|
IV ПРОБЛЕМА ТИПА УСТАНОВКИ
Ибо — не будем забывать — либидо (именно психическая энергия) уже бессознательно имеет свой объект, и это — (молодой итальянец или какой-либо подходящий реальный человеческий эрзац. При этих обстоятельствах, разумеется, подобная сублимация столь же желательна, сколь и невозможна. Ибо по большей части реальный объект представляет более подходящий уклон для энергии, нежели какая-либо этическая деятельность, сколь бы прекрасной она ни была. К сожалению, слишком многие говорят всегда лишь о том, каким человеку желательно было бы быть, но никогда — о том, каков он на самом деле. Врач, однако, имеет дело с действительным человеком, который упорно остается таким, каков он есть, пока его действительность не будет признана со всех сторон. Воспитание может исходить из одной лишь действительности, а не из некоего идеального призрака.
К сожалению, в большинстве случаев дело обстоит так, что человек не может произвольно задать направление так называемой свободной энергии. Она следует своему уклону. Она уже нашла его до того, как мы целиком освободили ее от привязанности к неподходящей форме. А именно, мы делаем открытие, что фантазии пациентки, которые прежде были направлены на молодого итальянца, теперь перенесены на врача13. Врач поэтому сам стал объектом бессознательного либидо. Если же больная ни при каких обстоятельствах не желает признавать факт перенесения14 или если врач не понимает феномен или понимает его неправильно, то возникает яростное сопротивление, цель которого — сделать во всяком случае невозможными отношения с врачом. Тогда больные уходят и ищут другого врача или такого человека, который их понимает, и если даже они отказываются от этих поисков, их проблема остается неразрешенной. Если же происходит перенесение на врача и если оно принимается, то тем самым найдена некоторая естественная форма, которая не только заменяет прежнюю форму, но и делает возможным относительно бесконфликтное протекание энергетического процесса. Поэтому если предоставить либидо естественную свободу движения, то оно самостоятельно находит путь к предназначенному ему объекту. Там, где этого не случается, там речь всегда идет о своевольном сопротивлении законам природы или о приносящих расстройство влияниях. В перенесении сначала осуществляется проекция всех возможных инфантильных фантазий, которые должны быть вытравлены, т. е. подлежат редуктивному разложению. Это было названо разложением перенесения. Тем самым энергия высвобождается и из этой непригодной формы, и мы снова стоим перед проблемой свободной энергии. В этом случае мы также должны поверить природе в том, что еще до того, как мы начали свои поиски, был уже избран тот объект, который дает наиболее благоприятный уклон. Примечания 1 Разработка проблемы типов дана в моей книге Psychologische Туреп. Ges. Werke, Bd. 6. 2 Тем самым, разумеется, не охвачены все встречающиеся типы. Кроме того, к критериям различий относятся возраст, пол, активность, эмоциональность и уровень развития. Основу моей типизации составляют четыре функции ориентирования сознания: ощущение, мышление, чувствование, предчувствие (интуиция). См.: Psychologische Туреп, 1950, р. 467 ff. Ges. Werke, Bd. 6, Paragr. 642 ff. 3 Moebius, Paul Julius, Oberdas Pathologische bei Nietzsche, 1902. 4 См. мою книгу Ober psychische Energetik und das Wesen der Trdume, 1948. Ges. Werke, Bd. 8. 5 Современная физика покончила с этой строгой каузальностью. Остались еще лишь «статистические вероятности». Я уже в 1916 году указывал на психологическую обусловленность каузального восприятия, что в то время вызвало резкие отклики. Ср.: Collected Papers on Analytical Psychology, 1920, 2™> ed., p. X и XV. 6 Wilhelm Ostwald, Die Philosophie der Werte, 1913, p. 312 f. 7 Из вышесказанного читателю должно быть ясно, что введенное Фрейдом понятие либидо, весьма подходящее для практического словоупотребления, я применяю в гораздо более широком смысле, чем Фрейд. Я называю либидо психическую энергию, которая равнозначна степени интенсивности психических содержаний. Фрейд, в соответствии со своей теоретической предпосылкой, отождествляет либидо с Эросом и считает его отличным от общей психической энергии. Так, он утверждает (Gesammelte Schriften, Bd. 5, p. 92): «Мы устанавливаем понятие либидо как некоторой количественно изменяющейся силы, которой можно было бы измерять процессы и преобразования в сфере сексуального возбуждения. Это либидо мы отличаем от той энергии, которую следует считать лежащей в основе психических процессов вообще...» В другом месте Фрейд упоминает о том, что в случае инстинкта разрушения у него нет «аналогичного либидо термина». Но так как инстинкт разрушения есть энергетический феномен, то, мне кажется, было бы проще определить либидо в качестве общего понятия психических интенсивностей, т. е. просто как понятие психической энергии. Ср.: Symbols der Wandiung. 8 Pragmatism, 1911. 9 Grofie Manner, 1910. 10 Psychologische Typen, 1950, р. 64 ff. Ges. Werke, Bd. 6, Paragr. 65 ff. 11 Ср. мой разбор книги Шпитгелера в: Psychologische Туреп, 1950, р. 227 ff. Ges. Werke, Bd. 6, Paragr. 261 ff. 12 См.: Psychologische Typen, 1950, р. 615 f. Ges. Werke, Bd. 6, Paragr. 852 f. 13 Фрейд ввел понятие перенесения для того, чтобы обозначить тем самым проекцию бессознательных содержаний. 14 Я, в отличие от некоторых, не убежден в том, что «перенесение на врача» есть феномен закономерный и необходимый для успешного лечения. Перенесение есть проекция, и проекция либо есть, либо ее нет. Необходимой она в любом случае не является. Ни в коем случае она не может быть «сделана»; ибо она возникает, per definitionem [по определению (лат.)], из бессознательных мотиваций. Врач может быть либо годен для проекции, либо нет. Вовсе не утверждается, что он при всех обстоятельствах соответствует естественному уклону пациента; ибо вполне возможно, что последнему предоставляется гораздо более значительный объект для проекции. Отсутствие направленной на врача проекции может при известных обстоятельствах даже значительно облегчить лечение, потому что тогда более ясно выступают на передний план действительные личностные ценности. «III ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ВОЛЯ К ВЛАСТИ Вверх V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|