"Развитие эротизма" - лекция Отто Кернберга 12 ноября, Киев

Эта лекция - продолжение предыдущей, конспект которой я выложила раннее:

Субъект агрессии тоже может формировать нормальную культуру отношений, которую я описал. Это возвращает нас к вопросу о теории мотивации человеческого поведения

З. Фрейд предложил считать основными мотивационными силами либидо и агрессию. Либидо как влечение к жизни и агрессию как влечение к смерти. Концепция либидо и агрессии отражает основу любви и ненависти. В клиническом смысле все конфликты - это конфликты между любовью и агрессией. Но сейчас мы знаем, что первая мотивационная структура в нервной системе - это аффективная система.

Самый простой способ анализа мозга - это рассмотрение лимбической системы, потому что большую часть мозга составляет лимбическая система, а сверху расположена кора. Лимбическая система - зона активирования аффективных систем, а кора тяготит к тому, чтобы контекстуализировать и контролировать аффективные системы. В лимбической системе есть центры более низкого и более высокого уровня. Например, гипоталамус - часть лимбической системы низкого уровня, миндалевидное тело, гиппокапм как центр аффективной памяти. Сейчас мы знаем об основных системах аффектов, а также о лимбических структурах, которые связаны с ними. Нейромедиаторы и нейротрансмиттеры, которые активируют эту систему, также известны. Аффекты - комплексные, сложные, психофизиологические структуры. Это комбинации особых субъективных опытов, отличные для каждой аффективной системы. Также это и системы поведения, присущие системам аффектов. По сути это психомоторные активации и выражения лица. Кора производит когнитивную рамку, которая обрамляет действие аффектов. Аффекты имеют метаболические последствия и действия распада. Аффекты можно разделить на позитивные, вызывающие согласие, и негативные, вызывающие боль. Их мотивационная функция - двигать человека к субъективно позитивным переживаниям и от субъективо негативных переживаний. Это сложные процессы, включающие субъективный опыт, поведенческие аспекты, лицевые выражения, когнитивные обрамления и способ влияния на нас, который движет нас к или от определенных стимулов. В них есть и коммуникативная составляющая: через выражение лица передавать матери информацию, чтобы она понимала, какой аспект заботы необходим ее ребенку.

Позитивные аффекты связаны с привязанностью и принадлежностью к другим особям нашего вида. Негативные аффекты: бей или беги, сепарация и паника. У каждой системы аффектов есть свой набор опыта, выражений лица и коммуникативных особенностей. Эти системы работают с рождения. Система бей или беги помогает укрепиться на некоторой территории, что важно для вида, чтобы иметь возможность добывать еду. Либо же как конкурентный элемент борьбы, дающий возможность победить в любовном выборе. Аффекты, связанные с сепарацией и паникой активируются в ситуациях реальной опасности. Система бей или беги и система сепарации и паники - это то, что Фрейд называл влечением агрессии. Система привязанности активирует нас по направлению к материнской фигуре, которая может обеспечить нам защиту и питание. Дети млекопитающих не рождаются полностью готовыми к жизни, им необходима забота материнской фигуры. Потому система привязанности базово необходима в первые месяцы и годы нашей жизни. Она же проявляется в потребности в зависимости, которая есть у нас на протяжении всей жизни. Эротическая система связана с возможностью сексуального влечения для продолжения вида. Это фундаментальная система аффекта, которая обеспечивает воспроизведение вида. А система игрового вовлечения служит для эмоциональной вовлеченности в сообщества. Либидо в понимании З. Фрейда - это комбинация этих трех позитивных аффективных систем. Существует эротический элемент отношений младенца и матери. И в этом моменте привязанность, эротизм и игровая вовлеченность включаюся в все вместе. В добавок к этим системам (2+3) есть еще одна, общая аффективная система - система поиска. Это система, позволяющая индивиду двигаться к окружающей среде с целью ее исследования. Это основные мотивационные системы человеческих существ.

Сексуальность - это система привязанности, система игрового вовлечения и эротическая система - в совокупности. Ученые в основном изучают, как происходит биологическое развитие мужчины и женщины, но не мужественность и женственность. Эротическая аффективная система уже сформирована внутриутробно к моменту рождения. Вопрос в том, в чем состоит влияние на нее после рождения. Первый сексуальный опыт - это эротический ответ поверхности кожи и отвертий и слизистых. Речь идет об активации опыта эротических аффектов младенца от матери. С психологической точки зрения важно, чтобы и мама отвечала собственной эротической системой на этот контакт. Бессознательным образом мамы усиливают этот компонент взаимосвязи, получая и выражая свое удовольствие от контакта с младенцем. И также матери испытывают особый вид эротического удовольствия от кормления грудью, ведь грудь - важная зона сексуальности взрослой женщины. Интенсивность этого переживания далее снижается. Специфика сексуального переживания матери дифференциируется в первый год в отношении сыновей. При этом есть возрастающее бессознательное отношение к маленьким девочкам пока у последних повышается интерес в отношении отца. И мы не знаем: это генетически запрограммировано или речь о бессознательном участии самого отца, который активирует этот интерес девочки. Важность активации агрессивной аффективной системы в их взаимоотношениях. Это проявляется в интесивных желаниях младенца слиться с мамой, в чем есть и эротический, и агрессивный компонент - проникнуть насильно в мать. Это является первоисточником садистической части сексуального возбуждения. То, что мать и ее грудь иногда доступна ребенку, а иногда не доступна, создает опыт фрустрации. Ребенок переживает то стимуляцию, то фрустрацию в опыте отношений с мамой. Это как будто мать то соблазняет, то дразнит ребенка, из-за чего усиливается желание проникнуть в нее. Возникает желание полного слияния, чтобы иметь возможность все время обладать матерью, получая удовольствие. Здесь тоже бывает смешивание эротического и агрессивного компонента. Позднее это проявляется в желании обладать матерью хотя бы визуально, через вуайеризм. Вуацеристические и эксгибионистические, садистические и мазохистические тенденции - базовые аспекты эротических тенденций, отражающие потребность в слиянии. Это усиливает бессознательное эротическое отношение к матери. В случае мальчиков это поддерживается дальше, а девочки переключаются на отца. 

Раньше теория предполагала, что маленькая девочка открывает тот факт, что мальчики и девочки различны и это открытие (отсутствие пениса у женщин) заставляет ее разочароваться в матери и обратиться к отцу. Но современные исследования показали, что в это время есть тенденция у мальчиков и у девочек развивать интенсивную зависть к матери. Фрустрация от невозможности полного удовлетворения с материнской фигурой влияет одинаково на мальчиков и на девочек. И оба могут формировать агрессивные фантазии к матери. 

Развитие эротизма  лекция Отто Кернберга 12 ноября Киев

Перейдем к сексуальности взрослых. Существует 4 компонента зрелого эротизма.

  1. Ощущение себя мужчиной или женщиной - ядерная гендерная идентичность
  2. Поведенческий паттерн, связанный с ядерной гендерной идентичности. Гендерно-ролевые аспекты
  3. Интенсивность сексуального желания
  4. Выбор объекта, на которого направлено сексуальное влечение

Главные вопрос - как многое из этих компонентов определяется через генетику, а какая часть детерминирована психологическим опытом?

Важно отделять политику и идеологию в этом вопросе от научного взгляда.  С научной точки зрения важно было открыть, что все эти 4 пункта определяются и генетикой, и жизненным опытом.

Интенсивность сексуального интереса и активности зависит от уровня тестостерона как у мужчин, так у женщин. Также в этом участвует окситоцион и вазопресин. Окситоцин - часть эротической системы аффектов, но также и часть системы привязанности. Разные гормоны в разных сочетаниях могут гармонизировать системы аффектов. Но влияние гормональной системы на сексуальную систему интереса очень ограничена. Она в основном регулируется психологическими факторами. Развитие и фиксация ранних форм привязанности и фантазий составляет то, что я назвал люблвной картой индивида. Мы это видим и при радикальных формах сексуального подавления. Это подавление может касаться полного отсутствия возбуждения и оргазма благодаря инфантильному функционированию, направленному против сексуальности. Это может отсылать к эдипальным проблемам или к сексуальной травматизации. Обычно форма личностного расстройства дает нам ключ к прогнозу, насколько может продвинута психотерапия. 

При невротическом уровне организации - прекрасные прогнозы на терапию. Другой случай - сильное сексуальное подавления при тяжелом пограничном расстройстве. В этом опыте - ранняя травматизация с доминированием неправильного или агрессивного сексуального обращения или с опытом покинутости. Потому доминировал опыт активации негативных аффективных систем. 

Ингибирование сексуального интереса парализует потенциальное развитие сексуальной жизни. 

В выборе объекта - гомосексуального или гетеросексуального - также не все случаи являются генетически детерминированы. В психоанализе доминирующим фактором рассматривается психологический аспект. И у нас нет достаточно данных, подтверждающих или опровергающих это, поскольку в науке есть табу на исследование сексуальности детей. Из моего опыта работы с пациентами - я замечал влияние семейного опыта и истории детства как обуславливающий выбор гомосексуального или гетеросексуального объекта, но исключить генетику мы не можем. И не можем игнорировать закладки особенности мозга при развитии плода. Сексуальное поведение млекопитающих также изменяется под влиянием опыте, что особенно заметно у приматов. Например, у шимпанзе иерархия прайда влияет на сексуальное поведение. 



Просмотров: 453
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Стройность – это Огонь!!!» – горячая и безбашенная система жиросжигания для знойных женщин
  • Отношения - это система
  • Человек — это система.
  • Это стттрашшшное слово СИСТЕМА
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Сексуальное развитие? Что это? Продолжение, часть 2.
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Перезагрузка подсознания. Тета-волны. Что это и как это работает?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Выученная беспомощность – это то, чему нас иногда учат. И это то, чему мы можем разучиться.
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Глинотерапия. Что это такое и как это работает?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Планирование секса: почему это важно и как сделать это правильно
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Психетарапия: Что это и с чем это «едят» ?
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • Мать и Дитя. мама есть но мамы нет. Как это можетбыть?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь