Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")

"Сексуальность - это нечто абсолютно естественное".
Из научно-популярной статьи, 1986 г.

В рамках психологии юнгианского направления психологическая реальность описывается не только понятиями, но и образами, например, Василиска, сказочного чудовища, символизирующего сладострастие и похоть.

Слово василиск происходит от греческого - "basiliscos", которое имеет два значения - королевич и петух с золотым гребнем. Впервые он упоминается в псалме 91, стих 13, который на вульгарной латыни звучит так: "На аспида (змея - А.Г.-К.) и василиска наступишь". Василиск - весьма своеобразный, вымышленный зверь с головой петуха, туловищем жабы, хвостом змеи и короной на голове, убивавший одним взглядом. Он вылупился из яйца, в котором не было желтка. Снес это яйцо петух, а высидела жаба на навозной куче. У василиска было три хвоста, глаза его сверкали и, по некоторым сведениям, смертоносным было даже его дыхание. Приблизиться к нему можно было лишь под защитой зеркала. Единственное животное, способное противостоять василиску, - ласка, которая приближается к нему и тотчас отпрыгивает, нападает на него то с одной, то с другой стороны, используя любую возможность и рассчитывая каждое движение.

На средневековой латыни сладострастие именовалось "Luxuria" и изображалось в виде существа, сидящего верхом на дикой свинье, с венком из роз на голове и со щитом в руке, украшенным образом василиска. Но чаще всего символом сладострастия и похоти оказывался сам василиск. Он опасен, загадочен, непонятен, его нельзя отнести ни к какому известному виду животных. На мой взгляд, такое существо идеально подходит для образного изображения сексуальности.

Приведу несколько примеров деятельности этого волшебного зверя. Супружеская чета, прожившая вместе тридцать лет, - ему пятьдесят восемь, а ей пятьдесят три, - наслаждается счастливой и разнообразной сексуальной жизнью. Тридцатипятилетняя служащая крупной фирмы переживает во время средиземноморского круиза захватывающее, дионисийское, чисто сексуальное приключение с морским офицером. Таковы положительные стороны василиска. Поговорим о причиняемых им неприятностях, взяв в качестве примера случай из газетной хроники. Например, в Соединенных Штатах Америки проходили выборы нового главы Верховного суда. Полномочия главного судьи государства поистине огромны: он не только следит за соблюдением законов и правосудия, но и определяет конституционность указов президента, являясь в высочайшем смысле этого слова политической совестью Америки. Президент Буш выдвинул на этот пост кандидатуру чернокожего Кларенса Томаса; он зарекомендовал себя человеком консервативным, строптивым, поэтому у него было много противников. Поначалу ситуация складывалась для него успешно, но в последний момент откуда-то появилась тридцатичетырехлетняя чернокожая дама, профессор, сообщившая порочащую Томаса информацию. Впрочем, впоследствии она призналась, что ее вынудили сделать это сообщение, поскольку она не хотела разглашать свои тайны широкой общественности. Она рассказала, что около десяти лет назад Томас был ее начальником и донимал ее непристойностями, скабрезными шутками, сексуальными намеками, которые были ей крайне неприятны. Так, он подчеркивал величину своего полового органа, называя его "длинная кувалда", в шутку предлагал ей заняться групповым сексом или чем-нибудь другим в том же роде. Данная информация уничтожила любые шансы Томаса на победу в выборах. Хотя он и отрицал подобные действия по отношению к своей тогдашней секретарше, она стояла на своем.

История эта весьма показательна вне зависимости от того, справедливы или нет были предъявленные Томасу обвинения. Получить пост верховного судьи Соединенных Штатов непросто, поскольку претендентов на него достаточно. Это дело всей жизни, обеспечивающее авторитет и большие заработки, не говоря уже о социальном престиже. Кларенс Томас был и, надо полагать, остается честолюбивым мужчиной. Таким он был и тогда, когда произошла история с секретаршей. Все свои силы он отдавал карьере. То обстоятельство, что интеллигентный, честолюбивый мужчина подвергал риску свое будущее только для того, чтобы удовлетворить свою потребность в скабрезных шутках, кажется мне достаточно странным. Готовность властного и умного человека пойти на поводу у своих влечений, поставив на карту все, свидетельствует о необычайной привлекательности василиска.

Существуют и зловещие аспекты раскрепощенной сексуальности. В Цюрихе и других крупных европейских городах остро стоит проблема лиц, не желающих пользоваться презервативами во время половых контактов с проститутками. Профессиональные проститутки не соглашаются, как правило, на это, поэтому мужчины находят наркоманок, согласных на все, лишь бы заработать деньги на очередную дозу наркотика. Не трудно представить, какому риску подвергают подобные мужчины себя, своих жен и семьи, стремясь к достижению мимолетного полового удовлетворения, ведь многие из таких девушек инфицированы вирусом СПИДа и другими венерическими заболеваниями.

Неприятие сексуальности и стремление одолеть василиска насчитывают вековую историю. Христианство положило начало травле этого зверя, по крайней мере, в пределах Европы. Борьба велась очень энергично. Одним из ее методов было включение сладострастия в число семи смертных грехов, а именно гордыня, зависть, гнев, уныние, скупость, алчность и сладострастие, похоть. Один из отцов церкви, Гуго Св. Виктор, поставил luxuria на первое место в этом списке. Если человек умрет, не исповедовавшись в семи смертных грехах, он попадет в ад. Таким образом, церковь боролась с василиском, насаждая страх, стремясь контролировать сладострастие даже в пределах законного супружества. В Средние века были официально запрещены любые половые контакты вне брака, хотя запрет вряд ли соблюдался. Но церковь не останавливалась и на этом: даже муж и жена не имели права на сексуальные отношения по воскресным дням и в период церковных праздников, то есть в течение ста шестидесяти дней в году. Не будет ошибкой предположить, что лишь святоши придерживались таких строгих правил.

Ханжество в половых вопросах и радикальную борьбу с василиском часто вменяют в вину деятелям Реформации, поскольку они не только выдвигали значительные ограничения в сексуальности, но и сами выступали в качестве образца для подражания. Это не совсем верно. Например, строгий пастырь Ульрих Цвингли из Цюриха, которого можно поставить в один ряд с такими выдающимися деятелями Реформации, как Кальвин и Лютер, вынужден был отвечать на многочисленные обвинения в распутстве, которому он был подвержен в юности, следующим образом: "Я не отрицаю, что вступил в связь с очень многими женщинами, но я никогда не покушался на честь девственницы и не осквернял ложе замужней особы". Когда же на цюрихском соборе, посвятившем Цвингли в сан священника, его попросили подтвердить или опровергнуть слухи о том, что, будучи пастором в одном из приходов, он зачал ребенка, Цвингли ответил: "Да, но она же была так прекрасна". Во времена английской королевы Виктории василиску досталось больше, чем когда бы то ни было. Однако попытка обуздать устрашающую бестию не увенчалась успехом, поскольку сексуальная жизнь викторианской Европы была беспрецедентно кипучей и деятельной; процветали бордели, порнография, были в моде внебрачные связи. Тайная жизнь бурлила за фасадом официальной пуританской морали.

Попытки обуздать василиска не прекращаются до настоящего времени. В частности, некоторые католические богословы одобряют сексуальность лишь в рамках супружеских отношений и только в том случае, когда речь идет о зачатии ребенка. Никто не отрицает связь сексуальности с размножением, однако зависимость эта невелика, и на 99% сексуальная жизнь самодостаточна. Имеются в виду не только непосредственный половой акт, но и сексуальные фантазии, сновидения и мастурбация. Проследив жизнь обычного человека от колыбели до смертного одра, можно убедиться, что большая часть его сексуальной жизни протекает в воображении, и даже собственно половая активность не направлена на зачатие. Правомерно было бы полагать, что половая сфера животных ориентирована исключительно на размножение, но и это предположение может показаться натянутым, если вспомнить о прекрасных, захватывающих и самоценных брачных ритуалах у животных, например, у павлина, которые вряд ли объясняются примитивными уловками природы.

Передовые богословы не смешивают понятия сексуальности и размножения, но и они продолжают борьбу с василиском, поскольку, поощряемые психологами, утверждают, что сексуальность должна являться функциональным элементом теплых человеческих отношений, результатом взаимной симпатии между мужчиной и женщиной. В том случае, если сексуальность представляет собой зримое выражение любви, она - прекрасна и допустима с моральной точки зрения. Раскрепощенная, свободная сексуальность, иными словами, похоть, luxuria, василиск, считается удручающим, неприемлемым феноменом, типичным выражением мужской брутальности, проявлением низменности натуры. Сторонники этой точки зрения получили неожиданную поддержку со стороны феминисток, полагающих, что мужчины используют женщин в качестве сексуального объекта и прекрасно обходятся безо всяких человеческих отношений.

Просмотров: 5011
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. Проблема души современного человека
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь