Подготовили и провели воспитатели:
- Климова С. Ю.
- Елочкина М. В.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битв" (ГБОУ Школа № 1566 корпус 2333)
Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.
Задачи:
- уточнять представление о зимнем празднике "Рождество" и истории его происхождения;
- знакомить с традиционными русскими зимними забавами: игрой в снежки, катании на санках и т.п.;
- привить любовь к русским обычаям и традициям;
- развивать коммуникативные навыки;
- осуществлять совместную деятельность с родителями и детьми;
- укреплять сплоченность группы.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Оборудование:
- проектор для показа презентации на тему "Рождественские традиции на Руси";
- колонка;
- атрибуты праздника: елка и украшения для зала;
- 3 корзины (2 пустые, 1 со снежками);
- рождественская звезда;
- русские народные костюмы;
- карнавальные шапочки: медведь, коза, лиса;
- санки;
- рождественская звезда на палке;
- макет деревенского домика для театральных постановок;
- угощение.
Предварительная работа:
- Разговор о зимних праздниках, традициях и обычаях русского народа;
- беседы о семейных традициях празднования Нового года и Рождества;
- разучивание колядок дома с родителями;
- рассматривание тематических иллюстраций;
- чтение детям художественной литературы о зиме и зимних праздниках;
- подбор костюмов.
Ход занятия:
Под русскую-народную музыку, дети наряженные в костюмы (девочки в сарафанах, а на голове кокошники, мальчики в рубахах, подвязанных кушаками, в шароварах, на голове картузы), держась за руки, проходят в музыкальный зал, украшенный по-новогоднему. Змейкой обходят его и рассаживаются на места.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы поближе познакомитесь с Рождественскими традициями на Руси! (приглушает музыку, приглашает детей посмотреть презентацию). На экране заставка "зимняя ночь", которую заметают ажурные снежинки.
Слайд 1: "Рождественские традиции на Руси".
Далее воспитатель декламирует стихотворение Михаила Лермонтова
Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданьи тайны, он дремлет в инее хрустальном и ждет: свершится волшебство.
Колдуй же, вьюга-чародей, твоя волшебная стихия преобразит в миры иные всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса, так запросто, в толпе прохожих, и вдруг на музыку похожи людские станут голоса. (слайд 2)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно?
Дети: Очень! Про чудеса! О Рождестве!
Воспитатель: Продолжает показ презентации и рассказывает о том как появился на свет маленький Христос, и что это значило для людей. В конце рассказа на экране появляется "Вифлеемская" звезда и изображение крошечного младенца в яслях в окружении домашних животных. (слайд 3)
Воспитатель: Давайте послушаем рождественскую песню! (включает запись произведения "В эту ночь так светло и морозно", слова Татьяны Митюшиной, музыка Людмилы Ершовой). Вам понравилась песня ребята? Чем?
Дети: Музыка мелодичная, нежная. Песня про доброту, про чудеса
Воспитатель: Ребята а вы знаете, что желания загаданные на рождество должны быть особенными: добрыми и мудрыми. (слайд 3 и 4)
Воспитатель: А какие вы, ребята загадали желания на Рождество? (дети рассказывают про то, какие желания они загадали).
Воспитатель: Очень хорошие желания в загадали, пусть они обязательно исполнятся! Давайте опять посмотрим на экран.
На экране иллюстрации и описание традиций празднования рождества на Руси (слайд 5).
Воспитатель: Ребята, а какие зимние забавы вы любите больше всего?
Дети: кататься на санках с гор, лепить снеговика, ходить на лыжах, играть в снежки!
Воспитатель: А давайте прямо сейчас поиграем в снежки и на саночках прокатимся! (звучит веселая музыка, воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды. Дети разбирают снежки и по сигналу начинают бросать их друг в друга. Игра повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Наигрались? Молодцы! Кто победил?
Дети: Мы!!!!
Воспитатель: Победила дружба! А теперь на саночках прокатимся! (дети встают парами друг за другом, берутся за руки, начинают бег парами). Под произведение "Зимний хоровод" дети пробежав круг останавливаются, поворачиваются друг к другу, берутся за руки и кружатся с подскоками. Танцевальные элементы повторяются 3 раза)
Воспитатель: Хорошо повеселились? Надо отдохнуть! (Приглашает детей на места и говорит о том что раньше праздник назвался "Коляда" и слово это произошло от славянского "коло" — солнце. Солнце проглотил мифический змей корочун, но добрая богиня Коляда родила людям новое светло. Люди обрадовались и пошли по дворам рассказывать о чуде, танцевали, пели радостные песенки "колядки". Предлагает детям послушать запись колядок в исполнении профессионального вокального ансамбля). (слайд 6-9)
Воспитатель: Понравились колядки? Какие они? Какие эмоции взывают?
Дети: Очень! Они веселые, забавные, смешные. Хочется танцевать!
Воспитатель: Хотите поколядовать как это делали в старину?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо! Но прежде вам надо узнать как это делать правильно. Чтобы колядовать нужно собрать компанию и распределится по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, который хочет своему дому процветания должен одарить колядующих дарами — сладостями. Этот персонаж называется «мехоноша». Он должен быть сильный! (слайд 10)
Воспитатель: давайте вберем нашего "мехоношу"! (дети обсуждают и выбирают самого сильного мальчика, воспитатель приглашает его подойти к столу с принадлежностями и взять корзину. Затем продолжает комментировать слайды).
Воспитатель: А в знаете, ребята, что самый веселый из компании одевался в костюм козы. Коза — символ плодородия и богатого урожая. Ее задорные танцы отгоняли неприятности! Еще наряжались в костюмы медведя и лисы. Медведь — символ силы и мощи, а лисица — символ хитрости. Медведь оберегал пасеки а лиса приносила удачу в охоте. (слайд 11)
Воспитатель: Нам нужны желающие на роль веселой "козы", мощного "медведя" и хитрой "лисы"! (дети высказывают свои пожелания, определяются с ролями, обосновывая свой выбор. и проходят за карнавальными шапочками. После присаживаются на свои места).
Воспитатель: Один из главных атрибутов ряженых — Звезда! Звезда для колядования должна быть как можно заметней и ярче. Ее закрепляли на длинной палке, украшали лентами и фольгой и отправлялись в праздничный путь! (слайд 12)
Воспитатель: Ребята, вы узнали много нового о Рождественских традициях. Вам было интересно?
Дети: Очень!
Воспитатель: Как же нужно праздновать рождество и колядовать?
Дети: Нарядится в костюмы, поздравлять друг друга, радоваться, петь колядки, получать угощения и угощать!
Воспитатель: давайте и мы с вами отпразднуем Рождество по старинному Русскому обычаю! (вручает звезду одному из детей, делает громче музыку, приглашает всех ребят в хоровод. Сделав несколько кругов в одну и другую сторону, показывает танцевальные движения, которые дети повторяют. После предлагает передавать звезду по кругу. По хлопку в ладоши, ребенок у которого в этот момент оказалась звезда выходит в круг и показывает танец, а остальные повторяют. И так несколько раз. После воспитатель убавляет громкость музыки, предлагает ребятам встать полукругом возле макета деревенского домика, берет в руки корзину со сладостями, изображая хозяйку дома. Ребята по очереди рассказывают колядки и получают угощение
Ребенок:
Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте,
Гостей принимайте, Рождество встречайте!
Ребенок:
Коляда, коляда т моя! Поздравляю всех с праздником я! Пироги на столах жаром пышут, От меня поздравления
слышат!
Воспитатель: Спасибо за поздравления! Держите угощения! (Раздает угощения)
Ребенок
Коляда, коляда! А бывает коляда На кануне Рождества Коляда пришла
Рождество принесла.
Ребенок:
Колокольчик наш звенит, Добрым людям говорит, Мы пришли колядовать, С Рождеством вас поздравлять.
Ребенок:
Ты нас будешь дарить — Мы будем хвалить, А не будешь дарить — Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!
Воспитатель: Пирогов-то у нас нету! Угощайтесь-ка конфетой! (Кладет в корзину колядующих конфеты)
Ребенок:
Коляда-колядки! Везли блин да оладки, В рисованном возочке, На вороном конечке!
Ребенок:
Помогаю маме я Колядую до утра Пожалейте деточку, Дайте мне конфеточку!
Ребенок:
Шире двери открывайте И конфеты раздавайте! На пороге коляда, Прибегайте все сюда!
Вам здоровья мы желаем, И конфеты забираем!
Воспитатель: И вам здоровья крепкого пожелаю!
Ребенок:
Коляда приходит в гости, Все дела свои отбросьте! Будет радость, будет пир В каждом доме будет мир!
Ребенок:
Дайте нам монетки, Детям по конфетке, Не приносим людям зла. Нам отказывать нельзя!
Ребенок:
Колядуем, колядуем, Песни с танцем чередуем! И вприсядку, и кругом, Угощайте пирогом!
Воспитатель: Спасибо вам люди добрые! За ваши добрые пожелания и веселье!
Дети: Спасибо за угощение! До свидания! (дети вереницей, пританцовывая входят из музыкального зала).
|