Автор: Поликарпова Елена Александровна г. Константиновск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Алёнушка»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
1. 1. Цель: Развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Вызвать интерес к работе с крупой.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о животном мире;
- учить узнавать и называть животных, живущих в лесу;
- обогащать и активизировать словарный запас по теме;
Воспитывающие:
- Воспитывать навыки учебной деятельности;
- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в собственных действиях;
- воспитывать чувство дружбы;
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение;
- развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
Словарная работа: дупло, нора, логово, конверт, письмо.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Материалы и оборудование: Видеопроектор, экран, компьютер, презентация «В зимнем лесу», мелкие игрушки «Лесные звери». Снежинки с заданием, влажные салфетки, полоски белой бумаги, тарелочки с гуашью, письмо от Снеговика.
Предварительная работа: Рассматривание зимних иллюстраций, загадывание загадок; рассматривание иллюстраций животных; чтение художественной литературы; игры с крупой «Найди, что спрятано».
1. 2. Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, на гостей все посмотрите.
Здравствуйте вы им скажите
Гости очень хороши, улыбаются они.
Вы им тоже улыбнитесь
И ко мне все повернитесь.
Воспитатель: Сегодня на занятии нас ждут интересные и необычные задания. А сейчас мы с вами отправляемся в гости, но я вам не скажу, к кому мы идём.
Упражнение «В гости».
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому;
Указательный и средний, безымянный и последний,
Сам мизинчик малышок постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя.
Выставляют вверх большие пальцы, соединяют под углом кончики пальцев обеих рук. Поочередно называемые пальцы соединяют с большими на двух руках одновременно.
Пальчики были в гостях, и мы с вами тоже отправимся в путь.
Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А почему вы думаете, что зима?
Дети: На улице много снега, холодно, всю землю укрыл белым ковром.
Воспитатель: Правильно ребята, посмотрите, как красиво на улице.
А теперь, ребята, угадайте загадку, и вы узнаете, к кому мы отправимся в гости.
Воспитатель загадывает загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Губы – сучки.
Холодный, большой.
Кто я такой?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Правильно! В гости к Снеговику мы собираемся.
Ребята, ой посмотрите, что я нашла! (показывает детям конверт, достаёт письмо). Что же это такое?
Дети: Письмо.
Воспитатель: Правильно! Снеговик послал нам письмо, он приглашает нас в гости к себе. Но чтобы мы не заблудились, он оставил нам снежинки – подсказки. (достаёт из конверта снежинку, обращает внимание детей).
Смотрите, это волшебная снежинка, на ней написано: «Чтобы попасть в зимний лес вам нужно, превратится в маленькие пушистые снежинки».
Мы сейчас скажем волшебные слова и полетим в зимний лес.
Воспитатель: Вокруг себя повернись, и в снежинку превратись.
Полетели снежинки над лесами, над полями, над высокими домами.
(Звучит музыка «Вальс снежинок». Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, кружатся как снежинки и оказываются в лесу).
Воспитатель: Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в воздухе кружатся
И на землю тихо ложатся.
Смотрите ребята, мы с вами очутились в волшебном лесу. Садитесь на стульчики и посмотрите вокруг.
Слайд № 1 зимний лес.
Воспитатель: Как красиво? А какое время года в лесу.
Дети: Зима.
Воспитатель: А в какой лес мы попали.
Дети: В зимний лес.
Воспитатель: А почему вы думаете, что это зимний лес?
Дети: Потому, что идет снег и все деревья в снегу, очень много снега в лесу.
Воспитатель: Снег, какой?
Дети: Снег белый, пушистый, мягкий, холодный.
Воспитатель: Смотрите, снова снежинка. Снеговик оставил нам загадки про лесных зверей. Если вы правильно отгадаете их, то увидите на экране отгадку.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
Дети: Зайка.
Слайд № 2 заяц.
Воспитатель: Как зайчик подготовился к зиме.
Дети: Заяц сменил серую шубку на белую и среди снега стал незаметным.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну конечно, это…
Дети: Белка.
Слайд № 3 белка.
Воспитатель: Как называется домик белки (дупло).
Слайд № 4 дупло.
Воспитатель: Как подготовилась белка к зиме?
Дети: Она делает запасы, заготовила на зиму орехи, шишки, ягоды, грибы.
Воспитатель: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?
Дети: Лиса.
Слайд № 5 лиса.
Воспитатель: Как называется дом у лисы? (нора).
Слайд № 6 нора.
Воспитатель: На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть.
Дети: Волк.
Слайд № 7 волк.
Воспитатель: Волк серый, большой, у него пасть с острыми зубами; живет в лесу, охотится за зайцами.
Ребята, дом у волка называется? (логово)
Дети повторяют.
Слайд № 8 логово.
Воспитатель: Кто в лесу глухом живет-
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосет он лапу?
Дети: Медведь.
Слайд № 9 медвежья берлога.
Воспитатель: А где же медведь, ведь его не видно здесь.
Дети: Он спит в берлоге под снегом.
Слайд № 10 медведь в берлоге.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Смотрите, ребята опять волшебная снежинка, а под ней большой сугроб. Давайте посмотрим, что здесь.
(Дети подходят к столу, на котором стоит песочница с крупой, в крупе спрятаны фигурки зверей).
Ребята Снеговик предлагает вам поиграть. Давайте поиграем.
(Игра для мелкой моторики рук «Найди что спрятано»).
Давайте глубже копнем сугроб, может, найдем что – нибудь.
(Дети пальчиками обследуют крупу и находят там лесных зверей).
Лесные звери решили поиграть в прятки, сбежали из своих домиков и спрятались.
Воспитатель: Полина, ты кого нашла?
Ребенок: Волка.
Воспитатель: А маленький волк это – волчонок. Назови его ласково.
Ребенок: Волчонок.
(Дидактическая игра: «Назови ласково»).
Дети: (лиса – лисёнок, белка – бельчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок).
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно рассказали (дети садятся на стульчики). Посмотрите, звери убежали в лес и оставили следы на снегу.
Слайд № 11 следы зайца.
Чьи же эти следы. Как вы думаете?
Дети: Зайца.
Физкультминутка:
Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаётся – кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы – убегает от беды.
Прыгнул вбок и оглянулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтоб найти никто не смог.
Воспитатель: От кого же убегал наш зайчик и спрятался.
Слайд № 12.
Дети: Убегал от волка и лисы.
Воспитатель: Ребята, кто из животных мог оставить на снегу такие большие следы?
Слайд № 13. (большие следы волка).
Дети: Волк.
Воспитатель: Да, такие большие следы оставил волк.
Слайд № 14 (следы валенок).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же это гулял в лесу, и оставил такие интересные следы.
Дети: Это Снеговика следы.
Воспитатель: И правда это наш Снеговик, посмотрите, вон он стоит и смотрит на вас.
Слайд № 15 Снеговик стоит.
Воспитатель: Как можно добраться до Снеговика по зимней дороге, ведь в лесу так много снега?
Дети: На лыжах, на санках.
Воспитатель: А ещё ребята можно протоптать тропинку.
Физкультминутка:
Мы шагаем по сугробам, Дети имитируют движение, как идут
По сугробам крутолобым. по глубокому снегу.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу. Поочередно поднимают левую и правую ноги.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали. Останавливаются.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, а давайте нарисуем тропинку до нашего Снеговика. А нарисовать тропинку помогут нам наши пальчики. Посмотрите, как мы с вами будем рисовать. Я опущу свои пальчики в тарелочку с краской чуть – чуть, а потом нарисую тропинку на бумаге. В середине тропинки подушечками пальчиков нарисуем следы валенок. Когда, я закончу работу, возьму влажную салфетку и вытру пальчики, чтобы ручки стали чистыми. А теперь приступайте к работе.
(Дети выполняют работу, а воспитатель контролирует)
Воспитатель: Ой, какие красивые тропинки у вас получились. Давайте разложим ваши работы рядышком друг с другом, чтобы получилась длинная тропинка. Вот и мы добрались до Снеговика.
Слайд № 16 снеговик машет рукой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня дружно играли, все загадки отгадали, рисовали и Снеговика нашли. Ребята Снеговик мне по секрету сказал, что он хочет угостить вас снежными комочками. А разве можно есть снежок (нет). А почему нельзя (потому что можно заболеть, там очень много микробов). Правильно, нельзя есть снега.
Снеговик пошутил ребята, он хотел проверить вас. А на самом деле он угощает вас сладкими, волшебными снежными комочками.
Итог занятия.
- Понравилось вам путешествовать по зимнему лесу?
- Где живут медведь, лиса, заяц, волк?
- Какие это животные?
- Где спит зимой медведь?
Список используемой литературы:
- Азбука физкультминуток для дошкольников — В.И. Ковалькова.
- Изобразительная деятельность в детском саду – И.А. Лыкова.
- Интернет ресурсы.
- Комплексные занятия с детьми 3-7 лет (Формирование мелкой моторики, развитие речи) – Н.Л. Стефанова
- Комплексные занятия – Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
|