Цель: сформировать представление детей о нитратах;
рассказать о том, в каких растениях они содержатся и какой вред приносят человеку;
закреплять умение составлять описательные рассказы и разгадывать загадки;
воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Материал: овощи натуральные – капуста белокочанная, морковь, картофель, огурец, лук репчатый; маски овощей, осени. Белый халат и шапочка для Айболита; корзинка; картинки - схемы для описательного рассказа.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, наш Незнайка получил в подарок корзинку. А что в ней лежит не знает. Подскажите ему. Что это?
Дети: Незнайка, это овощи.
Незнайка: А что такое овощи?
Дети: Это растения, которые растут на огороде.
Воспитатель: Правильно, а давайте вспомним, что растению надо для роста?
Дети: Свет, тепло, уход, удобрения.
Воспитатель: Да, ребята, растениям (овощам) также как и человеку нужно питание. Если растению не хватает питания, оно может погибнуть. И тогда растению помогает человек.
Человек подкармливает растение удобрением.
Удобрения бывают разные. И они очень нужны для роста растения. Но иногда человек не соблюдает норму подкормки и перекармливает растение. Тогда лишнее удобрение сохраняется в растение и образуются вредные вещества, которые называют нитратами.
А теперь слушайте вместе с Незнайкой и запоминайте, в какой части овоща больше всего содержится нитратов, и что нужно сделать, чтобы они не попали в наш организм и не принесли ему вреда.
Посмотрите, это барабан (из игры « Поле чудес»), стрелка покажет, в каком конверте какая загадка. Крути барабан (вызвать ребенка.)
Загадка: Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи-
Меня в них ищи.
Дети: Капуста.
Воспитатель предлагает рассказать, что они знают о капусте. Дети составляют описательный рассказ. Например: капуста круглая, много листочков, зеленая. Растёт на огороде, на грядке. Варят щи, готовят салат, борщ, делают пирожки с капустой. На вкус хрустящая, крепкая, едят сырую. ( Использовать картинки - схемы).
Воспитатель: Молодцы. Теперь послушайте и посмотрите, где больше нитратов. Капуста не только нас кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к голове - поможет от головной боли; сушеная капуста исцеляет раны. Как же правильно употреблять капусту в пищу.
Запомните: нитраты в большом количестве находятся в зеленых листьях и в кочерыжке. Поэтому перед едой их надо замочить в тёплой воде, в которую добавлено немного соли.
Крути барабан (следующему ребенку).
Слушайте загадку: Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице.
А как станешь раздевать-
Досыта наплачешься.
Дети: Лук.
Воспитатель: Расскажите о луке. Что вы знаете?
Рассказ ребенка.
Воспитатель: Свежий сок лука употребляют при ангинах: по 1 чайной ложке 3-4 раза в день. При кашле лук варят в воде с сахаром и мёдом три часа. Принимают по столовой ложке 4-6 раз в день. Нитраты находятся в луковице, там где корешки.
Воспитатель: Крути барабан.
Загадка: Я длинный и зеленый,
Вкусный и солёный,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?
Дети: Огурец.
Ребёнок составляет рассказ.
Воспитатель: Действительно, это очень вкусный овощ, но лучше его перед едой очистить, т.к. вредные вещества находятся в кожуре.
Объявляю музыкальную паузу. Включить русскую народную песню
«Антошка».
Дети танцуют.
Воспитатель: Крути барабан.
Загадка: Весной одну закапывают,
А осенью семью получают.
Дети: Картошка.
Воспитатель: Кто расскажет о картофеле?
Выходит ребенок и составляет рассказ.
Воспитатель: В свекле и картофеле нитраты находятся в кожуре, поэтому её надо очистить. Крути барабан.
Загадка: Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
Дети: Морковь.
Воспитатель вызывает ребенка, который расскажет о моркови.
Воспитатель показывает морковь, затем разрезает её вдоль и обращает внимание детей на сердцевину.
Нитраты расположены вот в этой части овоща, поэтому её лучше вырезать и замочить в тёплой воде, только после этого можно будет употреблять её в пищу.
Далее дети одевают маски: осень, горошек, свёкла, капуста, огурец, морковь, баклажан и шапочку и халат доктор Айболит.
Воспитатель: Давайте покажем сценку, которая называется «Спор овощей.
Осень: Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор.
Затевают длинный и серьёзный спор.
Овощи: Кто из нас из овощей,
И вкуснее, и нужнее?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Осень: Выскочил горошек... Ну и хвастунишка!
Горошек: Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Осень: От обиды покраснев,
Свекла проворчала...
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свёклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж свёкла помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные, пироги капустные!
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свеженький огурчик
Всем понравится конечно!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Баклажан (робко):
Баклажанная икра,
Так вкусна, полезна...
Осень: Спор давно кончать пора!
Овощи (хором): Спорить бесполезно!
Слышится стук в дверь. Все овощи замолкают.
Овощи: Кто- то кажется стучит.
Входит ребенок в костюме Айболита.
Айболит: Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Овощи: Кто из нас, из овощей,
Всех полезней и вкусней?
Кто при всех болезнях,
Будет всех полезней?
Айболит (важно расхаживая):
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить.
Все без исключения
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Артисты кланяются.
Незнайка: Спасибо, ребята! А я не понял, кто же всех нужнее? Какой овощ?
Дети: Все овощи нужные и полезные.
Незнайка: Ребята, а могут ли овощи приносить вред?
Дети отвечают с помощью воспитателя: Да могут, если мы не будем знать, что такое нитраты и где, в какой части растения они содержатся. А так же перед едой надо обязательно мыть овощи и есть их надо чистыми руками.
Воспитатель: Незнайка, а ты всё понял?
Незнайка: Да, я столько много узнал нового об овощах. Спасибо вам.
|