Психологическое обеспечение внедрения инноваций

Многие этапы в жизни каждой из зарождающихся, активно функционирующих и заканчивающих свое существование организаций связаны с различными моментами успешного или неуспешного, активного или пассивного, научно обоснованного или «слепого» внедрения инноваций, или нововведений. Уровень, широта и глубина инноваций, учет внутренних и внешних переменных организации многом определяют успех нововведений. При этом если внешние переменные успеха часто отражают стабильность либо нестабильность экономической системы или конкретной ситуации, то, поскольку организации представляют собой системы, созданные людьми, внутренние переменные являются результатом решений, принимаемых pyководством и сотрудниками организаций.

Существует целая область научных знаний «инноватика» – ее предмет нововведения, и в ней есть большой психологический блок.

Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации, которые мы называем внутренними взаимосвязанными переменными, и именно они являются предметом внимания психолога, работающего в области внедрения нововведений в различных организациях.

Инновация – это процесс внедрения нового в различные сферы организационной и общественной деятельности, производства и промышленности. Этот процесс непосредственно связан с научно-технической революцией, которая предполагает существенные изменения в активно развивающихся компаниях каждые 4-5 лет. Причины необходимости нововведений определяются проблемной ситуацией, а именно:

  • заказом, приказом;
  • снижением качества, эффективности труда в организации и на производстве;
  • стремлением к самосовершенствованию;
  • новыми обстоятельствами, условиями деятельности, эксплуатации.

В связи с психологическими проблемами внедрения нововведений назовем имена таких отечественных исследователей, как Н.И. Лапин, В.Ф. Галыгин, Е.Т. Гребнев, Ю. Воогаайд, А.И. Пригожий, Н.А. Ильина, О.С. Советова, зарубежных – К. Денис, Т. Питере, Р. Уотермен, Н. Тичи, М. Деванна.

Что же такое «инновация», или «нововведение» Это процесс качественного изменения чего-либо, а также результат этого изменения – новшество. Это изменение одного или нескольких элементов социотехнической системы организации, направленное на повышение эффективности ее деятельности и воспринимаемое субъектом усвоения (работником организации, членом трудового коллектива, предприятием в целом) в качестве значимого и нового, например изменение в технологических процессах, кадровой структуре, оплате труда, численности персонала и т.д.

Любое нововведение имеет как технические, так и психологические последствия, и стоит без сомнения согласиться с Р.Л.

Кричевским в том, что «традиционно нововведения принято рассматривать как некое безусловно положительное в жизни организации (или общества) событие. А между тем исторический и чисто житейский опыт свидетельствует, что это далеко не так. Отнюдь не все нововведения суть благо для людей, даже если и быть во благо – их предназначение». В связи с этим становится понятной чрезвычайно важная роль социально-психологических факторов при внедрении нововведений. Для психологов это выражается в решении задачи обеспечения «психологического сопровождения» инноваций которое позволяет с наименьшими потерями преодолеть барьеры нововведений.

Классификаций нововведений по типам довольно много. Нововведения могут быть радикальные и модифицирующие; продуктные. технологические, социальные. Согласно достаточно общей классификации, представленной в работе Н. А. Ильиной [1985], нововведения могут быть:

  • предметно-целевыми (направленные на производство и разработку новой продукции). С психологической точки зрения они в наибольшей степени характеризуются ожиданием усложнения работы;
  • технико-технологическими (новые средства производства и новые технологии). От такого рода нововведений сотрудники организаций негативного ожидают меньше всего;
  • организационно-управленческими (разработка и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом);
  • социально-экономическими (социальная разработка и применение новых экономических механизмов функционирования предприятия).

Два последних типа нововведений вызывают наибольшее число негативных ожиданий и последствий и чаще всего оканчиваются неудачей, причинами которой могут быть:

  • стремление любой организации к стабильности;
  • неспрогнозированное влияние изменений в одной структуре на изменения в другой;
  • влияние нововведений не только на формальную структуру организации, но и на неформальную, и, как следствие этого, негативный настрой сотрудников по отношению к нововведениям.

Нововведения с выраженным социальным аспектом по сравнению с материально-техническими нововведениями отличаются:

  • более тесной связью с конкретными общественными отношениями, деловой культурой. Показано, что одни и те же новшества могут по-разному проявлять себя в различных странах и даже регионах;
  • социальные нововведения имеют большую сферу применения, т.к. внедрение новшеств затрагивает и управленческую, экономическую и др. сферы;
  • существует сильная зависимость использования новшества от групповых и личных качеств пользователей;
  • в социальных нововведениях не столь очевидны и доказательны преимущества, как в случае с техническими нововведениями. Существует сложность с подсчетом их эффективности;
  • наличие у социальных нововведений своей цены. Расходы денежных средств могут быть относительно небольшими, но это не означает подлинной дешевизны. «Стрессовые» точки обнаруживаются в социальных нововведениях чаще, чем в технических.
Просмотров: 4972
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Социальная психология




Другие новости по теме:

  • Анкета для диагностики мотивации персонала общеобразовательной школы
  • Внутренняя мотивация, как психологический способ мотивирования сотрудников
  • Деловая этика
  • Кадровые мероприятия
  • Место и роль психолога в фирме
  • Организация как средняя социальная группа
  • Основные понятия организационной социальной психологии
  • Основные функции и алгоритм оценки персонала организации
  • Показатели эффективности организации
  • Понятие «управление»
  • Понятие конфликта
  • Прикладная организационная психология в области рекламы и консалтинга
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Психологический барьер по отношению к нововведениям
  • Совершенствование управления предприятием
  • Социальная психология организаций
  • Социально-педагогические технологии
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Социально-психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений
  • Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по объему взаимодействия
  • Стратегия организации
  • Сущность социально-психологического климата
  • Теория Г. Эмерсона
  • Теория Д. Мак-Грегора
  • Теория Ф.У. Тейлора
  • Теория Э. Мейо
  • Типы структур организации
  • Функции организации
  • Что означают термины «инновации» и «инновационные процессы» в образовании
  • Элементы корпоративной культуры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь