Подготовила Куприянова Е.В. 2017 год
Цель: способствовать формированию элементарных математических представлений, вызвать желание активно участвовать в совместной деятельности, умение общаться.
Задачи:
- упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 7
- закреплять знания времен года и их последовательности, знания о геометрических фигурах
- Развивать пространственные представления.
- Развивать память, воображение
- побуждать к активной диалогической речи, задавать вопросы, высказывать свое мнение, обращаться к партнеру, использовать в речи вежливые слова
Оборудование: четыре песочных стола и проигрыватель.
Материал: мелкие игрушки для песка – деревья, домики, воротики; прищепки крупные белые и мелкие красные, геометрические фигуры.
Игрушки еж, две белочки, длинные шнуры (4-6 штук), игра Волшебный мешочек (с грибами и шишками)
Картонные карточки со схемами снежинок
Методические приемы: игры, беседы, поисковые вопросы, загадывание загадок
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецовой «Времена года»:
Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.
Воспитатель спрашивает о каких четырех временах года идет речь в стихотворении и какое сейчас время года.
После ответов детей предлагает отправиться в осенний лес.
Воспитатель спрашивает, по какой дорожке можно добраться в лес?
Примерные ответы детей: по прямой, кривой, извилистой, мокрой или сухой, твердой или песчаной, широкой или узкой.
С помощью длинных шнуров дети моделируют дорожку.
Воспитатель помогает с выбором и дети, пройдя по дорожке, видят много опавших листьев. Собирают их, сортируют по букетам (кленовые, березовые, рябиновые, дубовые (считают сколько листочков в каждом букете, сравнивают, называют с какого дерева)
Подходят к первому столу: Слышат, кто-то плачет.
Воспитатель предлагает отгадать, кто это может плакать?
В помощь загадывает загадку:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной Иголок очень много, а нитки ни одной
Ежик говорит, что в лесу все пропало, теперь ему некуда даже спрятаться на зиму.
Воспитатель предлагает ребятам помочь ежику. На столе расставить деревья, а листочки подарить ежику, чтобы он мог сделать себе удобное теплое жилище на зиму. Ежик благодарит детей.
Воспитатель предлагает детям перейти к другому столу. На столе большой бугорок из песка. Воспитатель удивляется, и предлагает детям очень потихоньку, чтобы не спугнуть посмотреть, что под песком. Предлагает трубочки. Дети с помощью трубочек потихоньку раздувают песок и находят там письмо. Письмо от белочек, которые сложили все свои запасы в мешочек, а теперь не могут поделить. Они так рассорились, что даже не разговаривают. Сидят на своих соснах и никак не встретятся.
Воспитатель спрашивает как помирить белочек. Дети предлагают помочь поделить поровну запасы. Воспитатель организует игру «Волшебный мешочек». Дети поочередно вынимают шишки и грибочки. Результат зарисовывается на столе, сравнивается. Белочкам предлагают помириться, сказать друг другу слова извинения, помогают разделить запасы поровну.
Дети переходят к столу № 3. на столе построены 2 домика. Около одного высокие ворота, а около второго низкие. Воспитатель сообщает, что необходимо помочь маме зайчихе. Но в каком домике она живет неизвестно, знаем только что надо пройти под низкими воротами. Ребята показывают низкие ворота. Воспитатель уточняет какие ворота, побуждает детей проговорить – эти ворота высокие, а эти – низкие. Далее спрашивает, как позвать маму-зайчиху?
Дети высказывают предположения – постучать, позвать, позвонить (договариваются, что будут делать)
Из домика «выглядывает» зайчиха (белая прищепка). Она сообщает, что приготовила морковки своим зайчатам (маленькие красные прищепки), а зайчата разбегаются. Она не знает, хватит ли им морковок.
Воспитатель выкладывает семь белых прищепок на стол и читает стихотворение: У зайчихи есть детишки:
И девчонки и мальчишки Сколько их- не сосчитать Раз, два, три, четыре, пять… Не хотят они считаться Видно нас они бояться.
Воспитатель спрашивает, как же посчитать зайчат?
Дети озвучивают свои предположения. (успокоить зайчат, сказать им ласковые слова, спеть им веселую песню, предложить им поиграть и т.п.)
Далее дети соединяют белые и красные прищепки. Считают сколько каких, сравнивают. Сообщают маме-зайчихе, что морковок не хватает, что надо еще 2 морковки. Берут необходимое количество и уравнивают 2 группы.
Зайчиха благодарит и просит еще разделить 4 яблока.
Дети высказываю предположения, как можно разделить яблоки (разрезать пополам. Каждому зайчонку и маме зайчихе по половинке). Зайчиха очень рада, ведб не забыли и про неё. Яблоки поделены поровну.
Мама-зайчиха хочет подарить красивые открытки своим многочисленным родственникам, ведь не за горами Новый год. Но на открытках только силуэт снежинок. Оказывается зайчата баловались и закопали в песке все красивые льдинки-холодинки, которыми были украшены снежинки.
Воспитатель просит зайчиху не расстраиваться и предлагает ребятам отыскать льдинки и украсить свои открытки.
На 4 столе ребята откапывают в песке геометрические разноцветные фигуры. называют их и украшают снежинки красивыми узорами.
Мама зайчиха благодарит ребят и дарит им морковку и яблоки в подарок.
Дети возвращаются в группу, моют руки и угощаются. Можно провести игру «Угадай на вкус». Делятся впечатлениями о прогулке по осеннему лесу. Вспоминают кого встретили (ежика, белочек, зайчиху с зайчатами, и чем им помогли.)
Обсуждают, что нового узнали и кого бы хотели встретить еще. Нарисовать этих животных. Можно предложить детям игрушечные фигурки животных и предложить поиграть на столах с песком.
|