2 СТРУКТУРА ПСИХИКИ

Тем не менее «тень» мужчины, а это главным образом его бессознательная личность, мужественна; «тень» женщины женственна. Игра настолько увлекательна, что так и тянет к ней присоединиться. Будучи более древним и всеобъемлющим, нежели Сознание, Бессознательное должно превосходить его и следовательно, казалось бы, оно должно быть мужественным. Анима может являться отражением бессознательной женственности у мужчины. Однако и сознание каждого мужчины, несомненно, носит некий отпечаток его женственной стороны; в таком случае, в бессознательном все должно быть наоборот. Если сознание мужественно, а бессознательное женственно, то, по юнговскому закону противоположностей, анима должна противостоять сознанию. Однако она всего лишь представляет «половое меньшинство», а поэтому должна иметь вид мужской фигуры внутри бессознательного, которое в остальном женственно. Или предположим, что Низшая Функция мужчины — это Мыслительная Функция; будучи низшей и бессознательной, она, исходя из гипотезы Юнга, женственна. Однако мышление, как мы помним, мужественно. 1де же происходит эта метаморфоза?
Легче всего было бы объяснить эти противоречия, сказав, что они возникли отчасти вследствие трепетного отношения Юнга к алхимии и восточному оккультизму, отчасти — вследствие желания представить мистические идеи в «современном» научном обличьи; об этом свидетельствуют его ссылки на гены. Несомненно, в какой-то мере появление подобных нелепостей вызвано неупорядоченностью мышления. Однако более знаменательны некоторые специфические тенденции, которые заложены в структуре юнговской системы. Особо следует указать на две из них. Заявив о наличии ряда глубинных, стихийно развивающихся и взаимных связей между структурами бессознательного и сознания, Юнг фактически уничтожает динамическое различие между этими двумя системами; а подчеркивая архетипические аспекты Коллективного Бессознательного, он намеренно оставляет в стороне такую важнейшую проблему, как детская сексуальность с ее глубоким влиянии на развитие психики. Это слишком дорогая цена за сомнительные преимущества, которые дает появление чинной и благопристойной теории психического развития.
Все это, наконец, приводит нас к следующим соображениям психофизиологического характера. Знакомясь с архетипическими аспектами анимы, нельзя не спросить: почему структуру, обладающую такими поражающими воображение потенциальными возможностями, нам представляют в духе Теннисона — как нечто гладенькое, вежливенькое и платоническое. Далее, мы можем задать резонный вопрос: почему все содержание Коллективного Бессознательного в целом столь мудро, драгоценно и удивительно. Почему «старое» обязательно должно вызывать глубокое почтение, а главное — откуда у него такой обширный опыт? Череп доисторического человека, выставленный в музее, без сомнения, чрезвычайно стар. Он даже может быть чрезвычайно интересен. Однако он не внушает нам особого почтения. На самом деле то, что раньше находилось в этом черепе, или, выражаясь психологическими терминами, психика этого доисторического человека, наверное, была неизмеримо моложе психики современного человека, ведь у нее было меньше расового бессознательного, которое бы снабжало ее «мудростью». Расовое бессознательное не более старо, чем новорожденный младенец. Едва ли можно предположить, что его якобы «передаваемые по наследству» склонности вообще способны к росту. Как может наследуемая склонность набираться мудрости и опыта? О мудрости можно говорить лишь тогда, когда инстинктивные потребности и бессознательное содержание будут преломлены в реальных слоях сознания и/или предсознания. Мудрость растет по мере развития форм абстрактного мышления, которые, в свою очередь, зависят от словообразования и дара речи — способностей, которые связаны в первую очередь с функционированием предсознания. Архетипы отнюдь не отличаются особой мудростью, наоборот — они по сути своей преимущественно суеверны и анимистичны. Формы символики также архаичны, наивны и с точки зрения реальности их можно считать откровенно обскурантистскими. И в самом деле: мы до сих пор боремся с наследием страха, жестокости и трусости, оставленным нам нашими первобытными предками. Не подлежит сомнению, что мы потеряли способность метко кидать с пальм кокосовые орехи, однако тем не менее наш опыт несравнимо богаче, нежели у наших предков-приматов.
По-видимому, правда заключается в том, что Юнг, вольно или невольно следуя своему курсу на сглаживание различий между бессознательным и сознанием, путает архетипы с традициями. Вся его система структурных понятий демонстрирует, как опасно мыслить о психике в символических терминах. Так, можно утверждать, что понятие мудрого и почтенного Коллективного Бессознательного обязано своим рождением стойко стимифа. Хотя было бы не совсем точно сказать, что данное Юнгом описание его великих достоинств и могущества свидетельствует о его вере в миф о Золотом Веке Человечества, есть некоторые основания думать, что концепция Коллективного Бессознательного воскрешает сентиментальную разновидность поклонения предкам, известную нам как Миф о Благородном Дикаре.«1 ВВЕДЕНИЕ   Вверх   3 ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ»
Просмотров: 15794
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • VII АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Карл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ. Концепции эго и Самости: сравнение
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. О значении бессознательного в психопатологии
  • Юнг Карл Густав. О психологии бессознательного
  • Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь