|
V. АДАМ И ЕВА1. АДАМ КАК ТАИНСТВЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ 544 Как и Царь с Царицей, наши самые первые предки принадлежат к тем образам, посредством которых алхимики выражали символизм противоположностей. Адам упоминается гораздо чаще Евы, и по этой причине мы прежде всего и в основном будем заниматься им. Он даст нам большое количество материала, поскольку он несет в себе огромное разнообразие значений, которые проникают в мир алхимических идей из самых различных, разнородных источников. 545 Руланд определяет Адама, как синоним aqua permanens в противоположность Еве, которая символизирует землю. Вода — это главная таинственная субстанция, и поэтому является как трансформирующим элементом, так и подлежащей трансформации субстанцией. Поскольку "вода" — это синоним Меркурия, мы можем понять замечание Джона Ди, что "тот, другой Меркурий", который появляется в ходе работы, является "Меркурием философов, самым известным Микрокосмом и Адамом"1. В Rosinus Адам упоминается, как таинственная субстанция. Его коррелятами являются свинец и "Азох"2, оба, как и Адам3, обладающие гермафродитической природой. Дорн также говорит о том, что lapis называли "Адамом, который скрывал в своем теле невидимую Еву"4. Эта архаическая идея в наше время периодически превращается в продукт сумасшествия5. О дуалистической природе Адама говорится в "Gloria mundi": "Когда всемогущий Бог создал Адама и поместил его в рай, он показал ему две вещи из будущего, говоря при этом: "Смотри, Адам, вот две вещи: одна — нелетуча и постоянна, другая — летуча"6. 546 Стало быть, как трансформирующая субстанция, Адам — это тоже царь7, обновившийся в купели. Василий Валентин говорит в своем стихотворении: "Адам сидел в купели, сделанной старым Драконом, в которой Венера нашла себе спутника"8. 547 Это был смелый шаг (даже для воображения эпохи барокко) соединить Адама и Венеру. В стихотворении Венера является "фонтаном, хлещущим из камня и поглощающим ее отца вбирающим в нес: его тело и жизнь". Таким образом, она является образом, аналогичным образу Бейи, которая в своем теле разложила на атомы Габриция. В той же самой главе, в которой Руланд упоминает об Адаме, как о синониме воды, он утверждает, что Адама также называли "высоким человеком"9. Руланд был поклонником Парацельса, так что это выражение может вполне совпадать с парацельсовым "великим человеком", Адехом10, которого Руланд определяет как "нашего внутреннего и невидимого человека"11. 548 Соответственно, таинственная субстанция представлялась "внутренним" или Первичным Человеком, известным в Каббале как Адам Кадмон. В стихотворении Валентина этого внутреннего человека поглощает богиня любви явная нсихологема. определенного и типичного психического состояния, которое очень точно символизируется гностическим любовным приключением Нуса и Физис. В обоих случаях "высший духовный человек" -это более объемная, сверхорганизованная совокупность, которую мы знаем как Самость. Купание, погружение, очищение и утопление синонимы; и все они являются алхимическими символами бессознательного состояния самости, его воплощениями или, если точнее, символами бессознательного процесса, в ходе которого самость "рождается заново" и входит в состояние, в котором ее можно ощущать. Тогда, это состояние определяется, как "films regius". "Старый дракон", подготовивший купель, живущее в пещерах первобытное создание это, с психологической точки зрения, персонификация инстинктивной психе (как правило, символизируемой рептилиями). Алхимики как будто пытались выразить тот факт, что бессознательное само инициирует процесс обновления. 549 Купание Адама упоминается также в латинском манускрипте, который имеется в моем распоряжении, и в котором неназванное существо или создание обращается к Адаму следующим образом: "Слушай Адам, я буду говорить с тобой. Ты должен отправиться со мной в купель; ты знаешь, каким образом мы воздействуем друг на друга, и каким образом ты должен пройти сквозь меня. Так что я сделаю шаг к тебе с моими острыми стрелами, целя ими тебе в сердце. 550 Здесь Адам снова является трансформирующей субстанцией, "старым Адамом", который обновляет себя. Стрелы вызывают в памяти telum passionis Меркурия и дротики Луны, которые, как считали алхимики, мистики вроде Гуго из монастыря святого Виктора13, взяли из хорошо известной фразы в Песне Песней: "Ты ранил мое сердце"14. Оратор из манускрипта должен быть женщиной, поскольку непосредственно перед этим отрывком речь идет о сожительстве мужчины и женщины. 551 Оба текста указывают на священный брак, который предполагает определенное родство между sponsus и sponsa. Отношения между Адамом и Евой червычайно близки. В соответствии со старой традицией, Адам до создания Евы был андрогинен15. Стало быть, Ева больше была им самим, чем его сестрой. Священность весьма не библейского брака Адама, подчеркивается тем фактом, что свидетелем (paranymphys)* на этой церемонии был Бог16. Следы каббалистической традиции заметны во многих алхимических трактатах, начиная с шестнадцатого века. Оба наши текста относятся к относительно недавнему периоду и потому вполне укладываются в эту традицию. 552 Сейчас мы должны обратиться к вопросу о том, почему именно Адам должен был быть выбран в качестве символа prima materia или трансформирующей субстанции. Вероятно, это произошло прежде всего потому, что он был сделан из глины, "вездесущей" materia vilis**, которая аксиоматически считалась prima materia, и по этой самой причине ее было так исключительно трудно найти, хотя она была "постоянно на виду". Это была часть первоначального хаоса, massa confusa, еще не дифференцированная, но уже годная для дифференциации; стало быть, это было что-то типа бесформенной, эмбрионпой ткани. Из нее могло быть сделано все, что угодно17. Для нас. главной чертой prima materia является то, что она была, определена как "massa confusa" и "хаос", то есть подчеркивалось первоначальное состояние враждебности между элементами, беспорядок, который мастер своими Действиями постепенно превратил в порядок. Четырем элементам соответствовали четыре стадии процесса (tetrameria), обозначаемые четырьмя цветами. В ходе этих четырех стадий первона- Шафер невесты (греч.) Прим. ред. Материя ничтожная (лат.) — Прим. перев. чально хаотическая таинственная субстанция в конце концов обретала единство, становилась "Единым", lapis, который в то же время был гомункулусом18. Таким образом, Философ повторял работу Бога по творению, описанную в Книге Бытия 1. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он назвал свою prima materia "Адамом" и утверждал, что она, подобно ему, сделана или состоит из четырех элементов. "Ибо из четырех элементов были созданы отец наш Адам и его дети", сказано в Turba19. И Габир ибн Найян (Ябир)20 говорит в своей "Книге равновесия": Пентатей говорит касательно творения первого существа, что его тело было составлено из четырех вещей, которые потом передавались по наследству: тепла, холода, влаги и сухости. В сущности, он состоял из земли и воды, тела и души. Сухость пришла в него из земли, влага из воды, тепло — из духа, а холод — из души21. В литературе более позднего периода Адам часто упоминается, как compositio elementorum22. Поскольку он состоял из четырех космических принципов, то его называли Микрокосмом23. В "Tractatus Microns" сказано24: Даже и в этом случае человек называется малым миром [mundus minor], потому что в нем есть образ небес, земли, солнца и луны, видимый образ на земле и [в то же самое время] невидимый, по причине чего человек и называется малым миром. Поэтому Философы сказали о нем: Когда вода пала на землю, был создан Адам, который является малым миром2''. Сходное понимание Адама встречается и в других работах; так, в Pirke de Rabbi Eliezer сказано, что пыль, из которой Бог создал Адама, он собрал с четырех концов земли26. Раввин Меир (второй век нашей эры) утверждает, что Адам был создан из пыли, собранной по всему свету. Представители магометанской традиции, Табари, Масуди и другие говорят, что когда на земле не нашлось материала для создания Адама, ангел смерти принес землю трех видов: черную, белую и красную27. В сирийской "Книге из Пещеры Сокровищ" говорится: И они видели, как Бог выбирает из всей земли одну только пылинку, и выбирает одну только каплю из всего океана, и одно только дуновение ветра из всего воздуха, и чуть-чуть тепла из природы огня. И ангелы видели, как эти четыре слабых элемента, сухость, влага, холод и тепло легли на его ладонь. А потом Бог сотворил Адама28. Поэт Джелаладдин Руми говорит, что земля, из которой сотворили Адама, была семи цветов29. В сборнике английских загадок пятнадцатого века задается следующий вопрос о сотворении Адама: Оксенфордский учитель задал своему ученику следующий вопрос: Из чего был сделан Адам? Из восьми вещей: во-первых, из земли, во-вторых, из огня, в-третьих, из ветра, в четвертых, из облаков, в-пятых, из воздуха, с помощью которого он говорит и думает, в-шестых, из росы, которой он потеет, в-седьмых, из цветов, которые стали его кожей, в-восьмых, из соли, по причине чего слезы Адама солоны30. 553 Эти материалы определенно указывают на четвертичную и восьмеричную природу Адама, и в них также прослеживаются характерно-загадочные тройка и семерка: четыре элемента, четыре цвета, четыре качества, четыре типа настроения-'31 и три и семь цветов32. 554 Дорн называет ternarius (число три) "свойственным Адаму" (Adamo proprius). И поскольку ternarius был "потомком unarius" (числа один), то дьявол, у которого четная природа, ничего не мог с ним поделать, и вынужден был атаковать Еву33, "которая была отделена от ее супруга, как естественная двойственность от единства его ternarius"34 Витенер, комментируя Первое послание Коринфянам 15:4735, пишет: Как вполне определенно указывает Гермес, элементы расставлены по кругу, то есть по сторонам каждого из них расположены двое других, с каждым из которых у этого элемента есть одно общее качество; например, земля находится между огнем и водой, и обладает сухостью огня и холодностью воды. То же самое относится ко всем остальным элементам.. .36 Стало быть, человек, который является образом большого мира, и называется микрокосмом или малым миром (будучи малым миром, сотворенным по образу и подобию своего архетипа и состоящим из четырех элементов, он называется великим человеком), имеет также свое небо и свою землю. Ибо душа и понимание являются его небом; его тело и его чувства — это его земля. Стало быть, знать небо и землю человека — это то же самое, что обладать полным знанием о всем мире и всех природных вещах37. 555 Круговое расположение элементов в мире и в человеке символизируется мандалой и ее четвертичной структурой. Значит, Адам был quarternarius, поскольку он состоял из красной, черной, белой и зеленой пыли, взятой из четырех углов земли, и мог Дотянуться с одного края света до другого38. По мнению некоего Таргума, Бог взял пыль не только с четырех сторон света, но Также и из священного места, "центра мира". Четыре стороны света проявляются в греческих буквах имени Адама: анатолъ (восход солнца, Восток), дисис (закат, Запад), арктос (Большой Медведь, Север), месембрия (полдень, Юг)40. В "Книге из Пещеры Сокровищ" говорится, что Адам стоял на том месте, на котором впоследствии был воздвигнут крест, и что это место было центром земли. Адам и похоронен был в центре земли — на Голгофе. Он умер п пятницу, в том же часу, что и Искупитель'11. Ева родила две пары близняшек — Каина и Лебхудху, Авеля и Келимат -которые впоследствии переженились друг с другом (брак quater-nio). Могила Адама это "пещера с сокровищами". Все его потомки должны воздавать почести его телу и "не покидать его". Когда надвигался Потоп, Ной взял тело Адама в ковчег. Ковчег проплыл по водам потопа на крыльях ветра с востока на запад, и с севера, на юг, нарисовал таким образом крест на воде. 556 Адам был похоронен в точке, в которой "сходятся четыре стороны света; ибо, когда Бог создал землю, его сила простиралась впереди нее, и земля стремилась за этой силой с четырех сторон, подобно тому, как дуют ветры, и в этой точке его сила остановилась и обрела покой. И в атом месте будут отпущены грехи Адама и всех его детей". Над могилой, где впоследствии воздвигли крест, росло дерево, и там же был алтарь Мелхиседека. Когда Шем положил тело на землю, земля разошлась в четыре разные стороны, образовалась яма и виде креста, и Шем и Мелхиседек. положили в нее тело. И как только они ото сделали, земля сошлась с четырех сторон и покрыла тело опта нашего Адама и затворились земные врата. И это самое место было названо Местом Черепа, поскольку лежала там голова всего человечества, и Голгофой, потому что имело оно круглую форму, и Габбафой, потому что все народы собрались на нем42. "Там проявится сила Божья, ибо в этом месте четыре стороны света стали одной", говорится в эфиопских Clementines43. Бог сказал Адаму: "Я сделаю тебя Богом, но не сейчас; только по прошествии многих лет"'1'4. В неканонической "жизни Адама, и Евы" говорится, что Адаму были отданы восток и север рая, а юг и запад Еве45. В Pirke de Rabbi Eliezer сообщается, что Адам был похоронен в двойной пещере Макпела, и что Ева, Абрахам, Сара, Исаак, Ревекка, Яков и Ли были похоронены там же. "Поэтому эта пещера была названа Кириат Арба, Город Четырех, ибо были там похоронены четыре мужа и четыре жены"46. 557 Я не хочу нагромождать доказательства четвертичной природы Адама, а всего лишь хочу уделить ей должное внимание. С психологической точки зрения, четверка — это четыре ориентирующие функции сознания, две из которых относятся к восприятию (иррациональному), а две — к анализированию (рациональному). Мы можем сказать, что все мифологические образы, которые отмечены четверкой, относятся исключительно к структуре сознания. Стало быть, мы можем понять, почему Исаак Лурия приписывал Адаму все психические черты: он представляет собой психе "par excellence"47. 558 Представленный мной материал настолько красноречив, что никаких дополнительных комментариев не требуется. Адам обозначает не только психе, но и ее целостность; он является символом Самости, отсюда и зримый образ "непредставимого" Божества. Даже если все процитированные здесь тексты были недоступны алхимикам, знания трактатов Зосимы или определенных каббалистических постулатов им было вполне достаточно, чтобы понять, почему таинственную субстанцию назвали Адамом. Вряд ли мне есть нужда особо напоминать о том, насколько важны эти исторические заявления с психологической точки зрения: они дают нам ценные сведения о том, каким образом следует оценивать соответствующие символы из сновидений. Мы по достоинству оцениваем заявления, которые изначально задумывались, как метафизические, когда, мы демонстрируем их психическую натуру; тем самым мы подтверждаем их фактический характер. Но, относясь к ним как к психическим феноменам, мы изымаем их из недоступного царства метафизики, о котором нельзя сказать ничего достоверного, и это избавляет нас от вопроса, на который невозможно дать ответ "истинны" они или нет. Мы занимаемся исключительно фактами, понимая, что архетипичес-кая структура бессознательного будет порождать вновь и вновь, и вне зависимости от традиции, эти образы, которые появляются в истории всех времен и народов, и будет наделять их такими же значимостью и божественностью, какие были приданы им с самого начала.
2. СТАТУЯ 559 Древняя легенда гласит, что Адам был создан "безжизненной статуей". Здесь стоит заметить, что статуя играет таинственную роль в античной алхимии. В одном из наиболее ранних греческих трактатов, Книге Комариоса48, говорится: После того, как тело скрылось в темноте, [дух] нашел его полным света. И душа соединилась с телом, поскольку тело стало божественным благодаря его отношениям с душой, а он обитал в душе. Ибо тело облачило себя в свет божественности, и тьма ушла от него, и все соединились в любви, теле, душе и духе, и все стали одним; в этом и скрыта тайна. Но тайна реализовалась в их единении, и дом был запечатан, и статуя [???????] была возведена, полная света и божественности49. В данном случае статуя явно обозначает конечный продукт процесса, lapis Philosophorum или его эквивалент. 560 В трактате Ссниора статуя имеет несколько другое значение50; автор говорит о "воде, которая извлекается из сердец статуй". Сениор тождественен с арабским алхимиком Ибн Умайлем аль-Тамими. О нем говорили, что он открывал гробницы и саркофаги в Египте и изымал оттуда мумий51. Считалось, что мумии обладают целебными свойствами, и по этой причине кусочки трупов издавна упоминаются в европейской фармацевтике под названием "мумие"52 Возможно, что "мумие" использовалась и в алхимических целях. У Кунрата оно упоминается в качестве синонима prima materia У Парацельса, который мог быть источником для Кунрата, "Mumia balsamita" имеет что-то общее с эликсиром, и даже сама называется физическим принципом жизни5'1. Статуи, о которых говорит Сениор, вполне могли быть египетскими саркофагами, являвшимися, как нам известно, статуями-портретами. В том же самом трактате содержится описание статуи Гермеса Трисмегиста, стоящей в подземной часовне. Сениор говорит: "Сейчас я открою вам, что тот мудрец, который создал статую, спрятал в этом доме; в ней он представил всю науку в образе, и учил своей мудрости в камне, и открывал ее понимающим". Ми-каэль Майер комментирует: "Из сердца этой статуи и извлекалась вода". Он также упоминает о том, что произносящая пророчества статуя в Ахайя Фарис была посвящена Гермесу. 561 Раймонд Луллий говорит о "масле, которое извлекается из сердец статуй" и, более того, "посредством вымывания воды и осушения огня"55 Это чрезвычайно парадоксальная операция, в ко- торой масло явно играет роль связующего вещества. 562 Намек на статуи содержится в стихотворении Томаса Нортона "Алхимический молитвенник": Прав тот, кто святую алхимию любит, С помощью которой драгоценное лекарство добудет. От которого у него истинного Золота и Серебра прибудет. Примерами чего улица полна В городе Катилона. Того, о чем Раймонд Луллий, рыцарь, думал и гадал, Семь образов сделаны, чтобы истину он узнал. Три отлиты из серебра, то образы дам прекрасных, Четыре другие — золотые статуи рыцарей страстных. На одеждах их сверкают письмена, Говорящие о том, какою истина быть должна56. 563 Под "семеркой" следует понимать богов планет или семь металлов57. Связь "тройки" (Венера, луна, земля) с серебром (Луна) и "четверки" с золотом (Солнце) примечательна в том смысле, что тройка, как правило, считается мужским, а четверка — женским числом58. Поскольку Луллий несомненно был знаком с трудами Ссниора, то эта легенда представляется конкретизацией изречения Ссниора59. 564 Идея драгоценной субстанции, скрытой в "статуе", родилась очень давно и особенно верна в отношении статуй Гермеса или Меркурия. Псевдо-Дионисий60 говорит, что язычники изготавливали статуи (??????????) Меркурия и прятали в них подобие бога. Таким образом, они поклонялись не уродливому зародышу, а образу, скрытому внутри61. Платон имеет ввиду эти статуи, когда его Алкивиад говорит, что Сократ "очень напоминает фигурки Силена, которые можно увидеть в лавке скульптора, изображающие его с флейтой или дудочкой в руках; они полые, и когда их разбиваешь, то видишь что внутри у них находятся маленькие фигурки [????????] богов"62. 565 Тот факт, что существовали статуи Меркурия, со скрытым Внутри них настоящим богом, не мог не взволновать воображение алхимиков. "Меркурий" — это было наиболее любимое ими название существа, которое, в ходе работы, превращало себя из prima teria в совершенный lapis Philosophorum. Образ Адама охотно был взят в качестве библейского синонима алхимического Меркурия, во-первых, потому что он тоже был андрогинным, а во-вторых, из-за его двойственного аспекта, как первого и второго Адама. Второй Адам — это Христос, мистическая андрогинность которого является частью церковной традиции63. Ниже я вернусь к этому аспекту Адама. 566 В соответствии с маидеанской традицией, Адам был создан семеркой в форме "безжизненной плотской статуи", которая не могла стоять прямо. Характерное выражение "плотская статуя" часто встречается в маидеанской литературе и напоминает о халдейском мифе, сохраненном наассенцами, в котором говорится, что тело человека было создано демонами и называлось статуей (???????)64 Птахил, творец мира, попытался "вогнать душу в статую", но Манда Хайе, искупитель, "взял душу в свои руки" и завершил работу без Птахила65. В этой связи мы можем заметить, что в каббалистической литературе имеется описание статуи Адама66. 567 Поскольку в умах христианских авторов Адам всегда ассоциировался с идеей второго Адама67, то нет ничего удивительного в том, что эта идея вновь возникла в трудах алхимиков. Так Милиус говорит: Теперь остается вторая часть философской работы, гораздо более сложная, гораздо более возвышенная. Мы читаем, что именно на ней надорвались таланты и истощились все умственные силы многих философов. Ибо оживить человека гораздо труднее, чем убить его. В этом и заключается искомая Божья работа: ибо это великая тайна — создавать души и отливать безжизненное тело в живую статую68. Под этой живой статуей понимается конечный результат работы; а работа, как мы уже видели, была, с одной стороны, повторением сотворения мира, а с другой — процессом покаяния, по причине чего lapis понимался как воскресший Христос. В текстах иногда звучит и хилиастическая нота — упоминание о золотом веке, когда люди будут жить вечно, не зная бедности и болезней69 Что ж, очень примечательно то, что статуя упоминается в связи с эсхатологическими идеями манихейцев, как о том говорит Гегемонии: мир погибнет в огне и души грешников оцепенеют навеки, "а произойдет это тогда, когда придет статуя"70. Я не рискну судить о том, повлияли манихейцы на алхимиков или нет, но стоит заметить, что в обоих случаях статуя связана с конечным состоянием. Пересказанная Гегемонием идея недавно была подтверждена открытием оригинала работы Мани "Кефалайя"71. В ней сказано: В это время Отец Величия сотворил посланника и сияющего Иисуса, и Деву света, и Столп Славы и богов...72 Четвертое время, время, когда они заплачут, -~- это время, когда статуя (???????) поднимется в последний день мира...73 В тот самый час, когда поднимется последняя статуя, они заплачут...74 Первая скала — это столп (??????) славы, совершенный человек, который был вызван величественным посланником. .. Он родил весь мир и стал первым из всех рождающих...75 Разумный элемент (voepov) пробрался в столп славы, а столп славы — в первого человека...76 Одежды, названные Великим Одеянием, — это пять разумных элементов, которые сделали совершенным тело столпа славы, совершенного человека77. Из этих отрывков ясно, что статуя или столп — это либо совершенный Первичный Человек (??????? ????????), либо, по крайней мере, его тело, как в начале творения, так и в конце времени. 568 Статуя в алхимии имела еще одно значение о котором стоит упомянуть. В своем трактате "De Igne et Sale" Вигенер называет солнце "глазом и сердцем разумного мира и образом невидимого Бога", добавляя при этом, что святой Дионисий называл его "ясной и понятной статуей Бога"78. Вероятно имелся ввиду трактат Дионисия De divinis nominibus (ch. IV): "Солнце — это зримый образ божественного величия"79. Вигенер перевел слово ????? не как "образ", а как "статуя", что не согласуется с латинским текстом сборника, опубликованного Марсилио Фичино в 1502-Згг., к которому он мог иметь доступ. Почему он перевел ????? как "статуя", понять трудно. Возможно он хотел избежать повторения слова "образ", стоящего в конце предыдущего предложения. Но возможно и другое — слово "сердце" вызвало в его памяти фразу Сениора об извлечении "из сердец статуй". Это вполне могло случиться с образованным алхимиком. Впрочем, следует подумать еще над одной возможностью: из того же самого Трактата явно следует, что Вигенер был знаком с Зохар. Там Хайе Сара, комментируя Книгу Бытия 28:22, говорит, что Малхут называют "статуей", когда она едина с Тиферетом80. В Книге Бытия 28:22 сказано: "Этот камень, который я поставил памятником, Будет у меня домом Божьим"81. Камень явно служит напоминанием о том, что верхнее (Тиферет) соединилось с нижним (Малхут): Тиферет (сын)82 соединяется с "Матроной"83 в священном браке. Если наше предположение верно, то статуя могла быть каббалистическим эквивалентом lapis Philosophorum, который тоже является единением мужского и женского. В той же самой главе Вигенерова трактата солнце появляется в роли жениха84. Поскольку несколькими предложениями ниже цитируется святой Августин, то возможно, что Вигенер думал об отрывке, в котором Августин говорит: Подобно жениху Христос вышел из своего жилища с предчувствием свого брака в миру. Он помчался словно гигант, ликуя, и бросился на брачное ложе креста, и взойдя на крест, он вступил в брак. И когда он ощутил вздохи создания, то движимый любовью, он предал себя пыткам вместо своей невесты. Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|