|
13. Самообновляющаяся мать
В нашей сказке Природа-Мать в своих действиях выходит за свои собственные пределы, порождая нечто, обладающее сверхъестественными свойствами. Как говорили алхимики, «природа превзошла самое себя». Необычность яблок в том, что они растут и зимой, и летом. Они висят на яблоне в любое время года, а значит, являются вечными.
В связи с символическим смыслом яблок вспоминаются рассуждения Юнга в его эссе «Психология переноса». Он описывает такой тип переноса, который, будучи правильно понятым, может помочь индивидуации и, вместе с тем, берет свои истоки в самости. Бессознательное и психика человека в целом ощущают его как нечто «значимое». Можно сказать, что бессознательное порождает феномен переноса для достижения чего-то, а именно целостности или исцеления, недостижимых без осознания взаимосвязи с другим человеком.
Весьма затруднительно понять в этой сказке символический смысл исцеляющих яблок, не осознав суть этой проблемы. Взаимоотношения с другими людьми действительно являются частью процесса осознания, и наоборот, осознание чрезвычайно существенно для взаимоотношений с другими людьми. Однажды Юнг выразился так: вы не можете пройти процесс индивидуации на вершине горы Эверест, т. е. находясь в полной изоляции и не вступая во взаимоотношения с другими людьми.
Интроверт склонен полагать, что все происходит по его собственной инициативе; экстраверт, наоборот, отводит слишком большую роль другому человек); что тоже наносит немалый ущерб взаимоотношениям между людьми. Человек не может прийти к себе, не вступив в отношения с другим человеком, потому что начинает осознавать ту или иную сторону своей личности, только спроецировав ее на другого.
«Ну, разумеется, вы обязаны избавиться от проекции», — заявит интроверт, и действительно попытается устранить ее еще до того, как ее почувствует. Он часто не может понять, что этого нельзя сделать заранее, до установления прочных межличностных взаимоотношений. От проекции нельзя избавиться только с помощью силы воли. Человеку нужно признаться самом)' себе, а иногда и публично, что он очарован чем-то внешним, так как, восхищаясь чем-то прекрасным или ужасаясь при столкновении с отвратительным, мы, по сути, наблюдаем проявление части своей личности. Знать это очень важно. Конечно, рано или поздно появляется внутренняя потребность избавиться от проекции, и это происходит в связи с желанием по-настоящему узнать другого человека. В межличностных отношениях человек думает не только о себе; он признает свою потребность в другом. Любовь не предъявляет требований, ибо она не стремится к власти; она не имеет ничего общего с желанием доминировать.
Иногда очень трудно понять закон эроса и применить его на практике. Если мы не постараемся уяснить его, Тень, которую мы не признаем в себе, заставит нас ощутить свое пагубное воздействие на наши отношения с другими и помешает увидеть их цель. Зачастую проследить такие тенденции Тени в себе или в других удается только посредством анализа сновидений, ибо именно свою Тень нам обычно не удается увидеть в самих себе. В нашей сказке проблема Тени весьма оригинально сочетается с эросом. Темным теневым фигурам, злой мачехе и сводной сестре, тоже захотелось сорвать яблоки с чудесного дерева, хотя оно им и не принадлежит,— но им это не удается. Ветви яблони склоняются только к Маргарет.
Этот мотив перекликается с темой сказки «Сладкая каша», в которой чудесный горшочек хорошо готовит только в руках хозяйки. Нам нельзя упускать из внимания свою Тень, мы должны совершенно точно знать, что наши внутренние ценности не попали в плохие руки.
Сказка о маленькой земной коровке намного дальше развивает тему трансформации Природы-Матери, чем сказка «Сладкая каша». Хотя материнское бессознательное, воплощенное в образе лесной женщины, воспринимается как источник жизни, сознание следит за тем, чтобы каша не перекипела. Здесь Природа-Мать тоже ощущается как надежный источник пищи, но она не преобразует себя. Природа остается самой собой и никак не связана со своим противоположным полюсом — духовным началом.
С другой стороны, в сказке «Маленькая земная коровка» архетип Природы-Матери сначала воспринимается только как источник пищи и поддержки, но он гибнет, когда входит в соприкосновение с человеческой судьбой. Разумеется, архетип не может погибнуть, как не могут погибнуть боги. Они вечны. Но они становятся недосягаемы для человека, и тогда ему снова приходится искать пути доступа к ним.
В данной сказке закон Природы-Матери для сказочной героини представляет гораздо более серьезную проблему, чем для героини предыдущей сказки, и поэтому он сам подвергается трансформации и изменяется. Природное начало превращает самое себя в чудесное дерево, как алхимическая prima materia. В результате Природа-Мать становится носителем духовного таинства — плодов, помогающих достичь целостности.
«12. Исцеляющая природа-мать Вверх 14. Трансформирующая мать»
Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|