|
3.6. Роль представлений в управлении движениямиГогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с. 3.6. Роль представлений в управлении движениямиОсобая роль принадлежит представлениям о двигательных действиях. Обучение технике физических упражнений в физическом воспитании и спорте всегда начинается с создания представления об изучаемом действии. Это необходимо для того, чтобы сформировать в сознании ученика образ реального действия, который должен служить эталоном при практическом исполнении движений, с помощью которого спортсмен осуществляет контроль и управление в своей деятельности. Любое двигательное действие или физическое упражнение каждый человек выполняет только так, как он его себе представляет. Представление служит программой для реализации двигательных действий. Имеющийся в памяти человека эталон (идеальный образ) действия является тем необходимым элементом деятельности, который в определенных условиях следует воспроизвести с максимальной точностью. В этом заключается программирующая функция представления. Перед выполнением двигательного действия представление о движении с помощью механизмов идеомоторных реакций (регулировка функций) позволяет организму подготовиться к предстоящей деятельности. Так сочетаются программирующая и регулирующая функции. В процессе выполнения действия по каналам обратной связи в кору больших полушарий головного мозга поступает информация о внешних условиях деятельности и о самом действии. Эта информация сравнивается с программой движений (представлением), и если она соответствует ему, – деятельность продолжается. Если возникают какие-либо рассогласования, то в деятельность вносятся необходимые коррективы. В данном случае ведущая роль принадлежит регулирующей функции представления. Регулирующая функция проявляется и после окончания действия. Воспоминания об ощущениях, возникших в ходе выполнения движений, позволяют человеку, анализируя свою деятельность, понимать причины тех или иных ошибок. Такая мыслительная работа заключается в переработке имеющейся информации в представлениях об идеальном образе и реально исполненном действии. Представления о двигательных действиях выполняют еще одну функцию, которая успешно используется в спортивной практике. Эта функция – тренирующая. Известно, что, представляя себе движения, можно упражняться, совершенствуя технику любых двигательных действий. На практике эта функция называется идеомоторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен: оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микро-реакции нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции идентичны реальным, которые возникают при практическом выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия. Важно отметить, что идеомоторная тренировка имеет свои принципы, позволяющие повышать эффективность функции:
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|