Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья». Часть 3. Символическое значение одежды

Имидж терапия  искусство кройки и шитья  Часть 3 Символическое значение одежды

Красивая одежда, что рекомендательное письмо.

(итальянская пословица)

 

Чем хуже у тебя идут дела, тем лучше ты должен одеваться.

(английская пословица)

 

Хорошая одежда плохого хорошим не делает

(осетинская пословица)

 

Прекрасная и в безобразной одежде прекрасна

(узбекская пословица)

 

 

«Я ношу только дорогие, брэндовые вещи…» - с этой фразы одна из моих клиенток начала рассказ о себе. – Я никогда не надела бы ширпотреб…»

О чем это? О самооценке, конечно, но и… о том, что одежда давно стала чем-то большим, чем просто одежда.

«Вряд ли кто из современных потребителей всерьез полагает, что, отправляясь в универмаг за очередным галстуком, босоножками или сумочкой, мы удовлетворяем свою потребность в тепле и физическом комфорте, как делали наши далекие предки, изготавливая одежды из шкур. Вероятно, даже у них шкуры делились не только на летние и зимние, но и на красивые и уродливые, престижные и простенькие, модные и устаревшие» (А.Фенько).

Одежда - это символ принадлежности к определенному «кругу», показатель статуса, места в иерархии…или, как минимум, наличия претензий на таковой, ведь одежда не всегда «говорит» правду о своем владельце, нередко бывает, что впечатление, создаваемое ею, оказывается ошибочным: бедная одежда не всегда свидетельствует о бедности того, кто ее носит (например, общеизвестно, что многие «неприлично» богатые люди на Западе одеваются очень бедно), а богатая одежда не всегда подтверждает достаток владельца (может на ее покупку уходят практически все сбережения?), но, одежда, которую вы выбираете, всегда некое сообщение, написанное на языке символов (хотите вы этого или нет)…

«Вы можете лгать на языке одежды так же как можете делать это на английском, французском или латыни, и этот вид обмана имеет преимущество; обычно нельзя обвинить лгущего в том, что он делает это сознательно. Костюм, говорящий о юности или богатстве, - в отличие от словесного утверждения, что вам 29 лет и что ваш доход измеряется шестизначной цифрой, - нельзя прямо опровергнуть или осудить» (А.Лури).

А раньше все было так просто…Одежда являлась надежным отличительным знаком, выражающим сложные понятия социальной жизни. Например, она ясно указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст…

Скажем, одежда могла рассказать, достигла ли женщина, брачного возраста, свободна ли она или уже замужем, есть ли у нее дети. Четко различалась одежда детей, взрослых, стариков, вдовых, солдаток, старых дев и т. п.

Одежда, бытовавшая в разное время, в разных сословиях и в разных местностях Руси, конечно, обладала специфическими чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений, орнаменте и т.д., но, тем не менее…

В качестве примера, возьмем, головной убор. "Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. На Руси девушки носили венцы (венец – символ девичества). Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом, или его похищал жених. Ее голову покрывали женским убором. Покрытая голова – «документ» о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.

Цвет одежды и орнамент. Например, в Вологодской области на рубашках беременных женщин изображалось дерево. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей – незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старухи. А вот, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин" (История Русского костюма).

 По одежде легко определялось общественное положение. Наряды знати во все времена выделялись тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и большей длиной…

Что касается обуви, то еще у древних само ее наличие традиционно являлось атрибутом свободного человека (рабы ходили босыми) и т.д. и т.п.…

А теперь?...

А что собственно изменилось? Да, с течением времени число сообщений, которые можно донести с помощью одежды до окружающих увеличилось, в оформлении внешности присутствуют вторые и третьи планы, скрытые значения и дополнительные уровни сложности…

Сегодня одежда сознательно используется для создания определенного впечатления (например, на Западе популярны пособия по умению одеваться – одеваться так, чтобы добиться в жизни успеха, выйти замуж, завести любовника и т.д.)…

«Человек сам, используя отдельные предметы как «слова» особой знаковой системы, способен составлять из них символические сообщения, выражающие его идентичность, ценности и личностные смыслы» (А.Фенько).

Но, такой «текст» даже проще «читать»… Одежда - является отражением личностных установок и жизненного стиля человека… Демонстрируя свою одежду, мы тем самым невольно демонстрируем свой внутренний мир. Во внешнем виде человека отражается его характер. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях он составлен - все это черточки, выявляющие индивидуальность владельца. Определенный элемент  иногда информирует о человеке больше самой подробной биографии, ведь многие из нас не задумываются о впечатлении, которое производят, и, чаще всего, в выборе одежды главную роль играет наше бессознательное – оно действует за нас…

Думаю, никто не будет спорить, что неопрятность в одежде, неухоженные волосы, грязные ботинки и тому подобное очень красноречиво говорят о самом человеке. Но, с другой стороны, человек, о котором хочется сказать «отутюженный с головы до ног», сдувающий с себя пылинки, с безупречно ровным галстуком и отполированными ногтями,

Посмотрите на ботинки:

Настоящие картинки,

И шнурочки, хоть куда,

И начищены всегда.

(из детского стихотворения)

с одной стороны импонирует, а с другой, порождает фантазию о том, что он склонен придавать чрезмерное значение мелочам и в других сферах жизни (некоторые специалисты даже считают, что особенно преувеличенную тщательность в одежде проявляют люди, страдающие обсессивно - компульсивным неврозом).

Тем не менее, не стоит недооценивать выбор одежды, ведь она уникальное средство привлечения внимания к своей личности, воздействия на других, создания определенного образа (и соответственно, определенного отношения)…

Помните?

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате, - рассказывает Чехов о Беликове («Человек в футляре»),

- И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник...»

Какой образ человека рисует ваше воображение? Скорее всего, портрет формалиста и зануды, все время опасающегося «как бы чего не вышло»…пытающегося «офутлярить» саму жизнь…Возникает ли у вас желание познакомиться с ним ближе? У меня вот как-то не очень (ну разве что из профессионального интереса, и то не особенно…).

В одежде важно все, начиная от фасона, цвета, ткани, фактуры, наличия дополнительных украшений и т.п., соответствия возрасту, статусу и ситуации…

Давайте внимательно посмотрим на окружающих (участников терапевтической группы, например). Вокруг нас – самые разные люди: дама «элегантного» возраста, с подведенными стрелками, яркими губами, в короткой юбке, девушка в камуфляже и солдатских ботинках, парень в официальном строгом костюме и тщательно начищенных ботинках, мужчина лет 40 в майке с изображением мультяшного героя и т.д.

Что бы вы подумали об этих людях, случайно встретив их на улице? О чем говорит их одежда? Что вас в ней привлекает, а что отпугивает?

Одежда, которая «говорит за нас»…

Если рассматривать человека как «товар» (цинично, но, тем не менее), то о чем «говорит» его «упаковка»? На какую целевую аудиторию она рассчитана?

"Нелепо тратить на упаковку больше, чем на сам подарок, но по ней встречают". (Е.Ермолова)

Например, одежда и общий внешний вид: «секси» (причем явно не соответствующий возрасту)? «Я еще молода, я пока на «сексуально-брачном рынке»…». "Сильно обтягивающая, неудобная мини-юбка, всегда выглядит как потребность в привлечении внимания к собственной сексуальности (особенно, если ее приходится постоянно одергивать). Открытость одежды в области груди тоже говорит сама за себя" (Куминов А.С). А уж в сочетании с ярким макияжем…

Мини-юбка - это не одежда.

Это - интрига.

(И.Карпов)

 «Детские» элементы одежды (например, детские рисунки на футболке) – обычно указывают на потребность в возврате в детское состояние опеки: «Я еще мальчик, не ждите от меня ответственности и серьезности»…Очень часто и поведение таких людей словно сообщает: «не принимайте меня всерьез. Я не принадлежу к категории взрослых, и на меня нельзя рассчитывать, как на взрослого». Такие люди игривы, но не как тот, кто любит играть, а как тот, кто не хочет (или не может) казаться серьезным. О трагических событиях говорят со смехом или беспечно, как будто они не стоят того, чтобы тратить на них время. Много рассуждают о своих недостатках (со склонностью к преувеличению). Достижения и успехи выставляются в смешном свете или за таким рассказом следует перечисление неудач. В разговоре часто перескакивают с одной темы на другую. Позволяя себе необычную свободу выпаливать наивные вопросы или прибегать к детской манере говорить, они показывают, что они еще маленькие…

Использование фотографий известных людей на майках (или определенных лозунгов и девизов) и т.п. может служить указателем потребности личности в авторитетах и кумирах (т.е. «намекать» на недостаточность властных качеств…) или выражать «жизненное кредо»… Присмотритесь внимательно, каким идеалам поклоняется человек? Что там на груди? «Серп и молот»? Ностальгия по давно минувшим временам? Или его смысл такой:

 

О чем это? Шутка? Может быть, может быть…

А может на майке написано вот это?…

 

Совсем другое впечатление, правда?

Стиль «милитари» у девушки? «Жизнь – это война (борьба). Я смотрю на вас из окопа, вы на «прицеле», если что «Получи, фашист гранату»?»…Такая женщина часто как воин защищает то, что для нее важно, она готова умереть за свои принципы…Энергична, непреклонна и беспощадна. На чужой территории не теряет ни решительности, ни спокойствия. Женщина-вызов…Боец… Ну, или женщина, которая хотела бы быть такой… (следует различать, является ли тот или иной элемент одежды или их сочетания проекцией внутреннего состояния, характера, или же проекцией внутренней нехватки, потребности для удовлетворения…).

Скучный «официоз» (униформа) всегда и во всем? «Я готов играть по правилам, придерживаться дресс кода, потому, что хочу «выиграть» в жизни»?» Формальная одежда для меня способ спрятать свою индивидуальность…? К идеальной униформе ближе всего военный мундир, на котором уставом определено место каждой пуговицы и каждого шва…Шаг влево, шаг вправо, расстрел…

Галстук – офисный ошейник. (Р.Алеев)

Демонстративно простая одежда (например, джинсы и хлопчатобумажная футболка на все случаи жизни) может свидетельствовать о стремлении не загромождать свою жизнь лишними вещами и сопровождаться девизом: «Жить внешне простой, но внутренне богатой жизнью». «Сторонники этого стиля добровольно отказываются от общепринятого потребительского кода, символизирующего коллективную идентичность буржуазного общества» (А.Фенько). И наоборот, дорогая, роскошная одежда на все случаи жизни: шелк, парча, меха…, присутствие украшений из золота, драгоценных камней…подчеркивает идею богатства, власти, ценности материальной стороны жизни. Такой образ «носителя» завораживает, ослепляет, восхищает или пугает…Людям, которые так одеваются в жизни важно обладать властью над другими, подчеркнуть свой высокий статус…

Одежда способна внушать человеку уверенность (или неуверенность) в себе, вызывать доверие (или недоверие) к нему у других…

Хорошая одежда поднимает человека не только в глазах окружающих, но и в собственных глазах. (И.Шевелев)

"Традиционно считается, что облачение в одежду, закрывающую все тело, как бы внешне поддерживающей внутренние ограничения и запреты, отражает потребность в защищенности и недостаточности властности для ощущения безопасности, а свободная, легкая и удобная одежда соответствует большей раскрепощенности. Как пример можно привести длинные, узкие юбки или платья – реально держащие ноги женщины («смирительные рубашки») и «комфортные» летящие просторные платья… " (Куминов А.С). Помните наряды хиппи с их идеей свободы?

- Ты не носишь обувь?
- Я не люблю держать ноги взаперти...

(К-ф «Босиком по мостовой»)

Хотя, не будем трогать одежду, характерную для представителей определенных субкультур, это отдельная тема…

А ведь одежда еще имеет цвет и фактуру.

Брюки или брючные костюмы на женщине (особенно из твердых, тяжелых, толстых, жестких материалов), выполненные в традиционно «мужских» цветах, вполне возможно свидетельствовуют о ее потребности во власти. Но, женщина в мужском костюме все равно остается женщиной… «Я создана из противоположностей, из силы и слабости, из света и тени» - говорит такой наряд. А "подчеркнутое использование мужчинами общепринятых «женских» элементов (украшений, традиционно женских цветов, например) в одежде возможно выражает потребность протестного увеличения своей сексуальности путём привлечения к себе дополнительного внимания (истероидность?)…

А что означает, одежда из меха и кожи? С одной стороны – шкура убитого существа на себе (символ власти), а с другой, одежда из меха зачастую используется как символ сексуальности: меховая шуба, как собственная шубка теплой и пушистой самочки" (Куминов А.С).

О чем «кричит» выбор красного цвета одежды? О демонстрации сексуальности или властности (либо потребности в ней)?

Это красное платье

Для чего ты надела,

Словно пламя в объятьях

Вольного костра?

(Штар)

Ах, это легендарное «красное платье»…"Красное" традиционно сливалось в понятии народа с "прекрасным", что нашло свое отражение в таких определениях, как "красна девица", "красно солнышко» и т.д.

Что мы знаем о женщине в красном платье?

 

Например:

Не женщина носит красное платье,

А красное платье носит женщину…

(автор неизвестен)

 

Женщина в красном платье опасна,

Взглядом пронзает мишень не напрасно,

Дразнит и манит движеньем невольно,

В плен увлекая всех добровольно

Н.Гусаровская

 

Красный запретным казался,

Влек и отпугивал нас.

В красное платье влюблялся

Каждый хотя б один раз.

Женщина в красном опасна,

Женщину в красном не тронь,

Женщина в красном – прекрасна,

Женщина в красном – огонь.

Михаил Гуськов. Женщина в красном

 

 «Американские ученые из Университета Рочестера нашли научное доказательство расхожей истины о том, что красный цвет в одежде женщины – лучший способ привлечь внимание мужчин. Исследование психологов появилось в журнале "Личность и Социальная Психология" (Journal of Personality and Social Psychology).

В эксперименте ученых приняли участие 100 аспирантов. Они должны были не просто оценить привлекательность и сексуальность женщин на фотографиях, но и рассказать, как они потратят сумму в 100 долларов, в случае назначения гипотетического свидания. Участникам эксперимента показывали фотографию одной и той же молодой женщины, при этом меняя цвет ее одежды (красный, синий, белый, серый и т.д.).

Как показало исследование, женщина в красном казалась мужчинам гораздо более привлекательной и желанной, чем та же самая женщина, но с другими расцветками одежды.

Как в результате выяснилось, мужчины приглашают на свидание женщин в красном чаще и готовы потратить на такую женщину в два раза больше. Психологи объясняют данное явление примитивными инстинктами мужчин, дело в том, что в природе красный служит оружием соблазнения: например, бабуинов и шимпанзе привлекают самки, демонстрирующие красные цвета. Красный - возбуждающий цвет, означающий одновременно и запрет и разрешение. Эта отличительная комбинация и придаёт красному платью такое сильное влияние. С одной стороны остерегайтесь, опасайтесь, знак «стоп», но с другой стороны, обратите внимание и подходите поближе. Красный цвет также делает саму женщину более дерзкой и решительной».

Одежда должна быть уместна, соответствовать ситуации (и времени года!)… Мягкая, лёгкая, тонкая, часто прозрачная ткань не подходит для деловых встреч, но годится для свиданий, для демонстрации потребности в опеке и нежности… изящные туфельки на высоком каблуке не предназначены для «бешенной гонки» по жизни или для дружеских походов за пивом и уборки по дому, но в них хорошо танцевать на балу…

Иногда фраза: - Спустись с неба на землю! - это всего-лишь просьба переобуть уличную обувь на домашнюю.

 (В.Борисов).

А вот удобная обувь на каждый день: «на низком ходу», разношенная и не маркая - позволяет идти по жизни вприпрыжку, и выполнять массу дел. Она практична и демократична, но часто не позволяет разглядеть стройные ножки…

- Какие ужасные ботинки!
- Это чтобы змея не ужалила.
- Не позволяй змеям определять твой стиль в одежде!

(К-ф «Белый Олеандр»)

К.Юнг считал, что каждый человек рождается с «целостным личным эскизом». «Детали реализации проекта по сообщению окружающим о своих личностных особенностях будут проявляться и в выборе костюма, определяться значениями различных элементов и свойств одежды» (Куминов А.С). Ведь некоторые люди произвольно играют значениями вещей, комбинируя деловой костюм с кроссовками, рюкзак с вечерним платьем и т.д. И это, как правило, не отсутствие вкуса, а претензия на оригинальность и проявление творческого подхода… «То, как они одеваются, помогает им переживать свою групповую идентичность и при этом выражать свою индивидуальность» (А.Фенько).…

"Отдельным элементом является косметика, призванная преувеличить или, наоборот, приуменьшить символическое значение различных черт лица (например, акцентирование или «нивелирование» губ, как «символа женских гениталий», путем использования обесцвечивающих помад, прячущих губы, или, наоборот, придания им ярко-красных оттенков)" (Куминов А.С).

Кстати, по гардеробу человека можно определить, с какой ролью он, прежде всего, отождествляет себя. Какая одежда в нем преобладает? Деловой стиль, демонстрирующий образ "я - работник" или...?

А если еще обратить внимание на изменение вкусовых предпочтений, вспомнить, что явное несоответствие цвета, фактуры, формы и т.д. одежды характеру человека может рассматриваться как попытка направленного воздействия одежды на кого-либо… Например, внезапный выбор «сексуальной» обтягивающей и короткой одежды девушкой, обычно ходившей в длинных платьях, чаще всего, является показателем желания, чтобы ее заметили. Или неожиданный переход на классический («взрослый») костюм молодого парня может быть связан с потребностью изменить свой социальный статус…

Туфли могут изменить всю твою жизнь!

Спроси у Золушки...

(Кто-то)

У вас такое бывало? Когда и с какими событиями или периодами вашей жизни было связано изменение стилевых или цветовых решений?

 

А ведь существует еще «Одежда, которую я никогда бы не надел…» (то есть образ, в котором я не могу себя представить). Человеку часто "приписываются" черты (как положительные, так и отрицательные), ассоциирующиеся с той или иной одеждой. Например, военная форма - дисциплинированность, решительность; деловой костюм - строгость, пунктуальность; работоспособность; джинсы - свободолюбие и т.д. Что это для вас?

«Есть ли что-то такое, что вы не выносите в одежде другого человека? Подумайте, какую одежду вы бы никогда не надели? Нарисуйте данный костюм».

Вопросы для обсуждения:

• Что это за одежда? Где и на ком вы ее видели?

• Если бы вы встретили человека в такой одежде, что бы вы о нем подумали?

• Если бы вам пришлось надеть такую одежду, как бы вы себя в ней ощущали?

• С какими личностными качествами ее владельца вы связываете неприятную для вас одежду?

Иногда интересно понять, о чем говорит ваше бессознательное посредством выбора (отвержения) определенной одежды…

Неверно, что «человека делает одежда», но верно то, что отдельные детали наряда могут свидетельствовать о характере его владельца. Фрейд объясняет этот момент с психотерапевтической точки зрения: «Все, что человек делает со своей одеждой, часто даже сам того не замечая, представляет не менее важный интерес для врача и заслуживает его внимания. Любое изменение в привычном одеянии, любой недочет, не застегнутая пуговица, например, любая привлекающая внимание деталь, все это средство выражения чего-то такого, о чем сам человек не хочет говорить прямо; как правило, он делает это совершенно бессознательно».

Терапевтическая работа с ресурсами.

Если остановиться на значении символики одежды как таковой, то можно вспомнить, что «одежда – это олицетворение внутренней сущности, а также средоточие силы, жизненной энергии. Последняя функция иллюстрируется следующим эпизодом шумерской мифологии. Проходя через врата преисподней, богиня Инанна лишается всех своих одежд, а вместе с тем и магической силы, представая перед владычицей загробного мира Эрешкигаль обнаженной и беззащитной» (Полная энциклопедия символов и знаков).

С одной стороны, подобно другим покровам, одеяния выполняют функцию защиты, оберега (от ветра, пыли, холода, от воздействия злых сил и т.п.), предохранения и, в некотором роде, ограждения, с другой стороны, обряды очищения и перехода предусматривали избавление от нечистой или «устаревшей» (не соответствующей новому статусу) одежды и надевание новой – то есть одежда рассматривалась как некая внешняя оболочка, способная накапливать грехи, негативные состояния, «удерживать» носителя в определенной роли или, наоборот, подчеркивать приобретенный статус … Например, свадебная одежда…Свадьба – это своего рода переход в другое качество. Это смерть в качестве девицы и молодца и рождение в качестве жены и мужа. Отсюда «траур» в одежде жениха (скорбь по юности и беззаботной жизни), и традиционно белые одежды невесты, символизирующие невинность, чистоту и готовность ее войти в новую жизнь.

Есть ли у вас одежда, которую вам нужно или хочется снять? (Как тут не вспомнить феминисток, демонстративно сжигающих бюстгалтеры! (символ порабощения).

Нет такой формы одежды, которую было бы нельзя превратить в форму протеста. (М.Мамчич)

«Детский костюмчик», из которого вы давно выросли…или наряд домохозяйки?… Кто дал вам эту одежду? Какое состояние (или роль) эта одежда символизирует или каким видом одежды могло бы быть это состояние (например, депрессия или страх)? Участникам группы, иногда, предлагают  сделать символическое изображение наряда, от которого хотелось бы избавиться, вырезать его, прикрепить к одежде, а затем снять, комментируя, от чего они при этом избавляются…

Можно ограничиться «ритуалом очищения», а можно вспомнить, что различные детали одежды традиционно выступали как талисманы. «Существует немало мифов и сказок, в которых герой или героиня, встречаясь со своими сверхъестественными помощниками и покровителями, получают от них в дар платье или какой-либо иной элемент одежды. Эти предметы разнообразны и включают следующие.

(а) Головной убор. Во многих историях корона, шляпа или диадема на голове героя или героини подчеркивают их особый статус, права или роль. Следует также учесть, что головной убор может символизировать приоритет духовного или разумного начала и значимость авторитета. Соответственно, создание головного убора служит знаком самоутверждения и принятия духовной миссии или лидерской позиции. Создавая для себя и примеряя головной убор, клиент может испытать себя в роли ответственного, наделенного особыми полномочиями человека, а также почувствовать, что значит быть на виду и заявить о своих взглядах и ценностях.

(б) Пояс (не обязательно целомудрия))). Этот элемент одежды «соединяет» верхнюю и нижнюю половины тела и может символизировать защиту его целостности. К поясу могут прикрепляться различные важные предметы, которыми человек может, в случае необходимости, быстро воспользоваться – такие, как ключи, нож, фляжка и т. д.

(в) Сапоги, туфли. Этот элемент одежды может подчеркивать то, как герой двигается по своему жизненному пути, насколько он связан с землей или способен отрываться от нее и перемещаться благодаря этому более стремительно, если, например, он обут в крылатые сандалии. Человек может почувствовать себя более уверенным и решиться ступить на незнакомую территорию, представив себя обутым в волшебные туфли» (Копытин А.И., Корт Б.).

Создайте такой предмет одежды - талисман или оберег для себя. (например, «мантию уверенности»), примерьте…и как вам?

 

Не знаю, как там насчет ресурса в виде «царского венца» или «кольца всевластия»…, но, в истории психологии известен эксперимент Адама Галински, подтверждающий, что надевая определенный костюм, человек «перенимает» качества, которые он в себе несет… Данный феномен ученые проверили на примере группы добровольцев. Участникам эксперимента дали белый халат, который был описан как "врачебный". Когда люди надевали его, то начинали вести себя более внимательно, как и подобает настоящему врачу… А эффект воздействия красивого, эффектного, эротичного наряда каждая женщина испытала на себе…

Одежда диктует поведение. (М.Плисецкая)

Начните с внешнего, ведь иногда форма определяет содержание…)

 

Литература, использованная при написании статьи:

1.Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии - М.: Эксмо, 2003.

2. Энциклопедия символов, знаков, эмблем (автор-составитель К.Королев) – М.: Изд-во Эксмо; СПб, 2003.

3. Полная энциклопедия символов и знаков (автор-составитель В.В.Адамчик) – Минск: Харвест, 2006.

4. Фенько А.Б. Люди и деньги: Очерки психологии потребления. – М. Класс, 2005.

5. Куминов А.С. Психоанализ символизма обыденной жизни (глава «Психоанализ символического значения одежды», размещено на сайте www.psychol-ok.ru/lib/kuminov/psog/pszo.html)

6. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия. Речь, 2007.

7. История Русского костюма: курс лекций по специальности - Екатеринбург: Учебное пособие. Рос. проф.-пед.-ун-т, 2008 (размещено на сайте www.bibliofond.ru/view.aspx?id=451740).

 

 



Просмотров: 519
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда вам снится одежда. Цвет вашей одежды
  • Что говорит одежда человека о его характере?
  • Одежда для души, или как научиться радоваться жизни
  • Что может сказать одежда о человеке.
  • Что говорит о вас домашняя одежда?
  • Что говорит о вас ваша одежда?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Психосемантика внешнего вида: о чем за вас говорит ваша одежда
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • Полезная психологическая практика «Волшебная одежда» или «сезонное внутреннее пальто».
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Здравствуй, я твоя Тень". Или кто эта женщина, что стоит на проходе?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Стиль одежды мужчины, как отражение его личности
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Что выбрать: Развитие или Деградацию? Или "Чем привлекательна старость?"
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Я знаю, что ты чувствуешь" или как определить, а не сую ли я нос куда не следует



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь