Психологический барьер по отношению к нововведениям

Важным психологическим моментом, способным затормозить инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его, является неприятие инноваций, которое получило название психологического барьера по отношению к нововведениям. Это сопротивление переменам, создателем и «носителем» которого является сам человек. Это состояние, мешающее протеканию процессов адаптации человека к новой среде, связанное с ситуацией и личностными особенностями. Оно связано с генетическим и психологическим складом личности, с природным стремлением людей и групп к сохранению стабильности, с предпочтением «знакомого» «незнакомому», с жизненными стереотипами, побуждающими к осторожности и опасениям.

Психологический барьер является развивающимся образованием. Его параметры изменяются на разных этапах нововведений, зависят от типа организаций, различны у разных категорий работников. Как правило, барьер выше на этапе внедрения нововведений, а также на первой очереди нововведений, на этапе же развития нововведений психологический барьер снижается. Таким образом, барьер по отношению к нововведениям необходимо исследовать в каждом конкретном случае.

Согласно точке зрения К. Дениса, причины сопротивления персонала организационным нововведениям могут быть троякого характера: экономические, личностные и социальные.

К числу экономических К. Девис относит:

  1. боязнь безработицы;
  2. боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, заработка;
  3. боязнь снижения социального статуса и основной заработной платы;
  4. боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты.

То есть основным здесь является боязнь потери (полной или частичной) в заработке, что формирует у работника весьма стойкую антиинновационную установку.

Причинами личностного характера считаются следующие:

  1. восприятие критики личных методов работы как обиды;
  2. боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость;
  3. уверенность в том, что нововведения всегда приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости как участника трудового процесса;
  4. нежелание расходовать силы на, переобучение;
  5. боязнь роста интенсивности труда;
  6. страх перед неопределенностью, обусловленной непониманием сути и последствий нововведений.

В числе социальных причин называются следующие:

  1. нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе;
  2. стремление сохранить привычные социальные связи;
  3. боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой;
  4. неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения;
  5. недовольство слабостью личного участия и незначительностью своей роли при внедрении нововведений;
  6. уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу.

По мнению Р.Л. Кричевского, такая классификация фиксирует антиинновационные барьеры со стороны работников в условиях высокоэффективной экономической системы, а в отечественных организациях часто имеют место и «доморощенные» причины. А.И. Пригожин считает, что такими причинами, имеющими социально – психологическую окраску, являются: ориентация многих наших работников не на достижения, а скорее на избегание неудачи; боязнь риска, непредвиденных трудностей; низкий уровень притязаний; установка типа «проще купить за границей», являющаяся следствием неверия в отечественную технику.

Для того чтобы нововведение было успешным, при его внедрении, по мнению Н. А. Ильиной, необходимо учитывать следующие моменты:

Просмотров: 6347
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Социальная психология




Другие новости по теме:

  • Взаимодействие формальных и неформальных групп
  • Место и роль психолога в фирме
  • Методика «Стиль управления»
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Общие функции руководителя
  • Организация как средняя социальная группа
  • Основные понятия организационной социальной психологии
  • Основные функции и алгоритм оценки персонала организации
  • Повышение эффективности работы коллектива
  • Подходы к управлению персоналом
  • Показатели эффективности организации
  • Понятие конфликта
  • Понятие руководства
  • Понятие трудового коллектива
  • Психологическое обеспечение внедрения инноваций
  • Развитие коллектива
  • Социальная психология организаций
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Социально-психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений
  • Социально-психологический климат
  • Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по объему взаимодействия
  • Сочетание стилей руководства
  • Структура трудового коллектива
  • Сущность социально-психологического климата
  • Теория Э. Мейо
  • Трудовой коллектив как «живой организм»
  • Факторы формирования социально-психологического климата
  • Формальная (функциональная) структура
  • Формирование коллектива
  • Функции организации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь