Советы известных практических психологов начинающим психологам-консультантам

Советы по определению целей психологического консультирования

«Главная задача личности – определить свою уникальную роль в обществе» (Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – С. 20).

Из этого следует, что у многих клиентов возникают проблемы из-за того, что они считают себя никому не нужными людям. Им, следовательно, надо помочь стать необходимыми людям, т.е. приобрести новую цель и новый для себя смысл жизни.

«Трудность людей, обращающихся за консультацией по поводу своих личных проблем, заключается в том, что они не умеют быть самими собой,... не могут выразить свою индивидуальность» (Р. Мей. – С. 19).

Отсюда вывод: прежде всего надо практически помочь клиенту научиться быть самим собой, убедить его в том, что он обладает немалым числом положительных и ценных индивидуальных качеств, научить клиента свободно эти качества проявлять в общении с людьми.

«Помогая клиенту преодолеть личностную проблему, консультант помогает ему стать более свободным» (Р.Мей. – С. 18).

Свобода в понимании Р. Мея – сторонника гуманистической теории личности – это возможность человека принимать самостоятельные решения. Такие решения не в состоянии принимать человек, имеющий психологические проблемы личностного характера. Даже, если эти проблемы сейчас кажутся ему незначительными, их все равно необходимо как можно быстрее преодолеть, иначе в будущем, когда возникнут более сложные проблемы, решить их окажется невозможно из-за несвободы человека в принятии и реализации решений.

Главные человеческие пороки – тщеславие и честолюбие. Об этом в свое время писал А. Адлер, и с его мнением согласен Р. Мей, добавляя: «Невротическое честолюбие порождается слабостью и неуверенностью, а его удовлетворение достигается за счет унижения и подавления других» (Р. Мей. – С. 28).

Если в психологическую консультацию обращается тщеславный и честолюбивый клиент и жалуется на то, что не может удовлетворить свое тщеславие и честолюбие, то не следует ему в этом активно помогать. Напротив, желательно поставить цель избавить его от этих недостатков.

«Личность динамична, а не статична, ее стихия – творчество, а не прозябание... Полное устранение конфликтов ведет к застою» (Р. Мей. - С. 30).

Целью психологического консультирования не должно становиться избавление клиентов от внешних и особенно от внутренних конфликтов. Разумная задача психологического консультирования совершенно иная – превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить, и за счет этого добиться успехов в своем личностном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.

«Неврозы ... не наследуются, а возникают от нашего неумения пользоваться тем, что мы получили в наследство» (Р.Мей. – С. 43).

В наследство мы получаем многие задатки и способности, достаточные для того, чтобы самостоятельно решить почти все, возникающие в нашей жизни, проблемы. Задача гуманистически ориентированного психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать и далее практически реализовать свои возможности для устранения собственных неврозов.

«Проблему клиента следует рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного здоровья» (Р.Мей. – С. 113).

В гуманистическом понимании душевное здоровье человека означает его согласие с самим собой даже тогда, когда другим людям кажется, что он своим поведением нарушает нормы морали. Проблемы и конфликты в личности возникают тогда, когда, по мнению других людей, данный человек ведет себя вполне прилично, а ему самому кажется, что он нарушает нормы морали.

В этой связи психологическое консультирование должно решить двоякую задачу: во-первых, выяснить, какой морали придерживается клиент, и дать ему самому осознать это; во-вторых, установить, насколько его реальное поведение соответствует этим нормам морали, и также помочь осознать это клиенту. Все остальное для себя он решит сам.

Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации

Клиента во время беседы с ним необходимо сажать на удобный стул или на низкое кресло, лучше всего – вращающееся.

Клиент должен быть размещен таким образом, чтобы во время разговора с ним он мог совершать свободные телодвижения, а также движения руками и ногами.

Расположение клиента под углом или боком к психологу-консультанту позволяет клиенту свободнее, без психологического давления со стороны, отвечать на вопросы психолога-консультанта.

Советы по ведению психологического консультирования

«Не стоит проводить очень длительные сеансы (психологического консультирования. – Р. Н.)... Часовая беседа является оптимальным вариантом для каждого сеанса» (Р. Мей. – С. 91).

«Предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант» (Р. Мей. – С. 94).

«Не менее двух третей (времени. – Р.Я.) всей встречи надо отдавать клиенту для исповеди... Если это не так, то консультирование ведется неверно» (Р.Мей. – С. 79, 88).

Советы по стимулированию активности клиента во время беседы с ним

Если психолог-консультант во время разговора с клиентом несколько развернут относительно клиента так, что клиент располагается под углом по отношению к нему, то со стороны клиента допускаются косвенные ответы на вопросы консультанта (Р. Мей).

Если консультант поворачивается лицом к клиенту, то это значит, что он ждет от клиента прямых ответов на свои вопросы. Такого изменения позиции можно добиться, если консультант и клиент сидят во вращающихся креслах (Р.Мей).

«Если клиент правильно понимает, то он правильно и поступает» (Р.Мей. - С. 95).

«Консультанту не всегда следует возлагать на клиента всю меру ответственности за собственное спасение. В наиболее серьезных случаях часть этой ответственности ему стоит временно принять на себя, с тем чтобы в конечном счете помочь клиенту осознать свою ответственность в полной мере» (Р. Мей. С. 98).

Во время исповеди клиента консультант не должен эмоционально ярко проявлять свое отношение к тому, о чем говорит клиент, но и не демонстрировать свое абсолютное безразличие к этому (Р. Мей).

« Консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы (с клиентом. – Р. Я.). Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента» (Р. Мей. – С. 89).

Открытые во время беседы ладони поощряют собеседников быть взаимно откровенными и доверчивыми (Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992).

О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы

«Страдание обладает большим созидательным потенциалом» (Р.Мей. - С. 97).

«Переживая душевные страдания, человек растет не только духовно, но черпает силы для духовного творчества» (К. Юнг; цит. по Р.Мею. - С. 97).

Просмотров: 5711
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Базисная мотивация деятельности (поведения) клиента
  • Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту
  • Виды психологического консультирования
  • Диагностический этап психологического консультирования
  • Значения некоторых жестов и поз, которые могут помочь понять поведение и состояние партнера
  • Изучение личности клиента
  • Количество встреч психолога-консультанта с клиентом
  • Конструктивный подход к решению проблемы клиента
  • Контрольный этап психологического консультирования
  • Максимализм клиента
  • Настроечный этап психологического консультирования
  • Неудачи в избавлении от комплексов
  • Неудачи в изменении эмоций и чувств
  • Неудачи личного характера
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Организация и этапы индивидуального психологического консультирования
  • Ошибочные образцы поведения, демонстрируемые клиентом
  • Приемы повышения эффективности общения
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Провокационная терапия (Френк Фарелли)
  • Противоречия в фактах, проявляющиеся на стадии интерпретации исповеди
  • Профессиональная компетентность психолога-консультанта
  • Процедура активизации памяти и мышления клиента
  • Процедура выработки у клиента уверенности в том, что его проблема будет успешно решена
  • Процедура эмпатического слушания психологом-консультантом клиента
  • Психологическое интервью как основная модель консультирования
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Типы жестов
  • Эмпатия психолога консультанта к клиенту
  • Этапы психологического консультирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь