3.7. Реакция в спорте

к оглавлению

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

3.7. Реакция в спорте

Реакция – это осознаваемое ответное действие на определенный сигнал.

Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предварительный период); осознание сигнала (основной период, латентный); ответное действие (исполнительный период).

Типичный пример реакции – старт в спорте. Например, пловец, приготовившийся к старту, по команде «Внимание!» принимает исходное положение. С этого момента до стартового выстрела проходит предварительный период реакции. От выстрела до начала движения спортсмена – основной латентный период реакции. От начала стартовых движений до отрыва от стартовой тумбочки – исполнительный. Реакции, как правило, очень быстротечны. Они длятся тысячные доли секунд. Но за это время система периферических и центрально-мозговых нервных процессов выполняет функции восприятия сигнала, его осознания, посылки по эфферентным путям импульсов к мышцам, обеспечивающим выполнение ответных действий.

В психологии спорта различают простые и сложные реакции.

Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним, заранее известным, ответным действием. Сложные реакции определяются двумя и более сигналами, одним или несколькими ответными действиями.

В простых реакциях выделяют три типа: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции зависит от направленности внимания спортсмена. Например, если стартующий спортсмен ожидает команду к началу выполнения действий (на старте), то у него появляется сенсорный тип реакции. Если же спортсмен сосредоточился на предстоящих движениях, то эта реакция у него моторного типа. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента внимания.

Сложные реакции типичны для всех видов спорта, где есть противоборство соперников (бокс, фехтование, виды борьбы, спортивные игры).

Представители этих видов спорта, как правило, владеют значительным арсеналом приемов нападения, защиты, обманных действий, но все не знают заранее, как себя вести в данный момент, какой применить прием, поэтому их реакции носят характер выбора. Такие реакции тоже отличаются быстротой, но у них более длительный, по сравнению с простыми реакциями, латентный период, возникающий в результате большого количества информации, поступающей в головной мозг и требующей переработки.

Реакции – это одно из проявлений физического качества быстроты.

Быстрота реакции в спорте имеет огромное значение. Часто исход спортивной борьбы зависит от того, насколько своевременно и рационально реагирует спортсмен на изменения в соревновательной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие. Быстрота реакций поддается совершенствованию с помощью специальных упражнений.


Просмотров: 5235
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
  • 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
  • 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
  • 1.7. Психологическая систематика видов спорта
  • 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
  • 3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения
  • 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
  • 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
  • 3.4. Двигательные ощущения – основа саморегуляции моторных действий
  • 3.5. Специализированные восприятия в спорте
  • 3.6. Роль представлений в управлении движениями
  • 3.9. Предсоревновательные психические состояния
  • 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
  • 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
  • 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
  • 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
  • 4.5. Тактическое мышление спортсмена
  • 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
  • 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
  • 7.3. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена
  • 8.3. Социально-психологический климат
  • 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен»
  • 9.1. Мотивация спортивной деятельности
  • 9.10. Основы психогигиены в спорте
  • 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
  • Б. Связующие черты
  • Закон Дондерса
  • Психология физического воспитания и спорта. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
  • Условно-рефлекторные реакции
  • Хик (Hick) Вильям Эдуард (1912 – 1975)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь