Меня позвал Серега на выставку Ван Гога … (или портреты любви)

Многие из нас задавались вопросом: «Что есть любовь?». Ответ на этот вопрос может иметь для повседневной жизни человека несколько полезных значений.

Во-первых, человек может определить, в каком из состояний он находится в текущий момент. Другими словами, может все-таки понять, любит или не любит. Такое понимание имеет важное практическое следствие для дальнейшего выбора: а что делать дальше? Продолжать отношения или не стоит?

Во-вторых, зная, что есть любовь, можно целенаправленно развивать в себе способность любить. Представления о любви многолики и также разнообразны способы ее развития.

В-третьих, представляя четкий образ желаемой любви, человек может находить подходящие способы достижения желаемого.

Итак, предлагаю вам на некоторое время стать зрителями портретов любви, которые широко представлены в культуре (в религии, философии, литературе, науке и т.д.). Заранее договоримся, что все обсуждаемые портреты являются лишь способом структурирования и упорядочивания опыта любви в тех категориях и понятиях, которые организуют процесс восприятия их авторов.

Обратимся к представителям христианства, Семен Людвигович Франк (С нами Бог, часть 2, глава 5) утверждает о том, что христианская религиозная установка есть установка любви. Данное суждение С. Л. Франка указывает на мировоззренческую функцию любви. То есть религия смотрит на мир через призму безусловной любви. Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого; в качестве такового она есть благоговейное отношение к нему, радостное приятие его существа, вопреки всем его недостаткам, перемещение на любимое существо центра тяжести личного бытия любящего, сознание потребности и обязанности служить любимому, чего бы это ни стоило нам самим.

Что отражается в данной части портрета любви? Я здесь улавливаю взгляд на мир и людей через непосредственность и направленность на их безусловную ценность, благоговейное отношение и служение объектам любви.

Любовь есть счастье служения другому человеку, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причиняет это служение. Здесь наглядно прослеживается развитие способности любить через формирование умения получать положительные эмоции от служения любимому.

Так любит мать своего ребенка, даже сознавая все дурное в нем; даже если этот ребенок стал существом преступным и порочным, если вызывает во всех других людях справедливое порицание и возмущение, мать не перестает ощущать, что его душа в глубине и истинном существе есть нечто абсолютно драгоценное, прекрасное, священное. Ребенок является существом, которое в своей первой младенческой улыбке раз навсегда явил ей свою неземную, драгоценную сущность.

Метафора любви матери к своему ребенку показывает способ удержания в сознании безусловной ценности любимого человека, что будет поддерживать развитие способности любить через накопление умений переживать позитивные эмоции в процессе служения ему.

Предлагаю дальше перейти к рассмотрению философского портрета любви, автором которого является Фридрих Ницше. Его понимание феномена любви было более сложным и диалектическим, чем у его предшественника - Шопенгауэра, который свел любовь к инстинкту, к простому зову плоти. Любовь у Ницше – проявление полноты жизни, богатства здоровой индивидуальности, иными словами, воли к могуществу, которая выступает у него как творческий эрос, как проявление «любви к красоте и новым поколениям» (Kaufman W. Nietzsche: Philosopher, Psychologist, Antichrist. Princeton. 1974 P. 258).

Полнота жизни и богатство здоровой индивидуальности неизмеримы психометрическими шкалами, так как это наполняется субъективным опытом переживаний. Для одного человека стакан наполовину пуст, для другого наполовину полон. Один человек осознает свой жизненный опыт каждыми минутами, другой для осознания использует более крупные временные участки – дни, недели, годы. Соответственно, более мелкие по времени участки опыта наполняют жизнь более плотно, чем крупные. Поэтому, с субъективностью полноты жизни нужно разбираться каждому индивидуально.

Критический пафос философии Ф. Ницше проявляется в том, что он выступает против отождествления любви с альтруизмом, с бескорыстной любовью к ближнему. Он готов скорее признать любовь эгоизмом, чем альтруизмом. «Одно из самых больших преступлений в психологии – это то, что любовь была подменена альтруизмом, в то время как она есть присоединение к себе или удаление от чрезмерного богатства личности. Раз кто-нибудь не сидит прочно и бодро в своей собственной шкуре, то ему и нечего раздавать … Любовь – это и есть выражение эгоизма» (Вересаев В. Аполлон и Дионис (о Ницше) // Поли. Собр. Соч.-М.: 1930.-Т. 8.-С. 93.).

Таким образом, путь развития способности любить, основываясь на философии Ф. Ницше, лежит через развитие здорового эгоизма, а методами выступают экспериментирование с жизненным опытом и более детальное по времени его осознание.

В следующем зале нашей выставки обратим внимание на лирический портрет любви. Здесь выставляется Анна Ахматова. Она для описания любви выбирает образ пятого времени года. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Мир открывается в другой реальности: «Ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы …»

«То пятое время года,

Только его славословь.

Дыши последней свободой,

Оттого, что это-любовь.

Высоко небо взлетело,

Легче очертанья вещей

И уже не празднует тело

Годовщину грусти своей».

Путь развития способности любить проходит через формирование умения замечать в обычном нечто необычное, выходить за рамки принятых стандартов восприятия.

Любовь у А. Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения, первой пробуждающей встречи, или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертной тоски.

Таким образом, метод развития способности любить – это становление открытости опыту кризисных переживаний. Когда обычное постоянство сменяется необычной неопределенностью, и ты заново вынужден искать нечто таинственное, неизвестное, что даст тебе возможность опереться на «Это».

В Ахматовской лирике всегда речь идет о чем-то большем, чем непосредственно сказано в стихотворении. Также и в любви есть нечто большее, чем то, о чем мы знаем в каждый конкретный момент.

«Все отнято и сила, и любовь.

В немилый город брошенное тело

Не радо солнцу.

Чувствую, что кровь

Во мне уже совсем похолодела.

Веселой Музы нрав не узнаю

Она глядит и слова не проронит,

А голову в веночке темном клонит,

Изнеможенная, на грудь мою.

И только совесть с каждым днем страшней

Беснуется великой хочет дани.

Закрыв лицо, я отвечала ей,

Но больше нет ни слез, ни оправданий.

Все отнято и сила, и любовь».

В сегодняшней экспозиции остался последний портрет. Нельзя сразу объять необъятное. А портретами любви наполнена вся человеческая история. Предлагаю вашему вниманию портрет любви, автором которого является Сергей Леонидович Рубинштейн.

Моральное отношение к человеку – это любовное отношение к нему. С. Л. Рубинштейн сразу характеризует здесь любовь через категорию отношения. Любовь выступает как утверждение бытия человека, через свое любовное отношение к другому человеку, которое заключено в формуле и в чувстве: «Хорошо, что вы существуете в мире».

Моральный смысл любви (мужчины и женщины) в том, что человек обретает исключительное существование для другого человека, проявляющееся в избирательном чувстве: он самый существующий из всего существующего. Быть любимым – это значит быть самым существующим из всего и всех. Соответственно, становление этого избирательного чувства представляет собой диапазон развития способности любить по С. Л. Рубинштейну.

Любящий человек существует для другого не как объект познания, а как условие жизни, человеческого существования. Любовь по С. Л. Рубинштейну – это процесс познания, основанный не на непосредственном восприятии человека, а на раскрытии сущности человека. Прозрение и познание сущности другого человека происходит через те человеческие отношения, в которые вступает любящий.

Таким образом, радоваться самому существованию другого человека – вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде: «Хорошо, что вы существуете в мире …» (Рубинштейн С.Л. Человек и мир.-М.: 1989.-С. 30).

На этом наша сюжетная экспозиция заканчивается. Надеюсь, что это погружение в мир портретов любви продвинуло вас немного дальше в поиске именно вашего ответа на изначально поставленный вопрос – что есть любовь? И если у вас остается желание продолжить поиск дальше, то я всегда открыт для вас!



Просмотров: 268
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Невротическая потребность в Любви или это и есть Любовь? 5 признаков
  • Love is.... Что такое любовь? Чем любовь к себе отличается от любви к другим?
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что такое любовь? И чем она отличается от любви к себе
  • Формула любви: что для нас любовь
  • Что такое любовь к себе, или от любви до зависимости и обратно
  • Позволить любви быть или требовать соответствия своим ожиданиям о том, что могло бы заменить любовь
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Психология любви. Что такое любовь
  • Психология Любви. Что такое любовь
  • Песнь о любви оттуда. Ваше мнение любовь это или страсть?
  • Возможна ли для вас полноценная Любовь? Уровни любви - Как их освоить.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое любовь? (Виды и стадии любви)
  • Чем настоящая любовь не является. Мифы о настоящей любви.
  • Несчастная любовь. Что делать? Причины несчастной любви.
  • И опять Потоки любви. О расширении мировосприятия через любовь.
  • Потоки любви в семье. Второй поток: Что такое любовь?
  • Стадии развития любви, или первая любовь
  • Что такое зрелая любовь? Отличия эгоистичной и зрелой любви по Фромму и Маслоу
  • Сейчас - самое подходящее время для любви. Любви к себе.
  • 50+. Отношения. Часть 2. Любовь. «Любви все возрасты покорны?" с окончанием.
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Феноменология любви или как понять свою любовь
  • Любовь к себе. 13 Этапов от не любви к жизни
  • Как любовь родителей влияет на будущую любовь к партнеру. Основные отличия любви от суррогата.
  • Чем отличается любовь от ... любви
  • Любить или нет? – вот в чем вопрос. Тысячелетие побега от любви
  • О том, что важней любви. Для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь