Тема: «В гостях у Мальвины» Цель: Образовательная: Учить уравнивать неравные группы способом добавления к меньшей группе один (не достающий) предмет . Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по названному числу. Учить воспроизводить указанное количество движений по слову (в пределах 5). Различать и называть знакомые геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. 2.Развивающая: Упражнять в умении составлять целостное изображение предмета из отдельных частей (Блок Дьенеша), способствуя развитию логического мышления. Совершенствовать представление о частях суток и их последовательности. Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её. Образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира; ФЭМП) «Физическая культура» «Социализация» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» Тип занятия: интеграция Демонстрационный материал: Магнитная доска, картинки с изображением героев книги А. Толстого «Золотой ключик», 5 конфет. Раздаточный материал:
Двух полосные карточки , подносы, числовые карточки, круги (5 желтых кругов и 5 красных кругов), набор геометрических фигур: большие круги, квадраты , треугольники, прямоугольники, Блоки Дьёнеша, карточки с изображением игрушки (на каждого ребёнка) для работы с Дьёнеша. Ход занятия: Дети, садитесь на свои места. (Дети садятся на стулья). Дети, подвиньте стулья, сядьте удобно. Работа с карточкой. (Воспитатель показывает картинку с изображением Мальвины). Воспитатель: Дети, посмотрите, скажите, как зовут эту девочку. Дети: Эту девочку зовут Мальвина (индивидуальный ответ). Воспитатель: Верно, Мальвина. А я забыла, из какой она сказки? Напомните мне. Дети: «Золотой ключик». Воспитатель: У нее сегодня день рождения. И на свой день рождения она пригласила друзей. Воспитатель: А вот гости пришли. Вы их знаете. (Воспитатель выкладывает на доске слева-направо картинки): 1. Пьеро
2. Черепаха Тартила
3. Арлекино
4. Буратино
Воспитатель: Все вместе хором назовем гостей Мальвины.
(Воспитатель показывает указкой на гостя, а дети хором называют имя гостя).
Воспитатель: Дети, посчитаем, сколько гостей пришло? (счёт хором, воспитатель слева - направо указкой показывает «гостей»)
Воспитатель: Сколько всего (обводит указкой) гостей ?
Дети (хором): Всего 4 (четверо) гостей.
Воспитатель: Сколько всего гостей пришло?
Реб: Всего 4 (четверо) гостей.
Воспитатель: (Имя ребенка), посчитай еще раз, сколько гостей пришло к Мальвине? (счёт индивидуально).
Воспитатель (уточняет): Сколько всего гостей?
Реб: Всего 4 (четверо) гостей.
Воспитатель: На свой день рождения Мальвина приготовила для друзей угощение - конфеты. Вот они лежат в вазе. Конфеты нужно разложить так, чтобы каждому гостю досталось по одной.
(Имя реб.), подойди сюда и разложи конфеты. (Ребенок раскладывает конфеты-магниты на доске).
Ребенок: (считает) одна, две, три, четыре (ребенок слева - направо показывает «гостей»). Всего 4 (четверо) гостей.
Воспитатель: Верно, садись (ребенок садится на место).
Воспитатель: Что можно сказать про гостей Мальвины и про конфеты? (поровну, одинаково, по четыре, конфет столько же, сколько и гостей).
Воспитатель: (итог) Конфет столько же, сколько и гостей, поровну, одинаково, по четыре.
Воспитатель: (стук в «дверь»). Ой, кто еще идет к Мальвине? Это в гости к Мальвине пришел Артемон.
Давайте посчитаем, сколько стало гостей после того, как пришел Артемон. (счет хором).
Дети: Всего 5 (пятеро) гостей.
Воспитатель: Даша, сколько всего (обводит указкой) гостей стало?
Реб: Всего 5 (пятеро) гостей.
Воспитатель: Дети, ответьте хором: сколько всего конфет?
Дети: 4 конфеты.
Воспитатель: Что можно сказать про гостей и про конфеты?
Дети: Гостей больше, чем конфет; (по- другому: конфет меньше, чем гостей).
Воспитатель: Как сделать, чтобы их было поровну, по пять?
Дети (индивидуальные ответы): Надо добавить еще одну конфету.
Воспитатель: Полина, иди, положи конфету Артемону. (девочка кладет конфету).
А теперь, посчитай и скажи, сколько всего конфет стало?
Реб: Всего 5 конфет.
Воспитатель: Что теперь можно сказать про гостей Мальвины и про конфеты?
4 разных ребенка: Конфет столько же, сколько и гостей, поровну, одинаково, по пять.
Воспитатель: (итог) Конфет и гостей Мальвины поровну, одинаково, по пять, гостей столько же, сколько и конфет.
Воспитатель: Дети, положите перед собой карточки. Подвиньте поближе к себе подносы. На подносах лежат круги разного цвета, будьте внимательны: выложите на верхнюю полоску 5 красных кружков.
Воспитатель: Дети, на нижнюю полоску выложите 4 желтых круга.
Воспитатель: Сколько красных кругов на верхней полоске? (5)
Воспитатель: Сколько желтых кругов на нижней полоске? (4)
Воспитатель: А теперь скажите каких кругов больше: красных или желтых?
Ребенок: Красных кругов больше, чем желтых кругов.
Воспитатель: Все ответили верно. Правильно, красных кругов больше, чем желтых кругов.
А на сколько красных кругов больше, чем желтых кругов?
Дети: На один. (3-4 реб.). Правильно.
Воспитатель: Как сделать, чтобы красных и желтых кругов было поровну, по пять?
Дети (индивидуальные ответы): Надо добавить один желтый круг.
Воспитатель: Правильно. Добавьте один желтый круг.
Воспитатель: Данила, посчитай и скажи, сколько теперь стало желтых кругов?
2-3 ребенка: 5 желтых кругов.
Воспитатель: Что теперь можно сказать про желтые и про красные круги?
4 разных ребенка: поровну, одинаково, по пять, желтых кругов столько же, сколько и красных кругов).
Воспитатель: (итог) желтых кругов столько же, сколько и красных кругов, их поровну, одинаково, по пять.
Воспитатель: Дети, вы хорошо справились с этим заданием. Снимите круги с карточек и положите их на поднос, карточки отложите.
2. Физкультминутка в стихах «Сделаем столько же».
Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Сделаем столько же». Встаньте, пожалуйста, возле стульев в проходе.
(дети встают). Будьте внимательны и выполняйте столько движений, сколько раз я скажу.
Воспитатель: Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
И на место сесть опять.
Дети, а сейчас мы будем отгадывать загадки.
На ваших подносах лежат большие геометрические фигуры, они нам понадобятся для этой игры, возьмите их и положите перед собой в ряд.
Сейчас сюда выйдут …….(Выходят 4 реб.)
Первую загадку загадает (Имя реб.).
Слушайте внимательно, отгадку называйте хором.
Загадка 1.
Ребенок:
Он давно знаком со мной, Каждый угол в нем - прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его... (Квадрат)
Воспитатель: Правильно отгадали загадку, а теперь покажите квадрат (дети показывают геометрическую фигуру). Молодцы, все правильно показали - квадрат, положите квадрат на место и слушайте внимательно следующую загадку.
Загадка 2.
Ребенок:
Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что мы видим? - ... (Треугольник)
Воспитатель: Дети, а теперь покажите треугольник (дети показывают геометрическую фигуру).
Воспитатель: Слушайте внимательно следующую загадку.
Загадка 3.
Ребенок:
Если все углы прямые
И всего угла четыре.
Ну, а по две стороны
Одинаковой длины.
Знает каждый школьник
Скажем - Это … (прямоугольник)
Воспитатель: Дети, а теперь покажите прямоугольник (дети показывают геометрическую фигуру).
Воспитатель: Слушайте внимательно следующую загадку.
Загадка 4.
Ребенок:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я. Со стола скачусь я вдруг, А зовусь я просто (круг).
Воспитатель: Дети, а теперь покажите круг (дети показывают геометрическую фигуру).
Воспитатель: Дети, все загадки вы отгадали верно и правильно показали геометрические фигуры.
Воспитатель: Молодцы, положите геометрические фигуры на поднос и отставьте его.
Работа с блоками Дьенеша (Игра «Магазин»)
Воспитатель: Дети, у каждого из вас на коробке лежит картинка с изображением игрушки, возьмите ее и положите на поднос (дети кладут). Молодцы. Игрушка эта необычная! Она составлена из геометрических фигур. А вы хотели бы сами составить игрушку?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого у вас есть все необходимое, откройте коробку и попробуйте сделать из отдельных частей такую же. Будьте внимательны: составляйте игрушку из геометрических фигур одной толщины: или только из тонких или только из толстых фигур. Начинайте выкладывать.
(Дети под музыку собирают изображение «игрушки»).
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Игрушки у вас получились красивые, яркие. ( спрашивает некоторых детей о том, какие геометрические фигуры ребенок использовал для построения игрушки). Дети, кто закончил выкладывать игрушку, соберите фигуры в коробку и закройте коробку.
Дидактическая игра «Когда это бывает».
Воспитатель: А я приготовила для вас сюрприз. Если вы сейчас закроете глаза, то произойдет чудо. А ну-ка, закройте глаза (дети закрывают глаза).
Входят Мальвина и Буратино (дети старшей группы).
Воспитатель: Смотрите, к нам в гости пришли Мальвина и Буратино.
Звучит отрывок из песни «Буратино», в группу входят Мальвина и Буратино.
Мальвина: Здравствуйте, дети.
Буратино: Здравствуйте, гости.
Мальвина: Мы пришли к вам в гости и хотим поиграть с вами интересную игру, которая называется «Когда это бывает».
Буратино: Слушайте внимательно наши слова, если вы согласны с тем. Что мы говорим, то есть если так бывает на самом деле, то хлопайте в ладоши, а если такого не бывает, то прячьте ладошки за спину.
Мальвина: Рано утром по порядку
Становитесь на зарядку.
Буратино: Звезды зажигаются,
День новый начинается.
Мальвина: Издавна так повелось,
Что за вечером следует ночь.
Буратино: Ах, красавица, луна!
Светит только днем она.
Мальвина: Рано утром на рассвете
«Спокойной ночи» смотрят дети
Буратино: Всю ночь мы делаем дела,
Ну а днем нам спать пора.
Мальвина: Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием. У меня сегодня день рождения и я хочу угостить вас конфетами.
(Мальвина и Буратино угощают детей конфетами).
Воспитатель: Скажем Мальвине и Буратино СПАСИБО!
Мальвина: Пожалуйста.
Буратино: А теперь нам пора возвращаться в свою сказку. До свидания (уходят).
Дети: До свидания.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравилось как вы сегодня считали, верно отгадывали загадки, правильно называли и показывали геометрические фигуры.
(По окончании занятия дети убирают раздаточный материал).
|