ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В СОЗДАНИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЭТЮДОВ В ТАНЦЕ
«В глазах педагога должен гореть огонек, который поможет разжечь костер в душе ребенка!»
М. В. Краснокутская
ЭСКИЗЫ.
Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольном возрасте объединяет все аспекты программы музыкального воспитания: вокал, музыкально — ритмические движения, танцы, детский оркестр, драматизация. Благодаря этому разноцветью в палитре искусств, мне удается раскрыть красоту музыкального образа, эмоции.
Скачать: ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В СОЗДАНИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЭТЮДОВ В ТАНЦЕ (полный конспект)
Особую роль в своей работе с детьми по музыкальному воспитанию отвожу любимому мною направлению, которое оправдывает все ожидания – музыкальные театрализованные этюды – эскизы. Я использую их во всех видах своей творческой музыкальной деятельности.
Вы увидите эти легкие "наброски" в представленных мною фотографиях: "Лебеди"; «У самовара», "Чародей, Одиллия, Принц", «Метель и свечи» и в других танцах.
Это «особые» танцы, которые я на своих выступлениях представляю как эскиз в танце. ("наброски", "зарисовки").
Главным отличием эскиза является то, что он имеет свою индивидуальную сюжетную ёмкость образа, следовательно, несёт в себе смысловую нагрузку. Без этого вся, казалось уже поэтапно продуманная, построенная и проделанная работа над композицией, вдруг, рассыпается мелкими осколками, не оставив никакого отклика в душе у зрителя.
В моих эскизах не прослеживаются частые смены танцевальных движений и выполнение различных комбинаций построений, не присущи та динамика и техничность, которая свойственна всем хореографическим танцам.
Но, в них есть одна немаловажная особенность – возможность разбудить и слегка прикоснуться к душе зрителя!
Эти зарисовки будут интересны и доступны детям дошкольного возраста в исполнении, они помогут донести до зрителя всю глубину чувств и ярких незабываемых переживаний созданного образа в танце!
Это одно из моих направлений, которое помогает не только выявить и раскрыть потенциал ребенка, но является для него той незримой подсказкой при создании задуманного!
В работе каждого педагога, главными связующими являются: последовательность и систематичность.
Без этих двух базовых составляющих обольщаться на успешный результат бессмысленно!
Детей, начиная с младшего возраста, очень увлекает многогранность игр во всех видах музыкальной деятельности, предусмотренной программой музыкального воспитания в ДОУ.
На занятиях стараюсь вовлечь ребят в различные игровые ситуации по заданиям, в которых они стараются проявить своё творчество, свою индивидуальность во всех видах музыкальной деятельности предусмотренной программой воспитания: пение, музыкально-ритмические движения, танцы музыкальные игры, детский оркестр!
Я всеми силами способствую этому!
Тщательно продумываю сценарий, особо трепетно подбираю музыкальный материал, костюмы и их элементы, которые играют далеко не последнюю роль при создании задуманного персонажа.
На музыкальных занятиях отвожу время для обучения детей элементам пантомимы (мимика, жесты, позы, движения). Это очень помогает при создании своего образа!
В различных эскизах побуждаю детей не стесняться проявлений своих чувств, эмоций, не прятать в себе, а выражать их в мимике, жестах, в позе и т.д.! Особо отмечаю в исполнении естественность и искренность!
На ум приходят строки поэта Сергея Есенина «…руки — пара белых лебедей…» Представили? И сразу всё стало ясным и понятным!
Вот такими «поющими», трепетными, выразительными должны быть руки в создании любого сценического образа, будь это танец или драматизация.
И эту работу с детьми надо начинать с младшего дошкольного возраста, т.к. дети очень восприимчивы, им еще не присуще чувство отрицания, они искренно верят и доверяют своему педагогу.
Начиная с младшего возраста делаю акцент на маховые движения рук. В этом мне помогают упражнения и танцы с предметами (цветы, платочки, листочки, султанчики, дождик, снежинки) и др.
Малыши растут и с каждым годом композиции танца усложняются, добавляются всевозможные новые комбинации движений, и эти дети, уже старшего дошкольного возраста, с небывалой легкостью исполняют красивые взмахи лентами, кружась в вальсе на своём выпускном вечере.
Нисколько не сомневаясь в этом, пишу о том, что в нашем музыкальном зале «витает муза творчества и вдохновения», конечно, это очень способствует творческой деятельности детей!
Со старшими дошкольниками во время разучивания танцевальных элементов движений, очень рекомендую использовать в работе образные пояснения. Использование их в работе приводит к отличному результату!
Знакомство с танцевальным элементом «Припадание».
Во время разучивания с детьми, даю ему образное название «Раненая птица».
Музыкальный руководитель:
- Ребята! Птица хочет взлететь ввысь, приподнимается, тянется к небу (дети встают на носок правой ноги, коленки выпрямлены, носок левой ноги приподнят над полом), но лапка её не совсем оправилась и наша птица припадает на здоровую лапку (левая нога детей припадает на полусогнутое колено, у правой ноги носок отрывается от пола, колено полусогнуто). А птица упорно пробует взлететь вновь и вновь…
К своим творческим танцевальным — этюдным композициям, прилагаю фотографии выступлений детей МБДОУ № 16 «Медвежонок» г. Химки.
«У самовара» слова и музыка Фанни Гордон
Танцевальный этюд впервые представлен в мюзикле «Муха-цокотуха», исполненный в 1991 году. Композиция обыгрывает встречу Мухи-цокотухи с Комариком, её ожидание Комара, чаепитие и последующее кульминационное веселье.
«Испанский танец» музыка П. И. Чайковский
Впервые был исполнен во время постановки-театрализации сказки «Лебединое озеро» в 2010 году.
Юная солистка в танце сумела передать образ самоуверенной, дерзкой, коварной Одилии, и возможность быть разной, показывая то одну, то другую сторону своего образа. Это особенно подчеркивается, когда Злой волшебник прикрывает и открывает ее плащом, а также в финальной части танца видно торжествующее лицо и поза героини, когда перед ней склонился коленопреклоненный принц.
«Королева всех мышей на балу» Р. Паулс
Этот эскиз в танце создан в 2008 году во время постановки новогоднего спектакля «Щелкунчик». Во время нашего спектакля звучала музыка П.И. Чайковского, но только в этом этюде я обратилась к песне Р. Паулса «Делу время, потехе час», т.к. текст и музыка этой песни являлись самой удачной подсказкой к передаче образа Мышильды и Придворных. Лучше и не придумаешь! А исполнение танца детьми, говорит само за себя.
Видны артистизм юных артистов, коммуникационные качества, радость совместного выступления, ориентировка в перепостроениях и смене танцевальных движений.
«Волшебник Севера и чайки»
В танцевальном эскизе использовались фонограммы этнического горлового пения малого народа Севера в исполнении пения Шаманов и финской народной танцевальной музыки.
Эту яркую зарисовку я давно вынашивала в своих творческих планах, но такой возможности не представлялось из-за тематической специфики танца.
Но когда в 2010 году обратилась к творчеству Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева», этот звёздный час настал!
При постановке эскиза ставила следующие задачи: создание целостного образа Волшебника Севера, его слияние и тесное общение с живой природой, а также передать в танце основные этнические движения.
«Метель и свечи» В. Евзеров
Эскиз был создан и исполнен в новогоднем спектакле «Щелкунчик» в 2016 году. Были поставленные мною задачи: показать пластичность, воздушность, красоту движений, передать сложность различных танцевальных комбинаций, а также создать сказочный, живой образ «Метель и свечи». В танце мною показана драматизация невозможности дружбы холодной вьюги и хрупкого, маленького огонька свечи. В финале танца свеча гаснет.
«Лебеди» музыка С. Рахманинова
Задачей этого воздушного танцевального наброска являлось показать красоту и пластику танцевальных движений. Особый акцент был сделан на пластичность взмахов рук детей, передающих создание образа крыльев. Умение использовать в танце элементы пантомимы, помогающие в создании образа: мимика лица, выражение глаз, наклон головы, взмах рук, принятие различных выразительных поз. Красота движений в исполнении танца «Лебеди» должна полностью соответствовать образу и звучанию прекрасной музыки С. Рахманинова.
Принимая участие на праздниках, в конкурсах, в концертных номерах, нашим детям даётся прекрасная возможность осуществить свою мечту, возможность почувствовать себя АРТИСТОМ на сцене и главное, получить радость и удовлетворение от своего выступления!
И в заключении, я хочу поделиться с Вами самым главным и сокровенным для меня!
Мною уже давно было замечено, что душа ребёнка больше настроена на композиторов — мелодистов, ему ближе и понятнее музыка Чайковского, Моцарта, Шуберта и таких композиторов немало в классической музыке. Почему это происходит?
Это объясняется очень просто!
Ребенок изначально рожден с гармоничной душой!
Поэтому для детей дошкольного возраста должны звучать только самые лучшие и прекрасные музыкальные произведения!
Это и побудит тело наших юных артистов откликнуться, снять некоторую зажатость, раскрепоститься и «зазвучать» в танцевальных движениях, проявляя себя и в легком наклоне головы, и в необыкновенной, воздушной пластике рук.
Во время своих выступлений мои воспитанники так естественны и гармоничны!
В такие минуты меня переполняют чувства радости, какой-то, небывалой окрылённости в душе, а главное, гордости за них.
К этому результату мы пришли вместе!
|