Залкинд Арон Борисович (1886 – 1936)

российский врач, психолог, один из лидеров отечественной педологии. Окончил медицинский ф-т МГУ (1911). В 1910 г. изучал возможности использования идей З. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 г. опубликовал соответствующие статьи в журнале "Психотерапия". Исследовал проблемы сексуальности и сомнабулизма. С 1917 по 1920 г. был директором Петроградского психотерапевтического ин-та. Увлекался индивидуальной психологией А. Адлера и разрабатывал "психоневрологический взгляд" на общество. Одновременно разрабатывал социогенетическое направление в детской психологии. В центре его исследовательских интересов были проблемы детских коллективов, в том числе проблема лидерства (вожачества), периодизация психического развития, вопросы детской сексуальности. В 1924 г. опубликовал статьи "Фрейдизм и марксизм" и "Нервный марксизм, или паническая критика", в которых наряду с критикой психоанализа искал точки сопряжения фрейдизма и марксизма. После 1925 г. под давлением внешних обстоятельств вынужденно дистанцировался от психоанализа и публично покаялся в своих "связях" с фрейдизмом, направив свои научные устремления на разработку проблем педологии. Это был период дискуссий о соотношении и приоритете биологического и социального в развитии детской психики. З. публикует ряд работ ("Половой вопрос в условиях советской общественности", 1926; "Половое воспитание", 1928; "Педология в СССР", 1929; "Основные вопросы педологии", 1930), в которых подчеркивает, что нервная система человека является продуктом его социального развития, причем доказательствами изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетики, рефлексологии и психоанализа, который, являясь материалистической школой, с точки зрения З. не противоречит основам марксистской психологии. Не отрицая роль наследственности, З. доказывал, что психолог может и должен ее изменить при помощи целенаправленной и четкой организации среды и добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении. Вступая в полемику с П.П. Блонским, З. касался не столько закономерностей и механизмов психического развития, сколько практических вопросов воспитания и обучения детей, и разногласия, преимущественно, были связаны с вопросом о том, насколько пластична нервная система, каковы границы воздействия на нее среды и каковы возможности изменения этапов и темпа психического развития. Серьезно занимаясь проблемами полового развития и воспитания детей, доказывал, что игнорирование этих проблем принесет больше вреда, чем пользы. Исследования подросткового периода привели З. к мысли, что его кризисный характер определяется тремя процессами: стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка и новыми элементами, появляющимися в этот период и характерными уже для взрослых людей. Эти идеи З. имели большое значение как для практической педологической работы с подростками, так и для теоретического осмысления закономерностей психического развития, повлияв в том числе и на Л.С. Выготского, который использовал их в своей концепции возрастных кризисов. Разрабатывая проблемы педологии, З. значительное внимание уделял методам диагностики и коррекции психического развития, прежде всего полового развития и развития общения, в том числе преодоления феномена "отверженности". Наряду с исследовательской, З. в этот период ведет большую научно-организационную работу. В 1928 г. он председатель Межведомственной плановой педологической комиссии при Наркомпроссе и гл. ред. журнала "Педология". В 1930 г. - директор Института психологии, педологии и психотехники. Однако уже в 1931 г. снят с должности ред. журнала "Педология" (журнал был закрыт в 1932 г.), а в 1932 г. - с поста директора Института. Обвинен в "меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме". Являясь одним из лидеров отечественной детской психологии, пережил вместе с ней все ее взлеты и падения, в том числе постановление 1936 года ЦК ВКП(б) "О педологии", объявлявшем о директивном закрытии педологии, которая была объявлена "лженаукой".
Просмотров: 1386
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Ансон Карл Карлович (1887 – 1966)
  • Басов Михаил Яковлевич (1892 – 1931)
  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Боулби (Bowlby) Джон (1907 – 1990)
  • Василейский Серафим Михайлович (1888 – 1961)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Власова Татьяна Александровна (1905 – 1986)
  • Воронский Александр Константинович (1884 – 1943)
  • Вульф Моисей Владимирович (1878 – 1971)
  • Выготский Лев Семенович
  • Калмыкова Зинаида Ильинична (1914 – 1993)
  • Каннабих Юрий Владимирович (1872 – 1939)
  • Клапаред (Claparede) Эдуард (1873 – 1940)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Кронфельд (Kronfeld) Артур (1886 – 1941)
  • Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Мейман Эрнст
  • Мейман Эрнст (1862 – 1915)
  • Нашт (Nacht) Саша (1901 – 1977)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Сахаров Леонид Соломонович (1900 – 1928)
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Фельцман Осип Бенционович (1875 – 1919)
  • Фортунатов Григорий Алексеевич (1880 – 1972)
  • Холл Стенли
  • Холл Стенли (1846 – 1924)
  • Шиф Жозефина Ильинична (1904 – 1978)
  • Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1981)
  • Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь