Правда состоит в том, что ни одна психологическая теория не стоит той бумаги, на которой написана, если она не может дать объективного представления о структуре, функциях и динамике психики, не может проследить стадии психического развития от младенчества до преклонных лет, не может указать на основные факторы, вызывающие психические расстройства и соотнести их с механизмами, на которых основываются наиболее значительные проявления нормальной умственной деятельности, как индивидуальной, так и общественной.
Здесь возникает трудность, которая, на первый взгляд, должна помешать любым попыткам применить эти критерии для сравнительного исследования психологических теорий. Например, «классический» психолог, который в самых смелых своих путешествиях в глубины психики никогда не забирался дальше поверхностных слоев предсознания, где большая часть увиденного знакома ему, логична и безопасна, вполне может заявить — и, я полагаю, заявляет — что его описательная система удовлетворяет большинству указанных требований. Тем не менее, как однажды заметил Фрейд: «Психология, которая не в состоянии объяснить сновидений, также бесполезна и для истолкования нормальной психической деятельности и вообще не имеет права именоваться наукой». Фактически, с момента открытия Фрейдом бессознательного нельзя считать удовлетворительным ни одно описание умственной деятельности, которое не включает в себя полной характеристики бессознательных процессов. Приверженцы Юнга, возможно, сочтут, что такая аксиома создает по данному вопросу предвзятое мнение, поскольку утверждает ценность фрейдовской концепции бессознательного; однако на самом деле она не мешает проведению сравнений между фрейдовской и юнговской системами. Не подлежит сомнению, что до разрыва с Фрейдом Юнг открыто разделял его взгляды. То, что впоследствии формулировки Юнга в основе своей разошлись с его первоначальными взглядами, хотя и мешает сравнительному исследованию, дает нам удобную точку отсчета для сравнений — ведь рано или поздно нам неизбежно придется задать два вопроса. Во-первых, не имеет ли концепция бессознательного, выдвинутая Юнгом после его отпадения от Фрейда, нечто общее с фрейдовской концепцией бессознательного, и во-вторых, соответствует ли истине распространенный тезис, согласно которому те элементы юнговской теории, которые не имеют ничего общего с фрейдизмом и даже противоречат ему, более прогрессивны по сравнению с фрейдовскими концепциями.
«ПРЕДИСЛОВИЕВверх2 СТРУКТУРА ПСИХИКИ»
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.