классификации не выработано. В разных учебных и методических пособиях упражнения классифицированы по сильно различающимся схемам, а иногда вообще предлагаются «россыпью». Приведем в качестве примера две классификации тренинговых упражнений:

Выделяемые группы тренинговых упражнений Источник
Разогревающие упражнения и упражнения на знакомство
Упражнения, выполняемые в парах
Упражнения для малых групп
Исследование зрительного контакта
Исследование чувств
Гештальт-упражнения
Упражнения на оценивание
Упражнения на развитие навыков проведения консультирования
Упражнения на развитие навыков ассертивного поведения
Упражнения на развитие навыков интервьюирования
Упражнения на развитие навыков фасилитации
Ф. Бурнард, 2001
Упражнения, связанные с наблюдением и вниманием
Упражнения, связанные с умением сосредоточиться
Упражнения на взаимное понимание
Игры, проясняющие взаимные представления друг о друге
Упражнения-шутки
Сюжетно-ролевые игры
Упражнения по выработке навыков
Г.И. Марасанов, 1998

Существует и ряд других классификаций (напр. см. А.Г. Лидерс, 2001, И.В. Вачков, 2000, Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомова, 1988). По нашему мнению, эти и многие другие классификации не взаимоисключающи и не противоречивы. Просто существует довольно много оснований, по которым можно систематизировать упражнения. В то же время, эти основания авторами классификаций обычно не оговариваются, что приводит к снижению системности изложения материала. В каждой из приведенных выше классификаций используется сразу несколько оснований.

Рассмотрим наиболее важные основания, по которым можно классифицировать упражнения СПТ.

По количеству участников упражнения можно разделить на:

  1. Выполняемые каждым участником индивидуально. Такая работа может быть организована фронтально (упражнения выполняются всеми участниками одновременно), а может быть собственно индивидуальной – выполняет упражнение один человек, остальные участники в это время образуют «группу поддержки», выступают в роли наблюдателей, дают обратную связь и т.п.
  2. Выполняемые в парах. Как и в предыдущем случае, возможен вариант с параллельной работой нескольких пар, или единовременно работает лишь одна пара. При переходе к следующим упражнениям состав пар рекомендуется менять, чтобы участники получили разнообразный социальный опыт.
  3. Выполняемые в микрогруппах. Могут работать несколько подгрупп одновременно. Если же одна микрогруппа сидит в кругу и ведет работу, а остальные участники находятся за пределами круга в роли наблюдателей, то мы получаем форму организации работы «аквариум».
  4. Выполняемые в общей группе.

Впрочем, многие упражнения могут выполняться как в нескольких подгруппах, так и в общей группе. Целесообразность этого часто определяется не сущностью упражнения, а количеством участников и формой организации их работы.

Следует отметить, что упражнения, относящиеся к любой из перечисленных групп, могут налагать, а могут и не налагать ограничения на максимальное количество участников. Зависит это не столько от того, выполняется ли упражнение индивидуально, в парах или в более крупных группах, сколько от содержания упражнения. Это необходимо учитывать при проведении СПТ в многочисленных группах (см. также Петрушин С.В., 2000). Некоторые упражнения накладывают ограничения и на минимальное количество участников. Если в группе занимается менее 5-6 человек, набор техник, имеющихся в распоряжении ведущего, существенно сокращается.

Как правило, после упражнений, выполняемых индивидуально или в парах, все равно следует их коллективное обсуждение в общем кругу. Если упражнения выполняются в микрогруппах, обсуждение может происходить также в микрогруппах (что целесообразно при большом количестве участников), а может выноситься в общий круг.

По характеру деятельности участников

Как правило, в каждом упражнении можно выделить какую-то преобладающую разновидность деятельности участников. В частности, они могут преимущественно:

  1. Разговаривать. Это групповые дискуссии, большая часть ролевых игр, многие упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и т.д.
  2. Вести невербальное общение. Это преимущественно упражнения, направленные на развитие соответствующих коммуникативных навыков, а также на повышение сплоченности группы. Сюда же входят многие телесно-ориентированные упражнения.
  3. Проявлять физическую активность. Данная группа упражнений иногда называется «психогимнастика». Понятно, что какую-либо форму физической активности подразумевает подавляющее большинство упражнений, однако ведущей она является далеко не во всех из них.
  4. Рисовать. Это арт-терапевтические упражнения, а также некоторые упражнения, направленные на повышение компетентности в общении (например, «разговор в рисунках»).
  5. Писать. В СПТ письменная работа чаще всего используется на стадии получения обратной связи. Но существует и целый ряд техник, в основе которых лежит идея написания письма («Письмо самому себе», «Прощальное письмо» и т.д.), однако они более характерны для групп с психотерапевтической направленностью. Описание множества таких техник см. К. Фопель, 1999.

Возможны и другие виды активности (например, манипуляции с определенными предметами). Наконец, некоторые упражнения вообще не требуют проявлять внешнюю активность, работа происходит во внутреннем плане (например, техники визуализации).

По возрасту, на который рассчитано упражнение

Ограничения, связанные с возрастом, объясняются тем, что многие упражнения требуют для своего проведения определенного уровня развития познавательных процессов, произвольной регуляции поведения или социального опыта. При работе с подростками возрастные ограничения незначительны (например, они касаются некоторых наиболее «откровенных» телесно-ориентированных техник).

Просмотров: 12877
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Игра «Пять шагов»
  • Коллаж «Дружба»
  • Практикум «Повышение доверия к другим и себе как профилактика конфликтности»
  • Разминка «Увеличительное стекло»
  • Тренинг на сплочение
  • Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни»
  • Упражнение «Великие идеи приходят тогда, когда мир нуждается в них»
  • Упражнение «Волейбол без мяча»
  • Упражнение «Встаньте с мест»
  • Упражнение «Движения по одному»
  • Упражнение «Доверяющее падение»
  • Упражнение «Дюжина»
  • Упражнение «Коллажирование на свободную тему»
  • Упражнение «Космическая скорость»
  • Упражнение «Кочки»
  • Упражнение «Липучки»
  • Упражнение «Мои ожидания»
  • Упражнение «Моя пара»
  • Упражнение «Непосредственное осознавание»
  • Упражнение «Падение в пропасть»
  • Упражнение «Пазлы»
  • Упражнение «Печатная машинка»
  • Упражнение «Поведенческие контракты»
  • Упражнение «Построимся»
  • Упражнение «Рисунок на спине»
  • Упражнение «Сказка втроем»
  • Упражнение «Стыковка»
  • Упражнение «Хвастовство»
  • Упражнение «Экспериментирование с движениями»
  • Упражнение-ледокол «Счет»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь