Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием

практика медитацииФрагмент книги Грачева В. Мысли лечат тело. Живительная сила души. — СПб.: Питер, 2018

Наше тело способно влиять на события нашей жизни, и порой довольно активно! А чтобы изменения шли в нужную сторону, надо знать законы, опираясь на которые действует тело.

Секреты работы с телом, или Исцеляющее движение

Существует ряд техник для работы с телом. Все они направлены на развитие и гармонизацию структур нашей психики. Эти структуры мы наследуем от родителей, они обладают свойством развиваться и меняться через наш реальный жизненный опыт. Так происходит на протяжении всей жизни. В детстве этот процесс более интенсивный. С возрастом структуры разрастаются, их подвижность уменьшается. Человек становится более статичным и инертным, а его действия — более автоматическими. Идет трансляция опыта, а новое воспринимается с большим трудом, если человек перестает учиться и открываться новому опыту. В итоге человек «застревает» в каких-то ситуациях. Поэтому руководители вводят возрастные ограничения при приеме на работу.

Вспомним, что в период перестройки наибольшую трудность испытывали люди после сорока лет. Но те из них, чья деятельность была связана с постоянным повышением квалификации и отличалась динамичностью, гораздо легче адаптировались к новым условиям. Этот феномен легко понять, если знать принципы функционирования нашей психики.

Когда я искала способ просто и понятно объяснить принципы воздействия телесных техник и упражнений на психику, мне вспомнилась известная поговорка:

«Дурная голова ногам покоя не дает». Наш великий и мудрый язык! В любой поговорке заложен глубокий смысл. Один из смысловых уровней этого послания    народной мудрости гласит: если у человека что-то не так с интеллектом, компенсация идет через ноги. Более того, оказывается, что ноги помогают не только решить проблему, но и стать голове более разумной.

Эту идею воздействия движения на все слои психики хорошо иллюстрирует рисунок:

влияние на психику

Здесь заложены колоссальные возможности для работы с нашей психикой — даже через очень простые движения. Активизируя слой коры головного мозга, отвечающий за движение, мы активизируем и более глубокие слои, которые связаны с эмоциями, ощущениями и интеллектом. Имеет место такое явление, как индукция.

Известно, что при отставании в развитии ребенка рекомендуется развивать у него мелкую моторику. Это игры с пальчиками, упражнения на координацию: «Покажи пальчиком носик, ушко...», игры с мелкими предметами, например с конструктором. А взрослым для развития интеллектуальных способностей рекомендуют обучение игре на струнных, щипковых музыкальных инструментах и работу с голосом.

Как ни странно на первый взгляд, развитию головного мозга способствуют различные дыхательные упражнения. Ведь в дыхании участвует огромное количество разных мышц, мелких и крупных. То есть, используя дыхательные техники, мы глубоко воздействуем на кору головного мозга — не только на участки, отвечающие за двигательную активность, но и на более глубинные  структуры.

В основе любой работы с развивающим движением лежит закономерность: повторяющееся действие становится привычным и фиксируется на уровне коры головного мозга в виде устойчивых связей. Каждое новое действие меняет схему тела в коре головного мозга. Далее воздействие распространяется на остальные слои структур психики.

В этом кроется секрет глубокого воздействия на психику восточных методик работы с телом. Тело обучается до автоматизма новым, непривычным движениям. Эффект усиливает использование специальных образов, пластики в сочетании с определенными ритмами дыхания.

Еще раз вернемся к тому, что тело и психика едины. Использование при работе с телом разного рода движений и дыхательных ритмов позволяет глубоко и в то же время мягко воздействовать на психические структуры человека. Формируется новая пластика тела и «размываются» не только двигательные стереотипы, но и стереотипы эмоционального реагирования. Следующий этап изменений — размывание жестких мысленных структур (стереотипов мышления и убеждений, которые формируют восприятие и оценку мира, себя, стратегии жизни). То есть формируется и новая пластика тела, и новая пластика поведения, а следовательно и жизни. Меняется ее динамика, эмоциональный настрой. Человек приходит к состоянию душевного комфорта. При этом уходит автоматизм реагирования на стрессовые ситуации. Формируются новые формы реакции, у человека появляется выбор.

Другими словами, этот процесс затрагивает личность в целом. Новая пластика способствуют изменениям характера. Ведь характер — это интегральная характеристика, на его формирование оказывают большое влияние особенности восприятия, мышления, реагирования. И если новая пластика становится родной, изменения в характере носят устойчивый характер.

Как гласит народная мудрость, «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Так что тело помогает нам менять свою жизнь.

Исцеляющее дыхание

Наша жизнь помещается в отрезок времени от первого вдоха в момент рождения до последнего выдоха в момент смерти. Дыхание естественно, как сама жизнь. Оно отслеживает любые изменения нашего психического состояния. Все эмоциональные переживания сопровождаются изменением глубины, частоты, скорости и плавности дыхания. На уровне физиологии за способность приспосабливаться к неблагоприятным для человека факторам отвечает иммунная система. Она заставляет организм реагировать должным образом, чтобы восстановить пошатнувшееся равновесие. Например, вызвать высокую температуру или рвоту. Прожив симптом, организм выздоравливает.

На уровне психики эту функцию выполняет дыхание. Находясь в нормальном состоянии, человек дышит, не задумываясь, как он это делает. Существуют врожденные механизмы регулирования дыхания. Естественное дыхание дает человеку энергию, чувство уверенности и спокойствия.

Сильные эмоции вызывают изменение дыхания, напрягаются мышцы лица, шеи, челюсти, и постепенно напряжение захватывает все тело. Даже если мы намеренно не боремся со стрессовой ситуацией, тело все равно отреагирует на нее, чтобы уменьшить эмоциональный дискомфорт. Душевную боль тело заглушает напряжением мышц.

Напряжение тела существенно ослабляет сигналы от органов чувств — тело становится жестким. Чем больше таких блоков, тем более жесткое тело. Человек перестает быть чутким к меняющимся условиям жизни и упрямо гнет свое. Способность приспосабливаться к изменениям — условие выживания. Когда сопротивление человека жизни возрастает, она вынуждает его к изменениям. По крайней мере, стрессовые ситуации или болезнь — это всегда нарушение привычного ритма. Жесткая система — кандидат на разрушение. Если человек продолжает сопротивляться, возможны несчастные случаи, вплоть до преждевременной смерти.

Глубокое ритмичное дыхание позволяет человеку до конца прожить свои эмоции, которые играют приспособительную роль в жизни. Именно эмоции несут энергию и дают необходимую силу, чтобы прожить ситуацию и сделать следующий шаг в жизни. Эмоции кратковременны. Если мы их правильно использовали, возбуждение проходит, тело расслабляется, и ситуация благополучно завершена. Если эмоции не прожиты, их энергия не пущена в дело (не направляется на изменение ситуации), тогда все продолжает жить в теле и удерживается в нем. «Заслонкой» служит изменившееся дыхание. Оно становится более поверхностным вследствие нарушения процесса вдоха и выдоха. Именно сдерживание дыхания создает эмоциональный дискомфорт. Будь то состояние тревоги, страха или гнева. На удержание энергии внутри уходит много сил. И чем больше подавленных эмоций, тем большее энергии требуется для их удержания.

Подавленные эмоции могут прорываться, как весенний поток, и все снести на своем пути. Как правило, вспышка гнева происходит по пустяковому поводу, и мы удивляемся себе: ну что я так раздражаюсь?! А дальше наступает облегчение, но сил на что-то новое и радостное по-прежнему нет.

Чтобы свободно ориентироваться в выборе дыхательных техник для решения тех или иных задач, предлагаю рассмотреть более подробно реакцию тела на изменение дыхания при переживании сильных эмоций.

При естественном вдохе диафрагма растягивается и давит на органы, расположенные в брюшной зоне. Это органы пищеварения: печень, желудок, селезенка, поджелудочная железа и кишечник. Их укутывает брюшная стенка. При естественном вдохе, когда тело свободно, брюшная стенка подается вперед и не препятствует их смещению и сжатию. Легкие наполняются воздухом и сжимают сердце, увеличивается объем грудной клетки.

При выдохе диафрагма сокращается, брюшная стенка начинает возвращение в исходное положение и при этом несколько втягивается внутрь. Объем грудной клетки уменьшается, воздух выталкивается из легких, сердце освобождается от сжатия.

При стрессовой же ситуации, когда человек стремится избежать травмирующих эмоций, он рефлекторно напрягает мышцы брюшного пресса. Сильное напряжение этих мышц блокирует прохождение эмоциональных импульсов. Далее сокращается диафрагма, что мешает сделать полноценный вдох. Если такая реакция приобретает хронический характер и удерживается рефлекторно, нарушается естественный процесс дыхания. Как следствие, грудь постоянно находится в приподнятом состоянии, живот напряжен. В результате снижается естественная активность дыхания, уменьшается поступление кислорода, ограничивается выработка энергии. Более того, органы, находящиеся в этой зоне, пребывают в угнетенном состоянии, что ухудшает их способность выполнять свои функции. Именно на данном этапе кроются истоки многих нарушений в работе нашего организма.

При блокировке и подавлении эмоций стресс не проживается активно, а зажимается дыханием внутри. А ведь основная функция эмоций — приспособительная. Проживая ту или иную эмоцию, организм вырабатывает необходимое ему количество энергии, чтобы адекватно отреагировать на ситуацию. Если мы избегаем переживать свои чувства, они «застревают» в теле. Мы уже говорили, что на их удержание тратится огромное количество энергии. В итоге нам не хватает энергии для жизни. Так что восстановление естественного дыхания — колоссальный ресурс для улучшения здоровья и увеличения жизненных сил.

Мы можем восстановить спонтанное течение энергии, практикуя дыхательные упражнения.

Существуют разные техники работы по восстановлению естественного процесса дыхания и освобождению энергии «застрявших» в теле эмоциональных импульсов. Мне нравятся глубинные техники работы с дыханием (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн и другие). С их помощью можно прожить подавленные эмоции и ресурсно завершить травмирующие ситуации прошлого. Как результат, тело освобождается от чрезмерного напряжения и когда-то «застрявшей» в нем энергии. В сочетании с другими психотерапевтическими техниками глубинные дыхательные практики способствуют глубоким личностным изменениям. Также их можно использовать при лечении психосоматических заболеваний — в качестве вспомогательного инструмента. Хороши они и при многих других хронических заболеваниях, трудно поддающихся лечению. Но есть противопоказания, поэтому данные практики рекомендуется использовать по согласованию с лечащим врачом.

Второй ограничивающий момент — использование этих дыхательных техник требует специальной подготовки. Поэтому мы с вами подробно рассмотрим лишь те упражнения, которые можно практиковать самостоятельно.

«Застрявшие» в теле эмоции — это наше внутреннее возбуждение «без дыхания». Наверное, каждый испытывал страх или гнев и знает, как в такие моменты изменяется дыхание. В следующий раз, когда вам станет обидно, тревожно или страшно, попробуйте вместо того, чтобы подавить свои эмоции или, наоборот, выплеснуть, просто «побыть» с ними, но используя удивительные свойства нашего дыхания. Думаю, вы будете вознаграждены: вместо напряжения, неприятных ощущений и разбитости почувствуете успокоение. Вероятно, в какой-то момент даже придет иное понимание ситуации, вызвавшей эмоции, и появятся свежие мысли и способность к конструктивному действию.

Упражнение 1. «Свободное дыхание»

Исходное положение:

Сядьте удобно. Спина прямая. Сосредоточьте внимание на своих телесных ощущениях, связанных с переживанием эмоционального состояния. Затем сделайте несколько глубоких спокойных вдохов и выдохов. Удерживайте внимание на телесных ощущениях при вдохе. Может быть, вы почувствуете, что ощущение при переживании неприятных эмоций близко к ощущению волнения или некоторого возбуждения.

Разница между  теми  и  другими  ощущениями и физиологическими процессами в теле небольшая. В обоих случаях повышается давление и сердце учащенно бьется, дыхание становится поверхностным и частым. Импульсы страха, гнева или возбуждения пропускают определенную энергию через тело. И только наш разум интерпретирует это как страх, гнев или волнение.

Считая эти чувства неприятными, мы им сопротивляемся, отгораживаемся от них. Но ведь эти эмоции вызваны инстинктом самосохранения. И он будет вновь  и вновь посылать нам эти эмоции, усиливая состояния, переживания которых мы пытаемся избежать. Дело в том, что мы должны отреагировать на внешнюю ситуацию, а не тратить энергию, делая вид, что все в порядке.

При выполнении упражнения важно начинать его при первых признаках неприятных эмоций, не позволяя им захватить себя. Впрочем, даже если вы опоздали и начали его выполнять, когда состояние дискомфорта проявилось в полной мере, оно поможет достаточно быстро восстановить ресурсное состояние и способность к конструктивному действию. Просто для этого потребуется больше времени.

Может, адекватной реакцией будет изменение нашего отношения к ситуации, ее видения. Либо вопрос в том, чтобы научиться решать любую ситуацию конструктивно, вместо того чтобы избегать ее. Когда мы не в состоянии защитить себя, страх помогает уйти из ситуации, а не прятать голову в песок. Если я испытываю гнев, это тоже говорит о нарушении границ. Подавление эмоций также оставляет меня на месте или направляет не в том направлении. Проживание эмоций изменит нашу реакцию, освободив место конструктивному действию.

Необходимо просто прожить это состояние, помогая себе глубоким ровным дыханием. Скажите себе: «Я чувствую возбуждение», — делая при этом глубокие непрерывные вдохи и выдохи: вдох — слегка усиленный. Схематично это можно изобразить так:

свободное дыхание

Если вы чувствуете, что не можете глубоко вдохнуть, сосредоточьтесь на выдохе. Выдыхайте интенсивно. Интенсивные выдохи автоматически заставят вас вдыхать так же интенсивно и глубоко. Через несколько минут дыхание восстановит естественный ритм и глубину.

На осознание своего дыхания предлагаю группу упражнений. Поскольку эти упражнения задействуют разные части аппарата дыхания, они расположены последовательно.

Упражнение 2. «Осознание своего дыхания»

В качестве исходной техники я использовала пример работы с дыханием по методу Фельденкрайза.

Фельденкрайз использовал дыхательные упражнения с целью совершенствования личности в целом. Он считал, что поглощение большего количества кислорода означает бˆольшую жизнеспособность. Каждая живая клетка использует кислород в своей жизнедеятельности и возвращает его в виде углекислого газа, а также продуктов жизнедеятельности. Если клетки человеческого мозга отрезаны от кислорода хотя бы на 10 секунд, организму наносится серьезный ущерб.

Здоровые легкие могут вдохнуть до 6 л воздуха (в среднем — около 4 л). Но они не могут выдохнуть последние 0,5 л, даже делая сознательные усилия. В обычных условиях человек полностью не использует свой дыхательный аппарат. При каждом вдохе и выдохе он не вдыхает и не выдыхает обозначенные 0,5 л. Даже небольшое увеличение данного объема улучшает клеточный обмен. Этого можно достичь при сохранении скорости вдоха и выдоха.

Наша дыхательная система сложная. Большая часть ее мышц связана с шейными и поясничными позвонками, поэтому дыхание влияет на устойчивость и положение позвоночника. И наоборот, положение позвоночника влияет на качество дыхания.

© Вера Грачева. Мысли лечат тело. Живительная сила души. — СПб.: Питер, 2018

Просмотров: 1144
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология усиления антистрессового эффекта диафрагмального типа дыхания
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Денис Бондаренко. Учебник — чтобы учиться, а лопата — чтобы копать! Внутрикорпоративное обучение и бизнес-тренинги.
  • Артемий Герасимов. Холотропное дыхание vs Альфатропная практика
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Мужчины с трудом понимают эмоции женщин
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Состояние потока: мозговая схема командной работы
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Цвета и эмоции. Изучение цветовых ассоциаций
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • П. Федоренко, И. Качай. Искаженное мышление, порождающее негативные эмоции
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием с помощью эмоций и образов
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь