Образовательное частное учреждение «Школа Эрудит»
Чучукалова Е.Н. Воспитатель высшей категории г. Москва 2017 г.
Цель: формирование у детей знаний о швейном производстве.
Задачи:
1. Обучающие:
- познакомить со швейной иглой и швейными принадлежностями (напёрсток, ножницы, катушки);
- закрепить знания о видах ткани
- формировать умение использовать в речи различные типы предложений.
2. Развивающие:
- активизировать и обогащать словарный запас (металлическая, пластмассовая, острие, игольное ушко; образование глаголов приставочным способом)
- закрепить умение анализировать, делать выводы, излагать свои мысли
понятно для окружающих;
- развивать мелкую моторику, глазомер.
Скачать конспект
3. Воспитывающие задачи:
- вызвать у детей желание научиться шить
- способствовать позитивному настрою на успех
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа с детьми:
- экскурсия в ателье: знакомство со швейным производством, с профессией швеи
- занятие по ознакомлению с видами и свойствами ткани
- знакомство со швейными принадлежностями (наперсток, катушки, ножницы)
- разучивание загадок и стихов
- чтение сказок «Королевство шкатулочки», «Золотая пуговица»
- участие в проектно-исследовательской работе «Как же сшить для куклы платье? Весь процесс хочу узнать я»
Методы и приёмы:
Игровой (сказочные персонажи-клубочек, иголочка, сюрпризный момент), наглядный (картинки, символы), практическая деятельность детей, словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера), дидактическая игра «Собери ковер-самолёт» из ткани, «Шнуровка», использование художественной литературы – сказки «Королевство шкатулочки», «Золотая пуговица».
Материалы и оборудование:
- Магнитофон
- настенная доска
- ширма
- нарисованные картинки формат А3 (море из ткани, замок, ножницы)
- шкатулка из дерева со швейными принадлежностями
- выставка кукольной одежды, которую сшили родители вместе с детьми
- шнурки и простейшие трафареты для шнуровки, позволяющие отрабатывать движения для освоения швов
- трафареты для выкладывания узора из ткани
- пластмассовые иглы, нитки
- лоскутки разных тканей
- фонограмма мелодии.
Структура и методические приёмы:
1. Вводная часть – 3 минуты.
а) чтение стихотворения воспитателем;
б) сюрпризный момент;
в) загадывание загадки об игле.
2. Основная часть — 20 минут.
а) беседа о видах ткани и их применении в швейном деле;
б) дидактическая игра «Собери ковер- самолет из ткани»;
в) чтение стихов о ножницах;
г) повторение правил безопасного пользования ножницами;
д) физкультминутка;
е) знакомство со швейной иглой;
ж) практическое задание «Вдень нитку в ушко иголки»;
з) дидактическая игра «Шнуровка».
3. Заключительная часть – 2 минуты.
а) выставка работ «Одежда для кукол» (выполнена родителями вместе с детьми);
б) обобщение воспитателя;
в) чтение детьми стихов об иголочке-рукодельнице;
г) анализ НОД (о том, какие знания показали дети).
Ход НОД:
Воспитатель: Вы тихонько проходите,
На гостей посмотрите,
Дружно «здравствуйте» скажите.
На места свои садитесь
И работать не ленитесь.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, в которую закатывается клубок.
Воспитатель: Ой, кто это?
Клубочек: Я качусь, качусь, качусь
И немножечко верчусь,
Я пушистый, мягкий, круглый
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго
Тут же прячусь под комод.
Вы меня узнали? (ответы детей). Правильно, я клубочек.
Воспитатель: Клубочек, куда ты торопишься? Что случилось?
Клубочек: Я ищу свою подружку.
Воспитатель: А кто твоя подружка?
Клубочек: А вот отгадайте:
Она маленького роста
Тонкая и острая,
Шьет, вышивает,
Что сошьет- сама не надевает.
Ответы детей: Иголочка
Клубочек: Правильно, я иду искать иголочку- рукодельницу.
Воспитатель: Возьми и нас с собой. Ребята, поможем клубочку?
Клубочек: Ну, тогда в путь!
(звучит фонограмма)
Я качусь, качусь, качусь
Никого я не боюсь.
Я нигде не пропаду
Я иголочку найду!
Воспитатель: И вдруг клубочек остановился.
Клубочек: Ой, смотрю и удивляюсь,
Вроде море расплескалось,
Расплескалось на просторе
Это море, иль не море?
Воспитатель: Да, клубочек, это море. Только море не простое. Ребята, из чего оно? (из ткани) Правильно, это тканевое море. Давайте вспомним какие виды тканей вы знаете. (ответы детей: ситец, фланель, шелк, сатин). Что шьют из ткани? (ответы детей: из легкой ткани шьют платья, юбочки, сарафаны, а из плотной – пальто и теплую одежду).
Клубочек: А про меня вы не забыли? Как же дальше я пойду? Как иголочку найду?
Воспитатель: Ребята, а на чем можно перебраться через море? (ответы детей: на лодке, корабле)
Нет, такое море не переплывешь. Его можно только перелететь на сказочном транспорте. Вы знаете, как он называется? (ковер – самолет).
Задание № 1.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит «ковер — самолет», только вот от старости ткань на нем протерлась, и он стал дырявым, чтобы он полетел, его нужно починить. И в этом вам поможет ткань. Нужно подобрать лоскутки ткани на ковре по расцветке и соединить их между собой.
Воспитатель ходит и смотрит, как дети выполняют задание. – А теперь скажите, из какой ткани ваш ковер – самолет? (ответы детей). Правильно определили, молодцы. Посмотрите на коврики друг друга, понравились они вам?
Воспитатель: Молодцы!
Очень быстрыми вы оказались,
Наверное, много тренировались?
Готов ковер наш самолет,
Он нас дальше понесет.
Через море ткани перелетели и отправились дальше.
(звучит фонограмма)
Клубочек поет свою песенку: Я качусь, качусь, качусь
Никого я не боюсь.
Я нигде не пропаду
Я иголочку найду!
(вдруг клубочек остановился).
Клубочек: Ой, что стоит здесь на пути и мешает нам пройти?
Воспитатель: Чтобы узнать, нужно отгадать загадку:
Два кольца, два конца
А посередине гвоздик.
(ответы детей: ножницы)
Воспитатель открывает картинку с нарисованными ножницами.
Воспитатель: Помните, мы учили стихи о ножницах. Кто может рассказать?
Ребенок: Ножницы – инструмент бывалый
Не большой и не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет.
Воспитатель: А какое есть замечательное свойство у ножниц? (ответы детей).
Правильно, они легко режут бумагу и ткань. Об этом даже есть стихотворение. Кто прочитает его?
Ребенок: Ножницы раскрыли пасть
Что в нее мы будем класть?
В нее бумагу будем класть.
Бумага в этой пасти разрежется на части.
Раз, раз, раз, раз – листок разрезался у нас.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как пользоваться ножницами?
(ответы детей).
Правила по технике безопасности:
- ножницы следует класть на видное место с сомкнутыми лезвиями
- старайтесь их не ронять. Падая на пол, они могут вас поранить
- не берите их в рот, не размахивайте перед лицом
- передавать ножницы нужно кольцами вперёд.
Воспитатель: Ребята, о ножницах мы рассказали
И ножницы нам дальше путь указали.
А путь наш лежит через лес.
(физкультминутка)
Дети встают возле столов.
Воспитатель: Мы лесами шли густыми,
И оврагами крутыми,
Где и птица не летала,
Где и зверя не бывало.
Там в дупле большой осины
Поселился рой пчелиный,
Вылетают по одной,
Вдруг ужалят нас с тобой.
Клубочек, все препятствия мы преодолели, пойдём дальше.
(звучит фонограмма).
Клубочек: Я качусь, качусь, качусь
Никого я не боюсь.
Я нигде не пропаду,
Я иголочку найду!
Воспитатель: И привела нас дорожка в королевство. А кто же здесь живёт?
Смотрите, кто это в окошке? (ответы детей – иголочка). Так вот где живёт иголочка.
Клубочек: Ура! Я нашёл свою подружку1
Побегу к ней побыстрей,
Обниму её скорей!
До свидания, ребята. Спасибо за помощь. (дети прощаются с Клубочком).
Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами войдем в королевство и поближе со всеми познакомимся. Здесь живет Иголочка и её помощники – швейные принадлежности. (Предлагает детям рассмотреть муляж иглы). Игла похожа на тонкий стержень. У стержня есть кончик. Его называют острие, потому что он очень острый. А это игольное ушко. У столов есть ножки, у дверей и сумок ручки. А у иглы ушко. Для чего игле ушко? (ответы детей). Верно, сюда вдевается нитка. Ведь иголка без нитки ничего не может: разве что дырочки прокалывать. Вдеть нитку в иголку – особое умение. Оно требует сноровки. Сейчас вы попробуете себя в этом деле.
Практическое задание №2. Вдеть нитку в ушко иголки.
(Воспитатель раздает детям пластмассовые иголочки и ниточку. Показ и объяснение работы).
Воспитатель: Иголочки делают из разного материала: из метала, пластмассы. Если иголочка сделана из металла, как она будет называться? А из пластмассы? (ответы детей). А у вас иголочки какие? (пластмассовые). (Дети выполняют задание). Молодцы! Ловкие у вас ручки. А что может делать иголочка с ниточкой? (шить). А если одежда порвалась? (зашить). А если пуговица оторвалась? (пришить). А ещё можно вышивать. Только надо запомнить одно правило – иголка после работы любит возвращаться в свой домик, который называется игольницей. Игольницы бывают разными. (показать разные варианты). А если домика у неё нет, она становится опасной: упадет куда-нибудь, и не отыскать её. Так что после задания все иголочки уберем в шкатулку. (воспитатель пересчитывает иголочки). А сейчас выполним такую работу. (Воспитатель раздает детям трафареты для шнуровки и шнурки).
Задание №3. «Шнуровка».
Воспитатель: представим себе, что жесткий кончик шнурка – это иголочка. Она тянет за собой ниточку. Будем продевать шнурок в отверстия. Вот так. (показываю, как надо шить швом «вперед иголку».) Молодцы, у всех получилось. Посмотрите, а ваши соседи справились? (проверка выполненного задания). Ребята, а теперь давайте познакомимся с помощниками Иголочки. (достаёт напёрсток, читает загадку: «на пальце одном, ведёрко верх дном», может кто-нибудь из вас знает. Как такой колпачок называется? (ответы детей).
Воспитатель: Верно, наперсток. Слово наперсток происходит от старинного слова перст. Так раньше называли палец. Для чего нужен наперсток? Он оберегает палец от уколов иголочкой; проталкивает иголочку вперёд. Когда ткань очень плотная, и нужно на иголочку сильно надавить. (показываю катушки с нитками). Это катушки. Про них мы тоже знаем, без нитки иголка ничего не может.
Выставка работ. (изделия выполнены родителями вместе с детьми).
Воспитатель: Видите, сколько прекрасных работ выполнено иголочкой и ее помощниками. Когда они попадают в умелые руки, то творят чудеса. А без умелых рук иголочка никакая не рукодельница, а самая обыкновенная швейная игла. Ребята, а вы хотите так же научиться шить и вышивать? Я обязательно вас этому научу. А сейчас Лиза и Диана расскажут нам стихи об иголочке.
Ребенок: Наша тетушка игла
Строчку по полю вела,
Строчка в строчку.
Строчка в строчку,
Платье будет вашей дочке.
Ребенок: Целый день сегодня шью,
Я одела всю семью.
Получайте ребятишки –
Платья, кофточки, штанишки.
Вывод.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. С кем мы сегодня с вами познакомились? Кто помог нам добраться до королевства? А знаете, почему вы смогли преодолеть этот путь, потому что вы были внимательны, правильно выполняли все задания, помогали друг другу, молодцы. Мы на занятии узнали много интересного о игле и швейных принадлежностях. И пришли к выводу, что только в умелых руках они творят чудеса.
Библиография.
- Козлина А.В. Уроки ручного труда. – М.: Мозаика – синтез, 2010.
- Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 2005.
- Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. – М.: Учебная литература, 2007.
- Малышева А.Н. работа с тканью. (старшая и подготовительная группы. Ярославль, Академия развития, 2008.
|