Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
9.1. Мотивация спортивной деятельности
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.
Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.
Непосредственные мотивы спортивной деятельности
потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
Опосредованные мотивы спортивной деятельности
стремление стать сильным, здоровым;
стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
чувство долга;
потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А. Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом. (СНОСКА: См.: Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. – М, 1969.)
Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы:
характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);
имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила – любовь к физической культуре);
связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей);
часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).
Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются:
развитие интереса к определенному виду спорта;
стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха:
расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных рекордов – выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.).
Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).
Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:
поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов;
служить своими спортивными достижениями Родине;
содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам.
Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.