Юлия Кузнецова. Свободное выражение эмоций

свободное выражение эмоций

«Просто вы заплакали — и как будто вы нормальная...»
(с) к/ф «Служебный роман».

В этой статье хочу поговорить о такой теме, как выражение эмоций!

Нас с детства обучают разным вещам: ходить, говорить, читать, писать, петь, играть на музыкальных инструментах и многому другому.

Но нас почему-то не учат, как обходиться с собственными эмоциями.

Вернее, зачастую учат их игнорировать, обесценивать и жить «вопреки».

  • «не расстраивайся по мелочам»
  • «да сколько еще таких будет в твоей жизни»
  • «хватит плакать, ты же уже большая»
  • «успокойся уже, сколько можно»
  • «мужчины не плачут»
  • «это пустяки»
  • «все будет хорошо»

Знакомые фразы?

А еще к ним добавляются двойные послания.

Это когда поругавшаяся с папой мама, пытаясь уберечь свое чадо от расстройства, отвечает на его вопросы о ее состоянии «Все хорошо, ничего не случилось».

Но он же видит, что все нехорошо! Он видит это по растерянности на лице, пустому взгляду или покрасневшим от слез глазам, он видит это по жестам, по нервным или, наоборот, рассеянным движениям, по учащенному  поверхностному дыханию. Дети отлично считывают невербальный сигналы!

Какой урок он получает в этот момент?

Скорее всего он будет думать о том, что не стоит доверять себе, тому, что он видит и чувствует.

Он также может сделать вывод о том, что по какой-то причине нельзя выдавать своих истинных эмоций.

А еще такие противоречия, поступающие от разных органов чувств, увеличивают тревогу и неуверенность в собственной безопасности. Которые, накапливаясь, приводят к неврозам.

Как результат  мы имеем взрослых, которые не умеют не только выражать свои эмоции, но и распознавать их. А еще они боятся проявления эмоций других людей, потому что не владеют навыками взаимодействия с ними.

О какой уж тут эмпатии и взаимопонимании может идти речь!

Что же может сделать взрослый человек, чтобы лучше взаимодействовать с собственными эмоциями?

  • выписать все слова и фразы «внутреннего критика», которые касаются эмоциональной сферы. Сюда как раз могут быть записаны все «мальчики не плачут» и «ты уже большая». Насколько это до сих пор для вас актуально?
  • попробовать отслеживать в моменте влияние этих фраз;
  • ввести практику: 3 раза в день отвечать на вопрос «какую эмоцию я сейчас испытываю?» Называем и записываем эмоцию. «Как эта эмоция проявляет себя?» Описываем признаки, в том числе телексные реакции.

Вообще телексные реакции — это отличная лакмусовая палочка для наших эмоций. Мы часто забываем про тело до тех пор, пока в нем что-то не забелит. Но оно трудится и не устает нам подсказывать: сдавливание висков, усиленное сердцебиение, зажим в плечах, мурашки, давление в груди, или наоборот, необычайная легкость — все это указывает на присутствие какой-то сильной эмоции. Поэтому важно помнить про тело и не пропускать его подсказки!

Отследить, назвать и дать пространство для эмоций — вот основные шаги по освоению эмоциональной сферы.

Как можно помочь детям?

  • называйте то, что происходит с ребенком: «ты устал», «ты злишься», «ты расстроен» и пр.
  • не рассчитывайте на быстрые результаты. Я часто слышу от мам: «Я называю и озвучиваю его эмоции, но это не помогает». Это и не должно «помогать» сейчас! Вы вкладываете с расчетом на перспективу. Когда-нибудь ребенок скажет «У меня плохое настроение, потому что я устал.» Это и будет вашей победа. Но надо быть готовым к тому, что это произойдет не скоро!
  • давайте возможность ребенку прожить в полной мере каждое его состояние, создайте безопасное пространство для такого проживания. Помяните, что до школьного возраста (как минимум), ребенок испытывает только одну эмоцию в один момент времени. «Злюсь, но не смотря на это люблю» приходить значительно позже. Когда ребенка захватывает эмоция, она захватывает его целиком.
  • рассказывайте малышу, разумеется, на доступном ему языке о том, что чувствуете вы сами. Рассказ желательно сопровождать пояснением причин и словами о том, что это состояние нормальное и временное. Стоит проговаривать, что не смотря на то, что мама расстроена, любовь к малышу никуда не делась. Обучать, но не подпитывать тревогу!

Давайте практиковать бережное и внимательное отношение к себе и своим детям!

Просмотров: 486
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Аннет Прен, Кьелд Фреденс. Психология эмоций. Управление эмоциями
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Ботокс лишает эмоций
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием с помощью эмоций и образов
  • Инна Иголкина. Лень: какой она бывает и как с ней бороться
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Эллина Карепова. Интуиция. Феномен антиципации: сердце тоже видит
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя
  • Младенцы учат родной язык по жестам родителей
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Мужчины с трудом понимают эмоции женщин
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях
  • Д. Кенрик. Сколько «Я» в твоей голове?
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь