Биогенетическая концепция личности

В истории психологии существовало два направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности. Эти направления получили название биогенетической и социогенетической концепций развития.

Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой точке зрения, человек от природы имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакции, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т.п.). В человеке якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения.

Биогенетическая концепция, представляющая личность человека лишенной собственной активности, продуктом действия фатальных биологических факторов, делала и педагога пассивным свидетелем рождения этих роковым образом предопределенных качеств личности. Разрешите ребенку быть эгоистом, позвольте ему лгать, обманывать, пока эти силы не исчерпают себя; яркие эгоистические поступки порождают у ребенка идею его «Я», – призывали биогенетики педагогов, оставляя за последними лишь право знать, какие качества личности должны фатально появиться у ребенка, и обязанность не препятствовать их появлению, а, наоборот, способствовать ему.

«Биогенетический закон» утверждает что онтогенез является сокращенным повторением филогенеза. Сторонники биогенетической теории психического развития утверждают, что психическое развитие индивида, отдельного человека, является повторением психического развития рода и усматривают в этом закон, предопределяющий все этапы психического развития ребенка.

Сторонники биогенетической теории ссылались в обоснование своей концепции на биогенетический закон, сформулированный Мюллером и Геккелем применительно к эмбриональному развитию зародыша. Конкретно этот закон означает, что в течение зародышевого развития организм воспроизводит в своем анатомическом строении все основные стадии развития рода. Попытки обосновать биогенетическую концепцию психического развития опираются прежде всего на роль наследственности. Однако, онтогенез никак не является простым повторением филогенеза. Он имеет и свои собственные законы развития.


Просмотров: 15414
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология




Другие новости по теме:

  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Бюлер Шарлотта
  • Бюлер Шарлотта (1893 – 1974)
  • Ведущий тип деятельности
  • Двухфакторные теории психического развития
  • Детские рисунки и выводы о развитии ребенка
  • Дошкольный возраст
  • Законы акмеологические
  • Концепции акмеологические
  • Л.В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • Личность и ее структура
  • Онтогенез
  • Оральный характер
  • Педагогика Марии Монтессори
  • Предисловие - Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии
  • Психология жизненного пути
  • Рекапитуляции теория
  • Самооценка
  • Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов
  • Смысловая педагогика
  • Социогенетическая концепция личности
  • Теории развития социального инстинкта у ребенка
  • Технологии развивающего обучения
  • Уильям Штерн
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Холл Стенли
  • Холл Стенли (1846 – 1924)
  • Что такое «комплекс оживления»?
  • Штерн (Stern) Вильям Луис (1871 – 1938)
  • Эльконин Даниил Борисович



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь