4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов

к оглавлению

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов

В структуру психологического обеспечения физической подготовки входят:

  1. специальные знания;
  2. физические качества;
  3. методы воспитания физических качеств.

Формирование понятий и представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий и целенаправленное воспитание физических качеств, представленные в табл., составляют психологическую сущность физической подготовки спортсмена.

Таблица. Структура специальных знаний и физических качеств
Специальные знания Физические качества
Понятия о физических качествах: формируются в процессе изучения специальной литературы и усвоения сложившейся спортивной терминологии. Представления о физических качествах – это воспроизведенный образ физического качества во всем многообразии его структурных элементов. В состав представлений входят: величина и степень дифференциации отдельных элементов структуры, осознаваемые функции организма (частота и глубина дыхания и др.) Специализированное восприятие физических качеств – сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого физического качества в целостном его проявлении. Данное отражение формирует точные специализированные восприятия спортсмена, которые определяют как «чувство силы толчка», «чувство темпа движений» и др. Целенаправленное восприятие физических качеств

Формирование понятий и представлений о физических качествах – это процесс осознания физических качеств, который является неотъемлемой частью воспитания физических качеств. В основе осознания находится акт превращения структурных элементов каждого физического качества в факт сознания.

В психологии спорта существует несколько требований к осуществлению процесса осознания.

1. Объекты познания должны быть четко выделены в каждом качестве. Например:

  • элементы быстроты – резкие и плавные движения, темп и ритм движений;
  • элементы ловкости – движения, совершаемые с определенной точностью пространственных, временных и силовых параметров;
  • элементы силы – различные динамические и статические усилия.

2. Характер важнейших элементов физических качеств должен быть ясен.

В соответствии с характером проявлений физических качеств упражнения делятся на четыре основных группы:

  1. скоростно-силовые;
  2. на выносливость;
  3. требующие проявления ловкости;
  4. с комплексным проявлением физических качеств.

3. Сосредоточение внимания на отдельных элементах физического качества.

Характер проявления элементов физических качеств (величина напряжения отдельных мышечных групп, продолжительность усилия, быстрота смены напряжений и расслабления и т.п.) отчетливо осознается при сосредоточенном внимании, что обеспечивает большую четкость восприятия и осмысления.

4. Поиск дополнительных ориентиров при овладении структурой конкретного физического качества.

Данное требование повышает точность воспроизведения заданных проявлений конкретного физического качества.

5. Использование самоприказов для максимального проявления физических качеств.

Использование самоприказов создает мощные внутренние стимулы, способствуя тем самым максимальному проявлению физических качеств и повышению физической работоспособности.

Специализированное восприятие физических качеств определяется тем, что все физические качества спортсмена органически взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В основе этого механизма лежит принцип целостности проявлений психики человека. Следует отметить, что удельный вес проявления физических качеств в разных видах спорта различен: в беге и плавании доминируют быстрота и выносливость, а в тяжелой атлетике – сила. Однако известно, что наивысшие показатели развития одного качества могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных, так что процесс подготовки спортсменов должен обеспечивать развитие физических качеств в необходимом для данного вида спорта соотношении.

Для успешного решения задач физической подготовки необходимо не только развитие физических качеств, но и формирование специализированного восприятия их проявления. Как уже отмечалось, специализированное восприятие быстроты проявляется в «чувстве скорости» движений, «чувстве темпа», «чувстве ритма», «чувстве времени» совершаемого действия. Специализированное восприятие силы – «чувство силы», включающее в себя отражение всей совокупности развиваемых мышечных усилий.

Формируя специализированное восприятие проявления физических качеств, следует широко использовать психологические упражнения с установкой на точность воспроизведения развиваемых пространственных, временных и силовых параметров движений. В этом смысле весьма эффективно применять специальную аппаратуру и оборудование, что позволяет с предельной точностью не только воспринимать, но и воспроизводить любые заданные параметры физических качеств.

Высокий уровень специализированного восприятия и воспроизведения необходимых параметров физических качеств при выполнении определенного вида деятельности в спорте значительно повышает уровень достижений спортсмена, что содействует не только эффективному развитию его физических качеств, но и их полноценному использованию в условиях соревнований.


Просмотров: 5788
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
  • 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
  • 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
  • 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
  • 2.4. Особенности проявления памяти
  • 2.5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
  • 2.7. Дидактические принципы
  • 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
  • 3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения
  • 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
  • 3.4. Двигательные ощущения – основа саморегуляции моторных действий
  • 3.5. Специализированные восприятия в спорте
  • 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
  • 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
  • 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • 7.2. Формирование личности спортсмена
  • 7.3.2. Определение структуры личности спортсмена
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • А. Отличительные черты
  • Б. Связующие черты
  • Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)
  • Индивид
  • Индивид
  • Основные понятия психологической подготовки
  • Психология физического воспитания и спорта. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
  • Пуни Авксентий Цезаревич (1898 – 1985)
  • Рудик Петр Антонович (1893 – 1983)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь