|
Сексуальность: быть или не быть? (1)Автор статьи: Жуматий Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются практические аспекты работы с актуальной способностью «сексуальность» в рамках пятиступенчатой модели позитивной психотерапии. В основу написания этой статьи легла идея синтеза двух методов: гештальт-терапии (школа Парижского гештальта) и позитивной психотерапии в работе сексуальностью.
Подлинная сексуальность - это то, что спрятать просто невозможно, а вовсе не то, что вам назойливо демонстрируют. Скарлетт Йоханссон.
Тема сексуальности завораживает и притягивает к себе, как магнит. Неважно, какой возраст, социальный статус и доход имеет человек, он не останется равнодушным, если дело коснётся разговора «про это». Понятие сексуальности для каждого несёт свой собственный смысл. Но однозначно в современном обществе сексуальность расценивается, как показатель жизненной энергии человека.
«Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости» (Коко Шанель). Часто сексуальность понимается, как поведение, основанное на побуждении, влечении и направленное на предполагаемого партнёра (чаще противоположного пола) с целью установления живого контакта. Причину такого влечения прекрасно иллюстрирует миф об андрогинах, рассказанный одним из персонажей диалога Платона «Пир». Согласно мифу, раньше люди сочетали в себе признаки обоих полов – мужского и женского. Их тело было шарообразное, с двумя парами рук и ног, с головой, объединяющей два лица, два уха и двумя «срамными частями». Назывались они андрогинами. Сила, мощь и скорость этих существ были очень великими, и они посягали на власть богов, питая великие замыслы. Чтобы уменьшить силу и буйство людей-андрогинов Зевс придумал разделить каждого пополам, впрочем, сохранив возможность оплодотворяться друг другом, и таким образом размножаться. Вот так с давних пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым, исцелить человеческую природу [4]. В этимологии слова «сексуальность», ключевым является слово «секс», которое в переводе с латыни означает вполне нейтральный в русском языке термин «пол». Латинское «sexus» произошло от глагола «secare» – разрезать, разделять, чем подчеркивается, что два пола являются, как бы независимо существующими отдельностями. Русское же слово «пол» явно намекает на половинку, которой многим людям так недостает для счастья. Немаловажную роль здесь играет гендерный аспект. Ведь недаром Эрих Фромм выделяет отдельной биологической потребностью желание единства мужского и женского полов. Но, тем не менее, эта потребность не ограничивается только половым влечением, которое создаёт только иллюзию единства на короткое время, если в его основе не лежит любовь. К сожалению, половое влечение может быть вызвано не только любовью, но также и тревогой, страхом одиночества, тщеславием, желанием покорить и даже причинить боль. А если желание физической близости вызвано любовью, то она преисполнена нежности и наслаждения [5]. Произошедшая в мире так называемая «сексуальная революция», с одной стороны, сняла все запреты с темы сексуальности, а с другой, тем самым, свела функцию сексуальности к простой сугубо биологической функции. Таким образом, сексуальность потеряла свой сокровенный смысл и ценность.
«Порнофильм: уже через 10 минут хочется уйти домой и заняться этим; а еще через 10 минут хочется уйти и никогда в жизни этим не заниматься» (Эрика Джонс)
В конце истории об андрогинах, Платон отмечает: «Когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно хотят друг от друга. Ведь нельзя же утверждать, что только ради удовлетворения похоти столь ревностно стремятся они быть вместе. Ясно, что душа каждого хочет чего-то другого; чего именно, она не может сказать и лишь догадывается о своих желаниях, лишь туманно намекает на них». Таким образом, ещё Платон сексуальность рассматривал как составляющую любви, а саму любовь – как жажду целостности и стремление к ней [4]. Независимая интернет-энциклопедия Википедия даёт определение сексуальности как совокупности биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения [7]. Гюнтер Аммон рассматривает «взрослую» сексуальность как способность без страха погружаться в симбиоз партнерских отношений, устанавливать живой контакт на телесном, душевном и духовном уровнях, а также получать удовольствие от такого «многоуровневого» партнерского взаимодействия [6]. В позитивной психотерапии сексуальность рассматривается как первичная актуальная способность, которая относится к базовой способности человека - способности к любви. Носсрат Пезешкиан обращает внимание на необходимость понимания разницы между сексом, сексуальностью и любовью. Как для некоторых людей религий представляется только сборищем ритуалов, догм и предрассудков, так же другие считают секс чем-то аморальным и грязным. Если в первом случае - неумение проводить различие между верой, религией и церковью, то во втором – неумение отличать секс от сексуальности и любви. В понятие «секс» включаются все физиологические процессы организма, связанные с сексуальной активностью. Однако секс – это не только эти процессы сами по себе, но ещё и знания, представления человека о них: о строении половых органов, об их функции, процессах в организме во время сексуальной активности, процессах зачатия, течении беременности и родах. Если секс связан с физическими особенностями, то сексуальность – с душевными, психическими состояниями, а также личностными и поведенческими свойствами, проявляющиеся в половой жизни партнёров. Сюда же относятся социальные нормы и актуальные способности человека (чистоплотность, точность, вежливость, искренность и т.д.) Поэтому сексуальность следует рассматривать с точки зрения физического, психического и духовного единства человека [2].
«Я — не тело, наделенное душой, я — душа, часть которой видима и называется телом» (Паоло Коэльо).
Любовью Н. Пезешкиан называет такое эмоциональное отношение, которое может быть направлено на ряд объектов в самых различных формах проявления. В зависимости от выбранного объекта, Э. Фромм выделяет следующие виды любви: братская любовь (любовь ко всем человеческим существам), материнская любовь (безусловное утверждение в жизни ребёнка и его потребностей), эротическая любовь (жажда полного слияния с единственным человеком), любовь к себе (утверждение своей собственной жизни, счастья, развития, свободы), любовь к Богу (потребность преодоления тревоги одиночества через переживание единства). Секс и сексуальность сами по себе делают человека заменимым. В таких случаях он только носитель каких-то определённых качеств, которые оцениваются положительно или отрицательно. Неповторимость человеческой личности при доминировании секса и сексуальности не замечают. Любовь же в сочетании с сексом и сексуальностью утверждает эту неповторимость человека и гарантирует оптимальное удовлетворение естественных влечений [2]. В своей практике мне встречались клиенты, которые испытывали затруднения с развитием данной актуальной способности. Моя картина плана работы в данном направлении существенно расширилась после участия в обучающем проекте «Работа с сексуальностью в гештальт-терапии». Бриджит Мартель, представительница гештальт-подхода, предлагает несколько оригинальных путей для исследования сексуальных трудностей, рассматривая проявления нашей сексуальности как различные способы поддержания контакта и отношений. Реабилитируя здоровую агрессивность, помещая креативность в центр человеческой деятельности, выходя за ограничительные рамки нормальности, связывая сексуальность с важнейшими экзистенциальными проблемами она стремится по-особому взглянуть на проявления нашей сексуальности и, прежде всего, преодолеть застой и вновь пережить творческий порыв [1; 12]. (Продолжение следует) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|