Климова Светлана Юрьевна. Конспект НОД «Рождественские традиции на Руси» для подготовительных групп

Конспект НОД «Рождественские традиции на Руси» для подготовительных групп

Подготовили и провели воспитатели:

  • Климова С. Ю.
  • Елочкина М. В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битв" (ГБОУ Школа № 1566 корпус 2333)

Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.

Задачи:

  • уточнять представление о зимнем празднике "Рождество" и истории его происхождения;
  • знакомить с традиционными русскими зимними забавами: игрой в снежки, катании на санках и т.п.;
  • привить любовь к русским обычаям и традициям;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • осуществлять совместную деятельность с родителями и детьми;
  • укреплять сплоченность группы.

Скачать конспект

Скачать презентацию

Оборудование:

  • проектор для показа презентации на тему "Рождественские традиции на Руси";
  • колонка;
  • атрибуты праздника: елка и украшения для зала;
  • 3 корзины (2 пустые, 1 со снежками);
  • рождественская звезда;
  • русские народные костюмы;
  • карнавальные шапочки: медведь, коза, лиса;
  • санки;
  • рождественская звезда на палке;
  • макет деревенского домика для театральных постановок;
  • угощение.

Предварительная работа:

  • Разговор о зимних праздниках, традициях и обычаях русского народа;
  • беседы о семейных традициях празднования Нового года и Рождества;
  • разучивание колядок дома с родителями;
  • рассматривание тематических иллюстраций;
  • чтение детям художественной литературы о зиме и зимних праздниках;
  • подбор костюмов.

Ход занятия:

Под русскую-народную музыку, дети наряженные в костюмы (девочки в сарафанах, а на голове кокошники, мальчики в рубахах, подвязанных кушаками, в шароварах, на голове картузы), держась за руки, проходят в музыкальный зал, украшенный по-новогоднему. Змейкой обходят его и рассаживаются на места.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы поближе познакомитесь с Рождественскими традициями на Руси! (приглушает музыку, приглашает детей посмотреть презентацию). На экране заставка "зимняя ночь", которую заметают ажурные снежинки.

Слайд 1: "Рождественские традиции на Руси".

Далее воспитатель декламирует стихотворение Михаила Лермонтова

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса. (слайд 2)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно?

Дети: Очень! Про чудеса! О Рождестве!

Воспитатель: Продолжает показ презентации и рассказывает о том как появился на свет маленький Христос, и что это значило для людей. В конце рассказа на экране появляется "Вифлеемская" звезда и изображение крошечного младенца в яслях в окружении домашних животных. (слайд 3)

Воспитатель: Давайте послушаем рождественскую песню! (включает запись произведения "В эту ночь так светло и морозно", слова Татьяны Митюшиной, музыка Людмилы Ершовой). Вам понравилась песня ребята? Чем?

Дети: Музыка мелодичная, нежная. Песня про доброту, про чудеса

Воспитатель: Ребята а вы знаете, что желания загаданные на рождество должны быть особенными: добрыми и мудрыми. (слайд 3 и 4)

Воспитатель: А какие вы, ребята загадали желания на Рождество? (дети рассказывают про то, какие желания они загадали).

Воспитатель: Очень хорошие желания в загадали, пусть они обязательно исполнятся! Давайте опять посмотрим на экран.

На экране иллюстрации и описание традиций празднования рождества на Руси (слайд 5).

Воспитатель: Ребята, а какие зимние забавы вы любите больше всего?

Дети: кататься на санках с гор, лепить снеговика, ходить на лыжах, играть в снежки!

Воспитатель: А давайте прямо сейчас поиграем в снежки и на саночках прокатимся! (звучит веселая музыка, воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды. Дети разбирают снежки и по сигналу начинают бросать их друг в друга. Игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Наигрались? Молодцы! Кто победил?

Дети: Мы!!!!

Воспитатель: Победила дружба! А теперь на саночках прокатимся! (дети встают парами друг за другом, берутся за руки, начинают бег парами). Под произведение "Зимний хоровод" дети пробежав круг останавливаются, поворачиваются друг к другу, берутся за руки и кружатся с подскоками. Танцевальные элементы повторяются 3 раза)

Воспитатель: Хорошо повеселились? Надо отдохнуть! (Приглашает детей на места и говорит о том что раньше праздник назвался "Коляда" и слово это произошло от славянского "коло" — солнце. Солнце проглотил мифический змей корочун, но добрая богиня Коляда родила людям новое светло. Люди обрадовались и пошли по дворам рассказывать о чуде, танцевали, пели радостные песенки "колядки". Предлагает детям послушать запись колядок в исполнении профессионального вокального ансамбля). (слайд 6-9)

Воспитатель: Понравились колядки? Какие они? Какие эмоции взывают?

Дети: Очень! Они веселые, забавные, смешные. Хочется танцевать!

Воспитатель: Хотите поколядовать как это делали в старину?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо! Но прежде вам надо узнать как это делать правильно. Чтобы колядовать нужно собрать компанию и распределится по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, который хочет своему дому процветания должен одарить колядующих дарами — сладостями. Этот персонаж называется «мехоноша». Он должен быть сильный! (слайд 10)

Воспитатель: давайте вберем нашего "мехоношу"! (дети обсуждают и выбирают самого сильного мальчика, воспитатель приглашает его подойти к столу с принадлежностями и взять корзину. Затем продолжает комментировать слайды).

Воспитатель: А в знаете, ребята, что самый веселый из компании одевался в костюм козы. Коза — символ плодородия и богатого урожая. Ее задорные танцы отгоняли неприятности! Еще наряжались в костюмы медведя и лисы. Медведь — символ силы и мощи, а лисица — символ хитрости. Медведь оберегал пасеки а лиса приносила удачу в охоте. (слайд 11)

Воспитатель: Нам нужны желающие на роль веселой "козы", мощного "медведя" и хитрой "лисы"! (дети высказывают свои пожелания, определяются с ролями, обосновывая свой выбор. и проходят за карнавальными шапочками. После присаживаются на свои места).

Воспитатель: Один из главных атрибутов ряженых — Звезда! Звезда для колядования должна быть как можно заметней и ярче. Ее закрепляли на длинной палке, украшали лентами и фольгой и отправлялись в праздничный путь! (слайд 12)

Воспитатель: Ребята, вы узнали много нового о Рождественских традициях. Вам было интересно?

Дети: Очень!

Воспитатель: Как же нужно праздновать рождество и колядовать?

Дети: Нарядится в костюмы, поздравлять друг друга, радоваться, петь колядки, получать угощения и угощать!

Воспитатель: давайте и мы с вами отпразднуем Рождество по старинному Русскому обычаю! (вручает звезду одному из детей, делает громче музыку, приглашает всех ребят в хоровод. Сделав несколько кругов в одну и другую сторону, показывает танцевальные движения, которые дети повторяют. После предлагает передавать звезду по кругу. По хлопку в ладоши, ребенок у которого в этот момент оказалась звезда выходит в круг и показывает танец, а остальные повторяют. И так несколько раз. После воспитатель убавляет громкость музыки, предлагает ребятам встать полукругом возле макета деревенского домика, берет в руки корзину со сладостями, изображая хозяйку дома. Ребята по очереди рассказывают колядки и получают угощение

Ребенок:

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,

Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Ребенок:

Коляда, коляда т моя!
Поздравляю всех с праздником я!
Пироги на столах жаром пышут,
От меня поздравления

слышат!

Воспитатель: Спасибо за поздравления! Держите угощения! (Раздает угощения)

Ребенок

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла

Рождество принесла.

Ребенок:

Колокольчик наш звенит,
Добрым людям говорит,
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.

Ребенок:

Ты нас будешь дарить —
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить —
Мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Воспитатель: Пирогов-то у нас нету! Угощайтесь-ка конфетой! (Кладет в корзину колядующих конфеты)

Ребенок:

Коляда-колядки!
Везли блин да оладки,
В рисованном возочке,
На вороном конечке!

Ребенок:

Помогаю маме я
Колядую до утра
Пожалейте деточку,
Дайте мне конфеточку!

Ребенок:

Шире двери открывайте
И конфеты раздавайте!
На пороге коляда,
Прибегайте все сюда!

Вам здоровья мы желаем,
И конфеты забираем!

Воспитатель: И вам здоровья крепкого пожелаю!

Ребенок:

Коляда приходит в гости,
Все дела свои отбросьте!
Будет радость, будет пир
В каждом доме будет мир!

Ребенок:

Дайте нам монетки,
Детям по конфетке,
Не приносим людям зла.
Нам отказывать нельзя!

Ребенок:

Колядуем, колядуем,
Песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом,
Угощайте пирогом!

Воспитатель: Спасибо вам люди добрые! За ваши добрые пожелания и веселье!

Дети: Спасибо за угощение! До свидания! (дети вереницей, пританцовывая входят из музыкального зала).

Просмотров: 208
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Кузнецова Светлана Владимировна. Стихотворение «Призвание-воспитатель»
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Морозова Анастасия Олеговна. Авторское эссе — стихотворение «Я – воспитатель»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Призенко Данголе Альгио. «Профессия воспитатель — классный выбор!»
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Светлана Вадимовна Круговая. Эссе 'Моя профессия - Воспитатель!'
  • Бирюкова Людмила Николаевна. Конкурс «Воспитатель года»
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Василенко Светлана Борисовна. Сценарий финала конкурса «Воспитатель года»
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»
  • Давыдова Марина Николаевна. Эссе на конкурс воспитатель года
  • Попова Ольга Анатольевна. Эссе 'Моя профессия – воспитатель'
  • Куликова Марина Анатольевна. Эссе «Моя профессия-воспитатель»
  • Клевко Анна Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Эссе «Моя профессия – воспитатель!»
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь