«Использование пособий УМК для обучения русскому языку в национальных группах детского сада»
Сайфиева Лейля Касимовна Воспитатель МБДОУ №34 «Чебурашка» г. Альметьевск, Республика Татарстан
Цель: Расширить представления об окружающих предметах.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать знания детей о назначении, функции предметов.
- Закреплять умения детей классифицировать посуду по способу использования: кухонная, столовая, чайная.
- Активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда», «кухонная посуда», «столовая посуда», «чайная».
Развивающие задачи:
- Развивать внимание восприятия.
- Развивать познавательную деятельность, интерес к рукотворному миру.
- Закреплять умение рассуждать, объяснять.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
- Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.
Предварительная работа:
- чтение сказки, просмотр мульфильма К. И. Чуковского «Федорино горе».
- рассматривание иллюстрации на тему «посуда».
- ср игра «Чаепитие»
- составление рассказов — описаний о предметах посуды, используя схему: название, части, цвет, форма, величина, назначение, материал.
Методическое и дидактическое обеспечение: герой — бабушка Федора; красивая коробка, перевязанная яркой лентой, в ней лежит книга Чуковского «Федорино горе»; посуды (кружка, тарелка, ложка и вилка, кастрюля, чайник и др.); кукольная посуда в коробке: чайная (блюдце, кружка, сахарница, чайная ложка, молочник), кухонная (кастрюля, нож, чайник, сковорода, половник), столовая (ложка столовая, тарелка, стакан, вилка).
Ориентиры на столы.
Солёное подкрашенное тесто, скалки, формочки; детская лёгкая музыка.
Столы, стулья, мольберт или магнитная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Балалар, безне? ш?гылебез буген гади ген? т?гел. Безне? ш?гылебезг? б?ген кунакларда килг?н, ?йд?гез алар бел?н ис?нл?шик. (балалар ис?нл?ш?л?р)
Балалар без буген ш?гылебезд? гел рус теленд? с?йл?шербез, ?йд?гез кунаклар бел?н рус теленд?д? ис?нл?шик.
Дети: Здраствуйте!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Есть у радости подруга В виде полукруга На лице она живёт То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится Грусть тоска её боится Что это? (улыбка)
Воспитатель:
-Дети, подарим друг другу улыбки (дети улыбаются друг другу) и улыбки нашим гостям, а теперь пройдите к стульчикам.
- На прошлом занятии мы с вами разговаривали о посуде, что бы вспомнили я вам предлагаю поиграть в игру «Будь внимателен»
-Слушайте меня внимательно. На рисунке четыре вида посуды. А я назову только три. Вы должны сказать, какую посуду я не назвала.
-Ложка, тарелка, чашка, стакан (ложка, тарелка, чашка) -стакан
- Вилка, стакан, тарелка, чашка (вилка, стакан, тарелка) -чашка
- тарелка, чайник, вилка, ложка (тарелка, чайник, вилка) — ложка
-Молодцы, ребята. Вы правильно справились с заданием.
-Дети, подойтите сюда ко мне, посмотрите, какая красивая коробка (воспитатель смотрит в коробку, стоящей на столе, восхищается тому), какой на ней яркий бант. Интересно, что в ней лежит?
Воспитатель развязывает бант, открывает коробку и разворачивает сюрприз. Демонстрирует детям яркую книгу К. И. Чуковского «Федорино горе».
Воспитатель:
- Дети, какая замечательная книга! (показывает детям обложку, пролистывает, показывает картинки) Давайте вспомним, какая это сказка, мы смотрели мульфильм по этой книге и даже смотрели кукольный спектакль…
Ответы детей «Федорино горе» Корней Чуковский
Воспитатель:
- Ребята, какое горе случилось у бабушки Федоры? (ответ детей: от неё ушла посуда)
- Ребята, а кто вспомнит отрывок из сказки? Давайте, ребятки, сядем на стульчики, а Рузиля расскажет нам отрывок из сказки …
«А посуда вперед, и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу!»
И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?»...
Воспитатель:
- Ребята, почему посуда ушла от Федоры? (ответы детей: она её не мыла и не чистила, не прибиралась дома)
- Правильно, ребята, бабушка не ухаживала за посудой, не готовила, вот посуда и обиделась на хозяйку. Ушла в лес и не захотела возвращаться. ( «Ох, горе Федоре, горе!»).
Стучатся в дверь. Заходит бабушка Федора.
-Ой, ребята, слышу-слышу, кто-то стучится нам в дверь
Воспитатель:
-Дети, кто же к нам пришла? (Ответы детей: бабушка Федора) Давайте, поздороваемся.
Дети здороваются.
Бабушка Федора:
-Здравствуйте мои детки, здравствуйте. Ох, горе мне, горе, ушла от меня моя посуда (плачет)
Воспитатель:
- Ребятки, чем мы можем помочь бабушке? (дети высказываются: приготовить обед, помыть посуду т. д.)
Выслушав детей, воспитатель хвалит их за отзывчивость к пожилому человеку, сердечность.
Воспитатель:
-Ах, какие вы у меня отзывчивые, добрые... Бабушка Федора, ты садись на стульчик и посмотри, как дети помогут тебе навести порядок… (Бабушка Федора садится на стул.)
Воспитатель:
-Дети, давайте, поможем, бабушке, разложить посуду. На первую верхнюю полку поставим чашки, на вторую среднюю полку поставим тарелки, на нижнюю третью полку кладем ложки.
Дети подходят к столу, берут по одной предметной картинке, рассматривают её и раскладывают магнитную доску: на верхнюю полку — чашки, на среднюю — тарелки, на нижнюю – ложки.
Воспитатель:
-Дети, скажите, бабушке, какие предметы вы поставили на первую верхнюю полку? ответы детей. – Давайте, посчитаем, сколько чашек мы поставили на первую верхнюю полку. (Ответы детей: одна, две, три.)
-Дети, все ли чашки одинаковые?
-Сколько тарелок мы поставили на вторую среднюю полку? Считают…
-А на нижней третьей полке сколько ложек? считают…
-Дети, все эти предметы как мы их назовем одним словом?
-Для чего эти предметы нужны бабушке? (ответы детей)
Бабушка Федора хвалит детей, благодарит, обещает ребятам, впредь бережнее относится к вещам.
Бабушка Федора:
-Спасибо дорогие мои, ой какие вы молодцы, обещаю вам:
Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!
-Ох, надеюсь, ребятки, что посуда ко мне вернётся!»
Воспитатель делает вид, что слышит звуки, будто что-то бренчит, стучит, вносит коробку (погреметь) с кукольной посудой.
Бабушка Федора узнаёт свою посуду, радуется, говорит:
Ах вы мои родные… *.. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком. И вы будите опять
Словно солнышко, сиять...»
Воспитатель вместе с детьми выставляет посуду на стол. Рассматривают. Воспитатель обращается к Федоре:
- Бабушка Федора, а ты знаешь, какую посуду нужно поставить на стол, чтобы встретить гостей? А в какой посуде ты будешь готовить?
Бабушка (не знает, теряется):
- Ой, позабыла я. Что мне делать?
Воспитатель предлагает детям подсказать, разобраться в посуде. Дети соглашаются.
Воспитатель:
- Ребята, если бабушка решит сварить суп какая посуда ей понадобиться? (ответ детей: кастрюля, нож, половник).
-А решит пожарить котлеты? (скворода, нож, лопатка)
-Верно, ребята! Где готовят еду? (на кухне). Правильно. Как называется посуда, которая нужна для приготовления еды? Назовите одним словом? (кухонная). (показ ориентира). Повторить хором и индивидуально. Похвала.
Воспитатель предлагает подгруппе детей выбрать кухонную посуду и поставить на стол с соответствующей картинкой — ориентиром.
Воспитатель:
- А вот, бабушка скажи-ка, нам, какой у тебя любимый суп?
Бабушка Федора:
-Мой любимый суп это- борщ.
Воспитатель:
-Ребята, давайте мы вместе бабушке сварим борщ. Выходите сюда и встаньте в круг.
Установка на массаж.
Массаж спины «Суп» (дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего)
Чики — чики — чики — ща! (Похлопывать ладонями)
Вот капуста для борща.
Покрошим картошки (Постукивать рёбрами ладоней).
Свеколки, морковки,
Полголовки лучку, да зубок чесночку. (Поколачивание кулачками)
Чики — чики — чики — чок
И готов борщичок! (Поглаживание ладонями)
Воспитатель:
Балалар, ? х?зер без сезне? бел?н татарча уйнап алабыз. “Аш пешер?” уенын уйныйбызмы?!
Ярд?м к?теп тормыйбыз, Яшелч?л?р турыйбыз. Без к?бест? турыйбыз, Чиста итеп юабыз,
Бераз кишер кырабыз, Ваклап суган турыйбыз. Тозлап, майлап алабыз, Яхшылап болгатабыз,
Бигр?к т?мле, ашагыз.
Воспитатель хвалит:
- Борщ мы сварили! Давайте теперь накормим бабушку! Какую посуду мы возьмём для обеда? (ложка, тарелка, кружка (стакан), вилка). Как вы думаете, как называется посуда для обеда за столом? (ответ детей: столовая) (если дети называют обеденная, воспитатель поправляет — столовая). (показ ориентира). Повторить хором и индивидуально. Похвала.
Воспитатель предлагает подгруппе детей выбрать столовую посуду и перенести на стол к соответствующему ориентиру. Воспитатель обращает внимание детей на оставшуюся посуду.
Воспитатель:
- Дети, назовите, какая посуда осталась на этом столе? (дети перечисляют: чашка, блюдце, ложка маленькая, сахарница) Верно! Как называется посуда для того, чтобы пить чай? Назовите одним словом! (ответ детей: чайная) (ставит ориентир) Повторить хором и индивидуально. Похвала.
Воспитатель берёт Федору и показывает, как дети разложили её на столе, просит ребят повторить, какая бывает посуда — кухонная, столовая, чайная. Бабушка обещает ребятам хорошенько запомнить, благодарит.
Бабушка Федора (вносит на подносе тесто, обращается к детям):
- Ой, мои ребятушки, давайте я вас чаем напою. Вот у меня и тесто приготовлено, сейчас угощения настряпаю! Вот только одной-то мне не справиться. Помогите мне слепить печенье к чаю.
Воспитатель сообщает, что дети, помогут бабушке к чаю печенье настряпать. Воспитатель предлагает детям пройти за отдельные столы, взять формочки, скалки. Дети лепят из цветного солёного теста угощения, раскладывают стряпню на тарелочки. Во время лепки звучит весёлая музыка.
Бабушка Федора:
- Детки, а теперь я пойду домой, поставлю печенье в печку, а потом принесу и будем с вами чай пить. Договорились?! Ответы детей…
Воспитатель:
-Ребята, мы молодцы! У нас получилось помочь Федоре, потому, что мы были дружными и добрыми! Мы с вами хорошо позанимались, хорошо разговаривали на русском языке, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Балалар, ? х?зер кунаклар бел?н татарча саубуллашыйк. (саубуллашу).
|