|
IV. Бессознательное рождение героя39 Даже тройная корона. 40 В христианстве порядок наследования такой: Иоанн — Христос, Петр — папа. 41 Бессмертие Моисея доказано тем, что он в сцене Преображения поставлен на одну линию с Идией. 42 Ср. Фробениус: Das Zeitalter des Sonnengottes. 43 Поэтому “сын” Божий имеет своим символом рыбу; в то же время грядущая мировая эра есть эра рыб. 44 Inman: Ancient pagan and modern Christian symbolism. 45 Плева зародыша? 46 Этрусский Тагес, “свежевыпаханный мальчик”, который выходит из только что проведенной на пашне борозды, тоже является наставником мудрости. В мифе о Литаолане у базутов (Фробениус, цит. произв. стр. 105) описывается, как чудовище проглотило всех людей, и осталась в живых одна только женщина, которая в хлеву (вместо пещеры; ср. низке этимологию этого мифа) разрешилась от бремени сыном, героем. Не успела она приготовить из соломы ложе для новорожденного, как он уже вырос и стал говорить “слова мудрости”. Что герой растет не по дням, а по часам, этот часто повторяющийся мотив как будто показывает, что рождение и кажущееся детство героя проходят так быстро потому именно, что рождение его, собственно говоря, означает возрождение: поэтому-то он затем так быстро свыкается со своей ролью героя. Ср.ниже. 47 Борьба бога Рэ с ночной змеей. 48 Ев. от Матфея, 3, 11. 49 Das Gilgameschepos in der Weltliteratur, т. I, стр. 50. 50 Отличие от жертвы Митры здесь, по-видимому, чрезвычайно характерно. Дадофоры представляют собою незначащих богов света, не имеющих доли в жертве. В жертве Христа нет вовсе животного. Эту роль играют там два преступника, претерпевающие ту же смерть. Сцена бесконечно более драматична. Внутреннее отвошение дадофоров к Митре, о чем мне придется говорить ниже, позволяет предполагать подобное же отношение между Христом и разбойниками. Сцена с Вараввой содержит в себе намек, что Христос, это — уходящий бог года, который был представлен преступником, тогда как бог наступающего года был отпущен на волю. 51 На одном памятнике, например, имеется следующее посвящение: D(eo) I(nvicto) M(ithrae) C(autopali) (Богу Непобежденному Митре Каутопату). Встречается также Deo Mithrae Caute или Deo Mithrae Cautopati в таком же чередовании, как и Deo Invicto Mithrae — или просто — Deo Invicto или даже только — Invicto. Случается также, что дадофоры снабжены атрибутами Митры — ножом и луком. Из этого можно заключить, что эти три фигуры представляют как бы три различных состояния одного и того же лица. Cumont: Text. et mon., стр. 208. 52 См. там же. 53 “Увеличиваясь втрое, Ормузд удалился от солнца”. Цит. там же, стр. 209. 54 Taurus и Scorpio — это знаки равноденствия для периода от 4300 до 2150 г. до Р. X. Эти давно потерявшие смысл знаки сохранились, следовательно, в силу консервативной привычки вплоть до послехристианской эпохи. 55 В известных случаях речь идет здесь также о солнце и луне. 56 Чтобы охарактеризовать индивидуальную душу и Вседушу, личный и сверхличный Атман, стих Упанишады употребляет следующее сравнение: “Два прекрасно-крылых, привязанных друга, Обнимают одно и то же дерево; Один из них ест сладкую ягоду, Другой смотрит, не едя, лишь вниз. К такому дереву дух, упавший вниз, В своем бессилии возносится печалью, охваченный безумием, Но когда он чтит и видит всемогущество другого И величие, от него убегает его печаль От кого гимны, жертвоприношения, обеты, Прошедшее, будущее, учения Вед происходят, Тот, как волшебник, сотворил этот мир, В котором другой запутан обманами”. Вариант (менее дословного, но достаточно точного и близкого к духу подлинника) перевода отрывка из Упанишад: Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|