|
Придавать смыслы, чтобы не предать себяАвтор статьи: Алексей Фисун
Большинство из нас в подростковом возрасте задавались вопросом о смысле жизни. Помните ли вы сейчас свои поиски и то, каким был ваш собственный ответ? Все дело в том, что чужой смысл жизни нас не очень интересует и устраивает. Нужен только свой. И своим он становится в результате поисков и осмысления себя. То есть нам нужен именно что личностный смысл. Который нельзя получить – его можно только найти. Значение имеет не только смысловое содержание, но и то - живете ли вы в соответствии со своим личным смыслом. И удается ли вам его реализовывать. А сколько у вас тогда, в юные годы было найдено смыслов? Один? А почему только один? Сейчас я вам расскажу свою идею: каждый человек проживает столько жизней - сколько он сам находит смыслов для нее. Когда же человек теряет смысл своей жизни или он его полностью реализовал - то и жизнь его заканчивается. По крайней мере - осмысленная, живая жизнь. Поэтому, чтобы живая жизнь не заканчивалась долго (не от слова долг) у неё должно быть много смыслов. Смысл это осознавание и понимание значимости того, что, как и зачем вы делаете в этом мире. Значимости лично для вас. То есть смысл – это понимание значения и предназначения вашей жизни. Осмысленной жизни. Какими бывают смыслы? Многие люди видят только социальные смыслы жизни - в том, чтобы исполнять свои социальные роли:
Да, конечно, это вполне осмысленное существование, но где здесь вы? Лично вы? Почему именно вы занимаетесь этим? Ведь эту работу, функцию может выполнять множество других людей. И что, когда вас уволили вы – то вы сразу потеряли смысл всей вашей жизни? Бывает и так, но, на самом деле, если человек увидел свой смысл, то кто же его сможет отнять? А если смогли лишить смысла – значит, это не было вашим личным, личностным смыслом. Вы просто имитировали осмысленную жизнь. Да, вы это и сами прекрасно чувствовали изнутри - в виде скуки, потери внутренней мотивации, прокрастинации. Китайцы говорят: никто не может у тебя отнять того, что ты съел и того, что ты увидел. Это же касается и смысла, если вы смогли его увидеть – «развидеть» его уже не получится. Чем выше ваша когнитивная сложность - тем больше смыслов вы можете увидеть и придать своей деятельности. Потому, что придание смыслов – это деятельность на мета-когнитивном уровне. То есть на уровне между волей как способностью организовывать целесообразную деятельность и интеллектом, как навыком сопоставлять факты и анализировать реальность. По-хорошему говоря – способность придавать смыслы своей активности – это очень адаптивная функция, потому что она делает вас «прошаренным» и адекватным. Чтобы увидеть нужные смыслы – необходимо быть в поле реальности, снять розовые очки и познакомиться с тем уровнем многообразия и хитровымышленности Вселенной, который вам доступен на данный момент. Какие-то смыслы вы знали давно, какие то открыли для себя только сейчас. Не отказывайтесь ни от чего. "Доброму вору всё в пору", как говорят наши добрые соотечественники. Больше смыслов - значит больше жизней, которые вы проживаете здесь и сейчас. Самая заветная мечта человечества – бессмертие. А смыслы, как и мыслеформы, как и репутация – бессмертны. Вы же знаете, что «рукописи не горят». Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь Книга Екклесиаста, или Проповедника. гл. 1, ст. 17—18 Смысл, в отличие от мудрости, вещь чувственная - ведь смысл даёт драйв, завод, дающий возможность жить. Именно поэтому осмысленности как и осознанности - никогда не бывает много. На практике мало кто страдает от избытка смысла, скорее отсутствие смысла создает страдание экзистенциального толка, когда "Вышел, чтоб идти к началу начал, но выпил и упал вот и весь сказ" (с) БГ. В природе существует два основных вида смыслов: процессуальные и целевые. Процессуальные более живучи, чем целевые, потому что живут внутри временных циклов, а циклы, как вы знаете - могут закручиваться в спираль. Например, процессуальный смысл: «жить, чтобы множить жизнь и помогать ей размножаться». Люди с таким смыслом сначала живут для себя, потом помогают расти и развиваться своим детям, потом внукам, потом правнукам и это может продолжаться долго, так долго, что может и надоесть. Процессуальный смысл - для того, чтобы проживать несколько осмысленных жизней одновременно. Это значит, что вы живете в нескольких семантических пространствах. Это как будто идет одновременная трансляция на разных каналах и в разных измерениях. И вы всегда остаетесь в выигрыше - если какой-то смысл дал сбой или потерялся - у вас в запасе еще несколько! Целевой смысл даёт энергию для своего достижения, но когда цель достигнута, то этот смысл исчезает. Например, у человека может быть цель взойти на Эверест или переплыть Ла-Манш. Он к этому готовится, тренируется, деньги собирает. Когда дело сделано, то этот смысл элиминируется, растворяется, исчезает. И если вся жизнь была посвящена только этой цели, то ее реализация может стать серьезным мотивационным кризисом. Если же смысл становится процессуальным, например, переплыть все знаменитые проливы или взойти на высшие точки всех континентов, то этого хватит надолго. Такую ситуацию можно назвать множественным смысло-образованием. Множественные или серийные смыслы могут укладываться один в другой по принципу матрёшки. Известно много случаев, когда мужчина, который сам строил свой дом, закончив многотрудное строительство, довольно быстро умирал после этого. Это происходит от того, что реализация такого мужского смысла как строительство дома - требует мобилизовать очень много жизненных ресурсов. И когда дело сделано - сил жить дальше не остается, потому что смысл был целевым, а цель достигнута. Такая печальная ситуация может сложиться если человек вложил всю свою самореализацию в одну единственную цель. Автор этих строк, самостоятельно построивший уже три дома – все еще с вами потому что является приверженцем собственной теории множественных смыслов. Подробнее об этой теории читайте здесь: https://www.psyoffice.ru/article/97582/ Чтобы смыслов было много – их можно и нужно диверсифицировать, т.е. создавать различные варианты, направления. Диверсификация может быть связанной и несвязанной с основным смыслом. Например, у меня один из основных смыслов – умение создавать и находить красоту. Связанная диверсификация в этом случае – это различные виды творчества, которыми я занимаюсь: керамика, живопись, мозаика, ландшафтный дизайн, ленд-арт, вот это всё. А несвязанная диверсификация – это, в моем случае - интерес к психологии творчества, изучение биографий великих художников, гениев науки и т.п. Когда вы научитесь придавать смыслы, размножать и диверсифицировать, то вы сможете приступить к созданию Дерева Смыслов и участвовать в Игре со Смыслом. Но об этих когнитивно-сложных методиках мы поговорим в отдельных статьях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|