Операция (в психологии)

(лат. operatio – действие) – одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т.е. с задачей. А. Н. Леонтьев определял О. как способы осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.

Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления другого действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. является результатом обучения, овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленными в орудиях действия. Сознательная О. первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая О. является сознательной.

Согласно взглядам Ж. Пиаже О – это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при этом закону целостности. Ж. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и т.д.
Просмотров: 2011
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь




Другие новости по теме:

  • 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
  • 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
  • 3.6. Роль представлений в управлении движениями
  • А.А. Люблинская. Активность и направленность дошкольника
  • А.Н. Леонтьев. Общее понятие о деятельности
  • Абазия
  • Автоматизация движений
  • Виды волевых действий
  • Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.
  • Действие (в психологии)
  • Деятельность. Виды деятельности.
  • Жан Пиаже
  • Жане Пьер
  • Зависимость социальная
  • Запорожец Александр Владимирович
  • Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении?
  • Конфликтогенные действия человека
  • Мотивировка
  • Основные свойства внимания
  • Перенос
  • Пиаже (Piaget) Жан (1896 – 1980)
  • Повторение
  • Понятие метода обучения
  • Психология обучения
  • Спиноза Барух (Бенедикт)
  • Спиноза Барух Бенедикт (1632 – 1677)
  • Схема анализа урока по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому
  • Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
  • Упражнение
  • Учебная деятельность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь