Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

Список мотивов:
  1. Стать высококвалифицированным специалистом.
  2. Получить диплом.
  3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
  4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
  5. Постоянно получать стипендию.
  6. Приобрести глубокие и прочные знания.
  7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  8. Не запускать предметы учебного цикла.
  9. Не отставать от сокурсников.
  10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
  11. Выполнять педагогические требования.
  12. Достичь уважения преподавателей.
  13. Быть примером сокурсникам.
  14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Количество называний мотива                                
Частота называний мотива                                
Ранг мотива                                
Вариант II

Инструкция. Оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов— максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!

Список мотивов (приведен выше).

Обработка результатов. Подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).

Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.

Форма 2

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности

Номер мотива по списку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Среднее значение оценки мотива                                
Стандартное отклонение                                
Литература
  • Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
  • Ковалев В.Л. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.,1983.
  • Матюшкин А.М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся М., 1980.
  • Реан А.А. Рефлексивно – перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопросы психологии 1990. № 2.
  • Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  • Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986.
  • Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.. 1994.

Просмотров: 26340
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • 6.2. Мотивационная сфера школьника
  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • 9.1. Мотивация спортивной деятельности
  • Адаптация к школе
  • Активизация образовательного процесса
  • Болтунов Александр Павлович (1883 – 1942)
  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Валидность прогностическая
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • Методика «Изучение мотивов трудовой деятельности»
  • Методика «Мотивы выбора профессии»
  • Мотивационные предпосылки социализации личности
  • Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И.С.)
  • Мотивы поведения
  • Несформированность учебной деятельности, отсутствие навыков самоконтроля
  • Новообразования пожилого и старческого возраста
  • Нужно ли формировать умение учиться у дошкольников?
  • Оценка школьной мотивации учащихся на основе анализа рисунков
  • Понятие мотивации
  • Предмет возрастной и педагогической психологии
  • Проблема развития мотивационной сферы личности
  • Просоциальные мотивы
  • Психология обучения
  • Синица Иван Емельянович (1910 – 1976)
  • Структуры учебной деятельности
  • Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова)
  • Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины
  • Характеристика педагогической деятельности
  • Чхартишвили Шалва Ноевич (1910 – 1979)
  • Эльконин. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь