|
9 РЕЛИГИЯ
Мы, по-видимому, все являемся частью чего-то. Однако если Юнг не верит, что существует Нечто, Не Являющееся Нами и содействующее Праведности, это с точки зрения теологии просто фигура речи. В итоге мы остаемся с numinosum, с религиозным чувством или аффектом, возбужденным идеей Бога, которая, в свою очередь, является наследием наших первобытных предков и вытекает непосредственно из врожденной предрасположенности. Этот numinosum, после того как его потенциальная опасность будет нейтрализована Догмой или Индивидуацией, и является конечным духовным утешением, которое Юнг может предложить своим ближним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в тупике.
Само собой разумеется, нам скажут, что сам Юнг не может нести ответственности за своих легковерных последователей, которые считают его великим религиозным или почти религиозным учителем. Можно сказать, что сам он отрицал существование у него намерения произвести на свет религиозную или философскую систему. В формальном смысле слова оба эти аргумента выглядят достаточно здраво. Юнг, безусловно, не является философом, тем более не является он верующим. Также не подлежит сомнению, что возрастающую поддержку, оказываемую юнговской психологии духовенством, можно считать не столько данью религиозности Юнга, сколько реакцией на мнение Фрейда, согласно которому религия — это одна из иллюзий, с помощью которых человек пытается смягчить суровость жизни и выстоять в глубочайших конфликтах, порожденных цивилизацией. В связи с этим тем более необходимо обратить внимание на то, что, на первый взгляд, искусно скрыто под массой юн-говского многословия — а именно: далеко не религиозная по своей общей направленности, юнговская система в основе своей атеистична. Никому не должно быть дела, существует ли Бог, а менее всего — Юнгу. Все, что необходимо — это «пережить установку», поскольку она «помогает жить». Если бы Юнг выступил с таким учением в те самые средние века, которые так ему дороги из-за его любви к алхимии, его наверняка сожгли бы на костре. Кроме того, он явно пошел по стопам своих предшественников-алхимиков. Ибо так же точно, как они проецировали свои бессознательные фантазии в форме химических исследований в природу материи, Юнг спроецировал в современную психологию сонм лжебогов и лжебогинь, выступающих под масками психологических понятий. Если верно, что каждый человек что-то добавляет к архетипическому содержанию юнговско-го Коллективного Бессознательного, можно с большой долей уверенности предвидеть, что когда-нибудь и юнговская система удостоится чести стать архетипом. Возможно, это уже произошло — ведь Юнг не только еретик, но и по сути идолопоклонник, создавший внутри психики множество богов и предлагающий другим людям сподобиться счастья думать о них.
То, что «религиозное мировоззрение» направлено на архетипическую идею Бога внутри, а не вне человека; то, что божество — это бессознательная установка наших предков в ту пору, когда они едва слезли с деревьев, сохранившаяся благодаря процессу наследования идей, а может быть, и не совсем идей; и то, что «дух» — это просто юнговский синоним Коллективного Бессознательного — все это может заботить или не заботить юнгианцев и христиан; но именно это в свое время отталкивало Фрейда с его языческим, по сути, мировоззрением. Говоря о том, что религия берет свое начало в детстве, и об арьергардных боях, которые ведут в защиту религиозных систем те, кому должна быть очевидна их непрочность, Фрейд сделал замечание, над которым не мешало бы поразмыслить тем, кто считают Юнга основателем новой Почти-Религии. «Хотелось бы, — писал он, — причислить себя к верующим, чтобы предостеречь философов, пытающихся сохранить религиозного Бога, заменив его безличной тенью, абстрактным принципом, такими словами: «Не произноси имя Господа Бога твоего всуе!»»
«8 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТИКА И АЛХИМИЯ Вверх 10 ИСКУССТВО»
Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|