Не собиралась писать эту статью, но ничего не могу поделать! Архетипическое бурлит! Буду реабилитировать социально успешных женщин от штампа «заблокированной в детстве женственности», ибо именно такую фразу я давеча прочитала в одной из статей здесь, на b17.
именно те девушки, женственность которых была заблокирована в детстве, добиваются большего успеха в социальной реализации.
Как говорил Незнайка — да что же это делается-то, братцы!? Ведь именно социально успешные женщины, то есть успешно реализующие себя в социально важной области, психологии, публикуют статьи на этом сайте! За что же их так? Поскольку автор той статьи полемики на тему не поддержала, а удалила мои комментарии, это отличный повод для написания материала. Рассмотрим тему!
Для начала, по поводу любых однозначных утверждений о проявлениях женственности и её блокировке. Дело тут вот в чём: я в России давно не живу. За годы моих путешествий и жизни в разных странах и разных культурах я не только видела женщин в этих самых разных культурах — но и моя собственная самоидентификация, в том числе идентификация себя как пребывающей в женском теле, проходила через значительные приключения. Ибо самоидентификация — она во многом меняется при смене декораций: социальных, экономических, климатических. Скажем, ощущала бы я себя женщиной на Крайнем Севере — или лишь только большой ледышкой с одной целью бытия: перейти в иное агрегатное состояние, то есть согреться? Где была бы в этот момент моя женственность? Этого эксперимента я постараюсь избежать, не люблю холод! Но есть у меня в анамнезе эпизод, когда старая индейская женщина в амазонском поселении отчитывала меня: «Что ты за женщина, чапу (напиток из несладких бананов) делать не умеешь, рыбу в листьях готовить не умеешь! Чему вас только там учат?» Она отчаянно мотала косматой головой — и я ощущала себя никудышней женщиной, ничему не обученной, и все мои кулинарные достижения в тот момент ничего не значили. Я не умела жарить бананы на огне, и огонь разводить так, как надо, не умела - и поэтому моя женственность в глазах той старухи стремилась к нулю! Это я о чём? Об относительности? Да! но не только!
Я о разнообразии манифестаций ЖЕНСТВЕННОСТИ, то есть, более привычным мне языком — ЖЕНСКОЙ СИЛЫ. Как я писала ранее, дихотомию «сила — слабость» приравнивать к «мужское — женское» считаю грубейшей логической ошибкой! А утверждения в духе «Сила женщины в её слабости» — так и попросту — мыслевирусами, запущенными хилыми мужчинами.
Настоящая женственность позволяет себе быть ведомой. Она не стремится соревноваться и доминировать. Это удел мужчины.
Это не шутка. Это из той же статьи. В Европе в Средневековье просто сжигали «ведьм», помните? - пол Европы пережгли — до сих пор невест из развивающихся стран выписывают, ибо женской силы теперь недобор. Сила женщины отличается от мужской по качеству, но это сила, а не её отсутствие. Зачем сильному наполненному партнёру пустой сосуд?
Расскажите индейцу, что сила женщины — в её слабости.
Рассказывает одна белая знакомая девушка про то, как ходила гулять в джунгли с молодым индейцем: «На обратном пути он ушёл далеко вперед, а я не могла перейти речку, сидела на камне и плакала. И когда я смогла вернуться, и он был уже в лагере, и я высказала ему, что он меня бросил — он очень удивился и спросил: А ты что, такая слабая?
» Слабые мы, по их мнению. И это не достоинство. )
А сейчас — психологическая аргументация. Я уверена, что мои читательницы — дамы грамотные, и такую азбуку, как «Богини в каждой женщине» Дж.Ш.Болен, книгу по женской архетипической психологии, давно читали.
Как юнгианский психоаналитик, автор описывает многообразие нормальных различий в женском поведении (а не «правильную» норму и «неправильное» отклонение). Все основные сюжеты психической жизни современного европейского человека, осознает он или нет, отражены именно в греческих мифах, в поведении богов и богинь. Это как проторённые дорожки, по которым катятся наши смыслы и реакции. В том числе и гендерные роли! Как известно, мир олимпийских богов, Олимп — это мир патриархальный, то есть управляемый мужчинами. Женщины должны к этому миру приспосабливаться. В другие времена и в других местах работают иные мифологические схемы, но для белого человека сейчас — вот так.
Между тем, Богинь на Олимпе было целых 7. А не 1. И, представьте себе, все — разные!
Далее следуют мои субъективные наблюдения. В ментальности российских женщин чаще всего я наблюдаю яркие проявления традиционных ролей: Персефона (хорошая дочка), Деметра (заботливая мать), Гера (верная жена). Это женщины при мужчинах, вписанные в мир, где правят мужчины, на специфических, жестко закрепленных ролях. Именно эти роли считаются подобающими женщинам, на чем зачастую и играют психологи, «пробуждающие женственность».
В меньшей степени я наблюдаю у россиянок полнокровную манифестацию независимых богинь: Афина, Артемида и Гестия, играющих в мире мужчин по иным правилам. Они независимы и не стремятся стать зависимыми от мужчин. Афина входит в мир мужчин на равных, Артемида обособляется, Гестия отдаляется. Они никогда не выходили замуж, их никогда не подавляли, не соблазняли, не насиловали и не похищали мужские божества или смертные мужчины. Заметьте, в мифах уже всё описано: все 3 при этом остаются богинями в своей божественной силе, то есть это ТОЖЕ ВАРИАНТЫ ЖЕНСКИХ РОЛЕЙ, а не компенсация «заблокированной в детстве женственности».
Когда богини рассматриваются как образцы нормального женского поведения, женщина, в большей степени соответствующая мудрой Афине или соперничающей Артемиде, а в меньшей — Гере-жене или Деметре-матери, получает возможность ценить себя как самостоятельную личность — активную, беспристрастную в своих оценках и ориентированную на достижения. Она, вопреки диагнозу Фрейда, не страдает из-за маскулинного комплекса и не считает, что ее жизненная позиция обусловлена анимусом и маскулинна по своей сути, как того хотелось бы Юнгу.
Дж.Ш.Болен
И в наименьшей степени я наблюдаю проявления архетипа Афродиты — алхимической, эротической, творческой богини.
Но зато в психической сфере россиянок я всё чаще встречаю проявленным архетип, который НЕ укладывается в схему моделей поведения, заложенных в древнегреческом: это Василиса Премудрая (Прекрасная)! Сильная, умная, красивая. И - другая.
Махнула левым рукавом — и полетели белые лебеди. Она, кажется, вообще не принадлежит патриархальному измерению (как и баба-Яга, кстати, другой наш сильнейший архетип). Сказать по честному, происходящее в России настолько же лишено логики, как и столетия назад, когда умом Россию было не понять — что, похоже, не налазят на российскую женщину европейские архетипы, трещат по швам. Как ни стараются россиянки, ходят на тренинги раскрытия женственности, прочей дурью занимаются. А когда дойдет до дела, тогда как в анекдоте: «Если я держу руки в боки, мне всё равно, с какой стороны у тебя тюбетейка». Большую силу, как шила в мешке, не утаишь, и не надо по этому поводу себя терзать, если психологи рассказали, что женщина обязана быть слабой, и, конечно же, мирной!
Барану нужна овца, что естественно. Льву — львица. Мастеру — Маргарита. А если кто-то требует, чтобы львицы блеяли, как овцы — так это до поры до времени. Пока львицам не надоест подыгрывать. И попробуйте сказать львице, что она социально успешна, потому что у неё «в детстве заблокирована женственность».
Да! Кто не читал «Богини в каждой женщине» Дж.Ш.Болен — обязательно прочтите, рекомендую! Увидите, фонит ли через вашу жизнь какая-то греческая богиня, не играете ли вы по предзаданным сценариям, не зная того сами. И ещё есть «Боги в каждом мужчине».
А если в вашем опыте есть состояния, выходящие за рамки описанных в книге «Богини в каждой женщине» архетипов женственности — расскажите, пожалуйста, в комментариях! Ну, очень интересно!
Если вам понравилась статья - пожалуйста, нажмите кнопочку "сказать спасибо"! Это поможет статье подняться в рейтинге, и тогда её смогут прочитать больше людей! Спасибо! )
Мои другие статьи об архетипических силах:
Под покровом Чампаки! Аромат женщины или...?
3 фильма о неудобной феминности: Маска, Тень и Сила
Как запускать самоисцеление. Франжипани
Интервью с шаманом: как общаются с растениями?
Смертосияние Франжипани